Работа по самообразованию на тему:Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе VIII вида


ГАОУ специальная (коррекционная) школа-интернат №5
пгт Новобурейский, Амурской области
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе VIII вида.
Коррекционная школа осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего недоразвития или нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в общеобразовательной школе. Трудности в усвоении учебного материала учащимися коррекционной школы нередко приводит к снижению интереса к учению. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для детей с нарушением интеллекта. Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны, пассивны, не проявляют желания активного действия.
Математика в коррекционной школе решает одну из важнейших специфических задач обучения детей с ОВЗ – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся. Развивая элементарное математическое мышление, она формирует и корригирует такие формы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивает способность к обобщению и конкретизации, создает условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика, существенное место начинает играть роль творца своей деятельности. Отсюда и необходимость строить обучение так, чтобы ученик прилагал усилия, преодолевал небольшие трудности, добивался результата. Такая позиция рассчитана на силу ребёнка, а не на его слабость. Отсюда – направленность процесса обучения на решение поисковых и творческих задач. Отсюда – уважение к возможностям школьника и создание условий для их полноценного использования. Развитие познания – всегда большой собственный интеллектуальный труд. Но это не только и не столько труд запоминания, сколько творческая работа. Интерес к обучению снимает перегрузку учащихся и их усталость, создает эффект личностного причастия школьников к учебному процессу, является источником творчества детей, основой их ответственности и действенного отношения к учению.
Занимательность создаёт заинтересованность, рождает чувства ожидания, а от степени заинтересованности часто зависят внимание на уроке и активность, критичность ума, творческий подъём учащихся. Здесь можно отметить такую цепочку связи: занимательность – любопытство – любознательность – интерес к предмету, что в свою очередь рождает потребность в глубоком овладении знаниями и ведёт к раскрытию потенциальных задатков и творческой способности. Процесс обучения представляет собой взаимодействие учителя и ученика. Учитель может придумать учебную задачу, подготовить систему заданий, но выполнить их должны ученик. Для этого необходимо:
создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества;
должен быть обеспечен соответствующий уровень развития самих учащихся: они должны уметь наблюдать, сравнивать, обобщать, рассуждать по аналогии.
Активизация познавательной деятельности учащихся остаётся одной из главных проблем педагогики. Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь восприятие – запоминание – сохранение – воспроизведение – интерпретация полученных знаний. Познавательная активность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется развивается в организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Активизация познавательных интересов основана на врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у учащихся показатель серьёзных недостатков в организации обучения. Усвоение математических знаний происходит более активно и осознанно, если использовать разнообразные методы обучения. Для успешного обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта необходимо пробудить у них интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности.
Учёба – это серьёзный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будить мысль. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Активизировать – это значит целенаправленно усилить познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение), прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение учащихся к учебной деятельности. Формирование познавательной активности возможна при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своём развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целенаправленность при решении заданий. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы. Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой-либо темы, много времени уделяется поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В.А. Сухомлинского первая искра, зажигающая факел любознательности.
Пути активизации учебной деятельности: проблемное изложение материала, самостоятельная работа учащихся, творческие задания, игровые методы, занимательные задания, проведение нетрадиционных уроков. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, красочный дидактический материал, которые применяю на уроках. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувства удивления, интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал. Игровые и занимательные задания способствуют воспитанию интереса к математике, развитию внимания, мышления. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности учащихся. А самое главное, игра должна быть такой, чтобы процесс был интересным, а результат полезным. В привитии интереса к урокам математике большую роль играют задачи занимательного характера. Занимательность характеризуется следующими показателями: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формой её подачи. Решение таких задач вырабатывает у учащихся внутренний отклик, развивает их любознательность. С этой целью использую занимательные задачи с разнообразными сюжетами, задачи-шутки, магические квадраты, ребусы, кроссворды, шарады, которые никого не оставят равнодушными. Часто уроки в 5-9 классах начинаю с викторины, которая выполняет роль устной работы или теоретической разминки и рассчитана обычно на время в пределах 7-8 мин., в зависимости от целей и возможностей урока. Чтобы викторина не превратилась в самоцель, чтобы она служила главной задаче – обучению учащихся на уроке, учитель вызывает учеников к доске для обоснования своих ответов. Викторина помогает учителю сразу видеть характер ошибок учеников. При устном счёте можно использовать уже решенные примеры, но в них специально допущена ошибка, поэтому и задание называется «Найди ошибку». Учитель записывает примеры на доске или проецирует на доску, используя компьютер. Ученики должны найти ошибку и сказать правило, на которое допущена ошибка. Этим самым ещё раз повторяется правило. Большую ценность на уроке представляют загадки. К.Д. Ушинский писал, что «загадка заляжет прочно в памяти, увлекая с собой и всё объясняя к ней привязанное». В качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность, использую загадки на различных этапах урока. На уроке при выполнении арифметических действий с числами отводится 5-10 мин. Для этого предлагаю учащимся примеры с окошками и пропущенными знаками действий;
сравнить числа, найти и исправить ошибки в решении примеров;
определить, по какому правилу записан ряд чисел и продолжить его;
найти различия; предлагаю детям такие задания, как «Эстафета», «Цепочка», «Математический футбол», «Молчанка» и другие.
Использование нетрадиционных уроков повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе применяю уроки-сказки, уроки-путешествия. Уроки-путешествия – это игра, но игра, решающая цель ряд познавательных и воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль игры в обучении школьников. В любой игре содержится психолого-педагогические возможности воспитания и обучения детей. Один из видов игр, выделяемый психологами, - это игра на «преодоление этапов». Урок-путешествие можно отнести именно к такому виду. Такие уроки применяются в основном, для обобщения тем. На уроках-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. На уроке всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют навыки математических знаний.
Включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал А.С. Макаренко. Вот почему игре уделяется особое внимание. Без игровых ситуаций не может быть полноценного развития личности школьника с нарушением интеллекта.
Список литературы:
Festival.1september.ru
Nsportal.ru