Доклад: Использование компьютерного тестирования для контроля результатов обучения химии


Доклад: Использование компьютерного тестирования для контроля результатов обучения химии.
Докладчик:
М.С.Дариенко, преподаватель информатики и математики первой квалификационной категории ГОУ СПО «Тираспольский техникум коммерции».
Процесс обучения нуждается в регулярном контроле. На сегодняшний день помимо традиционных методов проверки знаний, востребованы инновационные методы педагогического диагностирования.
Достоверную информацию о качестве усвоения материала позволяет получить компьютерное тестирование. Преимуществами компьютерного тестирования являются, прежде всего, минимальные временные затраты на контроль знаний, получение результата сразу после прохождения теста, объективность измерения результатов обучения, мотивация студентов.
В рамках Республиканского методического объединения преподавателей «Химии, биологии, географии, ОБЖ», преподавателями был разработан фонд оценочных средств по дисциплине «Химия», в котором значимую роль занимает тестовый контроль. Передо мной была поставлена задача автоматизировать процесс тестирования.
В настоящее время существует множество разработанных тестовых программных продуктов – MyTest, OpenTest, Конструктор Тестов, TestSystem, easyQuizzy и др. В своей педагогической практике я использую программу easyQuizzy.
EASYQUIZZY — это программа, с помощью которой можно создавать и редактировать компьютерные тесты. Используя подготовленные тесты, можно облегчить работу преподавателей при проведении ежедневных «быстрых» опросов студентов и ускорить проверку результатов, т. к. выставление оценки происходит автоматически на основе системы оценивания, выбранной при создании теста.
Технология создания компьютерного теста.
Запускаем программу easyQuizzy. Во вкладке «Информация о тесте» указываем название и описание теста, а также можно указать автора теста (рис. 1).

Рис. 1
Переходим на вкладку «Вопросы и ответы» (рис. 2). Программа предусматривает следующие виды вопросов:
Выбор одного правильного ответа;
Альтернативный выбор (да/нет);
Выбор нескольких правильных ответов;
Установление правильной последовательности;
Установление соответствия;
Свободный ответ (рис. 3, рис. 4).

Рис. 2
В текст вопросов и вариантов ответов можно вставлять картинки, формулы и специальные символы.

Рис. 3

Рис. 4
Настройка параметров теста осуществляется с помощью вкладки «Настройки теста». Преподаватель имеет возможность указать количество задаваемых вопросов теста, порядок их следования (по порядку или случайным образом), порядок следования ответов на вопрос (по порядку или случайным образом), систему оценивания, ограничение времени и формат итогового отчета (рис. 5, рис. 6). Если тестирование проходит одновременно для всех студентов в компьютерном классе, случайный порядок следования вопрос и ответов позволяет избежать списывания друг у друга.

Рис. 5

Рис. 6
Наиболее оптимальные системы оценивания для нашей системы образования – это сумма балов, 5-бальная система, зачетная система.
Сумма баллов – за каждый правильный ответ 1 балл. По итогу преподаватель может варьировать на своё усмотрение выставляемую оценку для более сильных или слабых студентов.
5-бальная система – преподаватель может настроить критерии оценок согласно проценту выполнения работы. На экране будет выведен результат в виде оценки, а снизу будет отмечено количество верных ответов.
Зачетная система – предусматривает бинарную логику (зачет/незачет). Преподаватель настраивает критерий (количество верных ответов, процент выполнения), согласно которому выставляется зачет.
Настройка теста позволяет указать время прохождения испытания (рис. 7). В обучающем режиме целесообразно не ограничивать время, а при контроле знаний имеет смысл указать временной предел.

Рис. 7
В программе предусмотрена опция вывода итогового отчета, в котором можно настроить показ вопросов с правильными ответами, вопросов с неправильными ответами, вопросы без ответов, ответы тестируемого, правильные ответы (рис. 8). Отчет также включает в себя итоговую статистику, показывающую процент выполнения теста. Эта функция позволяет использовать тест как тренажер – студент, пройдя тестирование, увидит свои ошибки и проработает материал самостоятельно. В случае использования теста при контроле знаний, в настройках эту опцию убираем. Итоговый отчет можно распечатать или сохранить и отправить по электронной почте.

Рис. 8
При сохранении теста формируется независимая программа (файл с расширением *.exe), которую достаточно скопировать на любой компьютер и запустить, чтобы начать тестирование.
Интерфейс тестов дружественный, что позволяет испытуемому при прохождении теста не задумываться над тем, как работать с программой, а только думать над задаваемыми вопросами. Для ответа на вопрос достаточно выбрать правильный ответ/ответы и подтвердить выбор. Если есть необходимость, вопрос можно пропустить (рис. 9, рис. 10). В конце теста программа вернёт к вопросу без ответа автоматически. Во время прохождения теста студент видит, на какой по счету вопрос он отвечает и сколько времени у него осталось. По окончании тестирования выставляется рекомендуемая оценка.

Рис. 9

Рис. 10
Просматривать ответы на вопросы и редактировать тест возможно только в случае, когда программа установлена на компьютер. С целью обеспечения защиты от несанкционированного просмотра и редактирования теста, разумно установить пароль. Для этого выберите пункт меню «Файл → Установить пароль...». В диалоговом окне, чтобы исключить ошибки ввода, ведите пароль два раза и нажмите кнопку «ОК» (рис. 11). После этого сохраните файл.

Рис. 11
С помощью данного приложения были компьютеризированы 34 теста по дисциплине «Химия».
Раздел I «Неорганическая химия» включает следующие тесты:
Основные понятия и законы химии;
Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома (2 варианта);
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация (3 варианта);
Классификация неорганических соединений и их свойства;
Ионные реакции и реакции окисления-восстановления;
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз;
Неметаллы;
Металлы (2 варианта);
тестирование по разделу «Общая и неорганическая химия» (2 варианта).
Раздел II «Органическая химия» состоит из тестов:
Алканы (2 варианта);
Углеводороды и их природные источники (2 варианта);
Спирты. Фенолы (2 варианта);
Альдегиды;
Карбоновые кислоты (2 варианта);
Белки (3 варианта);
Высокомолекулярные соединения (3 варианта);
Азотсодержащие органические соединения. Белки;
Амины;
Аминокислоты;
тест по разделу «Органическая химия»;
итоговое тестирование по курсу «Химия».
Литература
Рудаковская Е.Г., Осипчик В.В., Хлынова Т.В. Современные требования к уровню подготовки студентов // Актуальные проблемы химико-технологического образования: сб.ст. Пятнадцатой межвузовской учебно-методической конференции, Москва, 2013. – С.15-16.
ФОС по учебной дисциплине «Химия».
Хаданович А. В. Применение тестового контроля знаний при обучении химии студентов-биологов [Электронный ресурс]: Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе : сборник научных статей. - Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2016. - С. 322-324. URL: http://lib.vsu.by/xmlui/bitstream/handle/123456789/8486/322-324.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 21.01.2017).
http://easyquizzy.ru/help/use/