Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП у детей среднего возраста по теме Полёт в космос


Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП у детей среднего возраста по теме: «Полёт в космос»
Образовательная область –Познавательное развитие, ФЭМП
Тема: «Полёт в космос»
Цель: Выявление и закрепление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года.
Задачи:
1.  Закрепить счёт в пределах 5, формировать представление об обратном счёте
2.  развивать внимание, наблюдательность, устанавливать сходства и отличия.
3.  повторить знания о геометрических фигурах, о линиях;
4.  развивать умение давать развернутые ответы на вопросы.
5.  развивать логическое мышление
6. развивать у детей любознательность, взаимопомощь, расширять представление детей о космосе.
Оборудование:
мяч,карточки «логические ряды геометрических фигур», геометрические фигуры, блоки Дьеныша. Квадрат-трансформер Воскобовича, счётные палочки.
Этап НОД Содержание. Действия педагога. Действия детей. Результат.
Организационный момент Воспитатель обращается к детям:
-Ребята сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас в космос. Полетим?  А что такое космос? Кто первый полетел в космос? Ответы детей
Основная часть
Постановка проблемы
Разминка
Пальчиковая гимнастика
)  А на чем летают в космос? Правильно на ракете. Я предлагаю сделать по образцу из блоков Дьеныша.
Итак, ракета готова, но чтобы ее открыть необходимо, открыть кодовый замок. В нем три числа – первое число – это число, которое стоит перед 2 .Второе  число - это число, которое стоит после 4. Третье число – это число, которое стоит перед 3.
У вас на столе лежат цифры, составьте  из них код. Работа детей. У кого какое число получилось? Сравните свое число с ответом. Кому удалось открыть ракету? Хорошо мы сидим в ракете.
Для того чтобы взлететь нужен обратный отсчёт.
Луно,луно,луноходОтправляемся в полёт
На старт,внимание,зажигание5..4..3..2..1
Взлёт!
Мы с вами преодолели земное притяжение  и теперь находимся в космосе, посмотрите в иллюминатор, что вы там видите?(на доске картины планет) Итак, ребята, мы с вами отправляемся на планету Меркурий.
Меркурий — ближайшая к Солнцу планета. Жара нестерпима! Изжарит в котлету!Повернута к Солнцу одной стороной, С другой — страшный холод и мертвый покой.
Посмотрите, все фигуры перепутались на экране. Нужно быстро исправить ситуацию, иначе  будет авария.(предлагаю продолжить ряд геометрических фигур, вставить недостающие фигуры)
Вот, молодцы ребята, спасли наш полет!
- Вторая от Солнца планета Венера.
Газ ядовит в атмосфере Венеры. Дышать невозможно! Жарища без меры!Солнца не видно сквозь облака. Жизнь невозможна!Но, может, пока? Планета Венера находится рядом с планетой Земля. Но в отличии от нашей планеты жизнь там невозможна , почему? ( Потому, что на планете Венере ядовитый газ)
-Ребята вы убедились , что у нас сегодня не простое путешествие. Нас ждет еще много испытаний и я вам предлагаю подготовить наши пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять, планеты будем мы считать.
К солнцу ближе всех Меркурий, На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля – наш дом родной, Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю, и Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран, Показали кольца нам. Вот Нептун, а вот Плутон, Дальше всех от солнца он.
Все планеты хороши, Полетали от души.
Мы отправляемся на планету Марс.
Марс – таинственная планета.Она по размеру чуть больше Луны.Из-за кроваво-красного цвета.Назвали планету в честь бога войны
А давайте мы с вами сейчас попробуем создать свои звезды из счетных палочек. Молодцы вы отлично справились с заданием, а нам пора лететь дальше. Вот и следующая планета Юпитер.
Юпитер — царь планет! Уж очень он тяжел.И медленно плывет.А наступить ногойТак просто невозможно,Ведь жидкая планета,И утонуть в ней можно!
- На этой планете мы с вами поиграем в игру « Скажи наоборот».
(Длинный – короткий;  Большой – маленький;  Высокий – низкий;  Широкий – узкий; Толстый – худой; Далеко – близко; Вверху – внизу; Слева – справа; Вперед – назад; Один – много; Снаружи – внутри; Легкий – тяжелый; Сильный - слабый; Быстро - медленно.)У каждой планеты есть что-то своё,Что ярче всего отличает её.Сатурн непременно узнаешь в лицо –Его окружает большое кольцо.Оно не сплошное, из разных полос. Учёные вот как решили вопрос:Когда-то давно там замёрзла вода,И кольца Сатурна из снега и льда.
- Мы прилетели на следующую планету - Сатурн, здесь нас ждет следующее испытание «Квадрат – трансформер»
я предлагаю выложить из квадрата дом.
Дальше мы с вами отправляемся в холодные миры.
Уран, Нептун, Плутон –Здесь холодные миры.Света нет и нет жары.Вечная зима и ночь…Захотелось сразу прочь.Скован льдом Уран, Нептун,И на Плутоне колотун!
- Посмотрите в иллюминаторы, а здесь и правда очень темно и холодно.Предлагаю немного согреться. Давай те поиграем в игру.
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты
На какую захотим, на такую полетим,
Но в игре один секрет –опоздавшим места нет.
Дети собирают ракету из блоков Дьеныша.
Решают проблемные ситуации.
Делают движения кистями рук, как будто едем.
Ладони сложены под углом друг к другу
Дети загибают пальцы
Ладони сложены под углом друг к другу, поднимают вверх.
Дети продолжают логический ряд геометрических фигур
( хлопаем в ладоши)
( загибаем пальцы на каждое название планеты)
( хлопаем в ладоши ) ( пальцы сжаты, большой палец вверх)
Дети выкладывают звездочку из счетных палочек.
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Дети выкладывают дом.В процессе работы уточняют где верх, низ квадрата, стороны.
Проводится игра стульчики.
Рефлексия Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, значит, вы настоящие космонавты и трудностей не боитесь! И нам пора возвращаться на землю в наш любимый детский сад. Космическому экипажу приготовиться совершить посадку! Проходим на свои места.( Дети садятся на свои места)
В: Для того чтобы ракета вернулась на землю, нужен обратный отсчет 5.4.3.2.1
( звучит музыка) Пока мы летим на свою Родную планету давайте побеседуем. Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
Чем она отличается от остальных планет? (есть жизнь, воздух, реки, моря, растения, животные,)А какие планеты вы запомнили из нашего путешествия? Продолжение исследования вне НОД Мы на планете побывали
Очень многое узнали
Возвратились мы назад
Детский сад нам очень рад!
Интересное было путешествие? Будем с вами изучать дальше космос?
Я рада что вам понравилось и хотела бы наградить вас первой медалью космонавта. Награждение детей медалями.