Творческая разработка по русскому языку на тему «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка посредством игры»


Творческая разработка
«Активизация познавательной
деятельности учащихся на уроках
русского языка посредством игры».

Выполнила:
Галиутдинова Светлана Константиновна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Основная общеобразовательная
школа №33»
Новокузнецк 2016
Содержание С
СтрВведение 3
I. Классификация игр: 4
1. Учебные 4 – 5
2. Учебно-ролевые 5 - 6
3. Комбинаторные 6 – 7
4. Аналитические 7
5.Ассоциативные 7 – 8
6. Контекстные 8
Заключение 9
Приложение 10
Библиографический список 11

ВВЕДЕНИЕ
Может ли современный урок русского языка быть радостным и интересным? Об этом мечтает каждый учитель. К сожалению, мы, учителя, не всегда ярко и увлекательно знакомим детей с богатством родного языка, недостаточно убедительно говорим о его способности выражать самые различные мысли и чувства, не все делаем для того, чтобы воспитать у учеников любовь к русскому языку как к предмету. А воспитывать любовь к русскому языку можно через игру, потому что игра – закон жизни ребенка. И, работая с детьми, нельзя не играть с ними. Около тридцати лет я работаю в школе, за это время мною собрана богатая игротека, которая дает возможность активно использовать на уроках различные дидактические игры, игровые творческие задания. Стараюсь в каждый урок внести игровой элемент. Это помогает мне сделать процесс обучения не только занимательным, но и более эффективным. Ведь игра преобразует внутренний мир ребенка, заставляет его сконцентрировать внимание, мобилизовать силу воли и интеллект. Азарт, сопутствующий каждой игре, становится мощным стимулятором деятельности. Когда на уроках не скучно, появляется возможность прививать ученикам любовь к своему родному языку, пробуждать желание постичь его тайны. Поэтому я убеждена в том, что тема моей творческой разработки актуальна и интересна для многих учителей, работающих в школе.
I . Классификация игр
На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, конкурсы, викторины, шарады, шутки, метаграммы, кроссворды, сигнальные карточки, ребусы, турниры, творческие задания. Важно, чтобы выбор той или иной формы был оправдан. Есть множество способов классифицировать игры, но для меня приемлемо такое распределение: 1) учебные, 2) учебно-ролевые, 3) комбинаторные, 4) аналитические, 5) ассоциативные, 6) контекстные.
1. Учебные игры.
Самыми простыми и традиционными принято считать учебные игры, потому что они помогают закрепить изученный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний. При изучении тем «Безударные гласные в корне слова» или «Непроверяемые гласные и согласные» я успешно использую игры «Орфографическое лото» или «Орфографическое домино» (см. приложение). В лото играет весь класс, а в домино - группа из шести человек под руководством консультанта-ученика или учителя. Материалы для игр подбираются из контрольных диктантов, домашних работ учеников, словарных диктантов и других источников. При изучении темы «Удвоенные согласные» провожу эстафету «Ромашка». Работа идет в группах или по рядам. Передавая из рук в руки ромашку, каждый вписывает на лепестке необходимое слово с удвоенной согласной. Победителем считается та группа, которая первой справилась с заданием. Эстафета всегда эффективна, потому что дает возможность быстро проверить знания класса, воспитывает чувство локтя и ответственности за общий результат . Обобщающий урок по теме «Имя числительное» можно провести в форме игры «Слабое звено»(см. приложение). С удовольствием ученики играют с карточками-рисунками двух типов: одни необходимы к теме «Собственные и нарицательные существительные», «Одушевленные и неодушевленные существительные», другие - к теме «Имя прилагательное» или «Имя существительное»(см. приложение). Изучая раздел «Фонетика», очень полезно использовать на уроке различные метаграммы и шарады. Например, метаграммы:
1. Со звуком с я не вкусна, 2. С к я в школе на стене,
Но в пище каждому нужна. Горы, реки есть на мне.
С м берегись меня, не то С п – от вас не утаю –
Я съем и платье, и пальто. Тоже в классе я стою.

Шарады:
Мой первый слог – число с нулями, Жилище – первый слог,
У всех людей – последних два, затем идет предлог,
А вместе – догадайтесь сами: а в целом я огромна
Всем городам она глава. и называюсь…
(столица) (домна)
2. Учебно-ролевые игры.
Эти игры дают прекрасную возможность детям проявить свой артистический талант, творческий потенциал. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при условии организации учебного диалога, например, диалога между самими школьниками. При изучении темы «Диалог» в пятом классе всегда не упускаю такой возможности. После объяснения сути данной темы дети произвольно делятся на малые группы, им предлагается сыграть мини-спектакли на заданную тему, например, «У стоматолога», «На рыбалке», «Телефонный звонок», «В трамвае». Регламент – 3 минуты. На обсуждение дается 2 минуты, если не успели – экспромт. Получается замечательное представление.
Ролевая игра «Магазин»
Цель этой игры: закрепить навык правильного употребления имен существительных в форме родительного падежа множественного числа. Заранее готовим «карточки-ценники»:
Апельсины
(5 кг) Макароны
(5 кг) Яблоки
(3 кг)
Мандарины
(2 кг) Лимоны
(2 кг) Бананы
(2 кг)
Помидоры
(3 кг) Носки
(2 пары) Чулки
(1 пара)
Блюдца
(6 шт.) Полотенца
(6 шт.) Простыни
(3 шт.)

«Покупатель» должен попросить «продавца» продать ему товар в указанном на ценнике количестве, например: «Дайте мне, пожалуйста, пять килограммов макарон и три килограмма помидоров!» За это он получает жетон. Ценники следует периодически обновлять!
Периодически обращаюсь к ролевой игре «В гостях Петя Ошибкин». Ученики по очереди играют «Петю», проводя с классом беседу вместо учителя. Для этого заранее ведущим «Петей» отпечатаны листы со словами или текстом, в которых допущены ошибки. «Петя» обращается к классу, прося помощи у ребят. Это может быть заявление о приеме в секцию, фрагмент письма другу, текст по культуре речи и многое другое. Одноклассники с удовольствием включаются в игру и помогают «Пете» исправить ошибки.
3. Комбинированные игры.
Обычно эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации. Такие игры существенно активизируют словарный запас ребенка, развивают познавательную активность. Изучая темы «Словообразование» и «Морфемика», знакомлю ребят с игрой «Собери пословицу». Она рассчитана на весь класс. На каждом квадрате разбросаны морфемы, которые при правильном подборе должны составить пословицу. Карточки не повторяются. Обязательное условие – объяснение смысла данной пословицы. Играть можно и в парах, и группами. В качестве разминки на уроках можно предлагать анаграммы, разные их варианты. Большое познавательное значение для школьников имеет кроссворд «Ходом шахматного коня», который заставляет серьезно задуматься над его решением. А пословица, спрятанная в нем, имеет еще и поучительное значение. При изучении темы «Падежи существительных» часто применяю игру «Холодно… холодно… Горячо!», которая требует от ребят не только хорошего знания падежей, но и творческого поиска в подборе существительных, подходящих по смыслу и ограниченных в количестве букв.
Игра «Холодно… холодно… Горячо!»
Падеж
Бродят по . . . . . . Вид из . . . . Завернуть в . . . . . . Платье из . . . . . Метит в . . . . Играть с . . . . . . . . Думать о . . . . . . . Подойти к . . . . Выйти в . . . . . . . . Знаком со . . . . . . Сколько точек, столько букв в словах. 4. Аналитические игры.
Помочь развить аналитическое мышление, приобрести навык свободного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие способны аналитические игры. Традиционно используются на уроках игры «Четвертый лишний» и «Выбери меня!». Задача играющих – проанализировать ряд слов, назвать лишнее, у которого нет общего качества с остальными словами, объяснить, почему это слово лишнее. Многочисленные шарады и ребусы – постоянные помощники в развитии логического мышления школьников. Линокарта – любимая игра многих ребят, потому что концентрирует внимание, требует полной отдачи и сосредоточенности (см. приложение).

5. Ассоциативные игры.
В основе этих игр лежит обращение к ассоциативному мышлению, разгадывание намека, поиск сравнения. На мой взгляд, благодатным материалом для таки игр являются фразеологизмы.
Предлагаю фрагменты из игры-соревнования на тему «Экскурсия во фразеологию».
1-й конкурс «Угадай-ка!»
Командам раздается по 3 рисунка, в которых зашифрованы фразеологизмы. Задание. Расшифровать фразеологизмы, дать им объяснение .
2-й конкурс «Фразеологическое лото»
Задание. Вовремя откликнуться на фразеологизм, зачитанный ведущим, соответствующий одному из трех толкований на карточке. Кто быстрее и точнее закроет свои записи – тот победит.
Образец карточки лото:
18
Усиленно думать над трудным вопросом
13
Притворяться, прикидываться, не быть самим собой 16
Добиваться хорошего положения в обществе, в жизни

Образец ответа:
18
Ломать голову 13
Играть роль 16
Выходить в люди
3-й конкурс «Веселые картинки»
Задание. Подобрать к рисункам-подсказкам фразеологизмы, используя изображенные на них предметы (см. приложение).
6. Контекстные игры
Они привлекают внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивают способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот – передавать информацию самыми разными способами. Начать можно с простой игры «Подбери словечко», в которой ученикам предлагается за определенное время заполнить пропуски подходящими по смыслу словами.(см. приложение)

Заключение
Чтобы уроки русского языка радовали учеников, развивали их познавательную активность, полезно давать этот предмет в игровой форме. Как много в нем тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться. Игровые творческие задания дают огромный простор для фантазии и учеников, и учителя, важно только, чтобы задание было, с одной стороны, достаточно сложным, с другой – совершенно понятным. Игры развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к изучаемому предмету. В таких комфортных условиях ученик способен аналитически думать, задавать себе вопросы, отвечать на них, выдвигать несколько гипотез по одному и тому же вопросу, искать аргументы в пользу каждой гипотезы, делать выбор, то есть ученик может проецировать свою деятельность, изменять самого себя, идти вперед, совершенствоваться день ото дня.
Приложение
Библиографический список
1. Г.Г. Граник С.М. Бондаренко Л.А.Концевая Секреты орфографии. М. Просвещение, 1991, С 59-95
2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку М. Просвещение, 1995
3. Приложение к газете Первое сентября Русский язык №24, 2008
Чумпалова И.Ю. Элементы занимательности на уроках русского языка С 20
4. Приложение к газете Первое сентября Русский язык № 14, 2008
Тумакова И.В. Игра Умники и умницы С 28-31
5. Приложение к газете Первое сентября Русский язык № 15, 2008
Михайлова Т.М. Игровые элементы на уроках русского языка С 2-6
6. Проверьте свои знания Энциклопедия ИКФ Сталкер 1997 С 175-226
7. Фролова Л.С. Формы учебного диалога на уроках Русский язык в школе
Библиографический список
1. Г.Г. Граник С.М. Бондаренко Л.А.Концевая Секреты орфографии. М. Просвещение, 1991, С 59-95
2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку М. Просвещение, 1995
3. Приложение к газете Первое сентября Русский язык №24, 2008
Чумпалова И.Ю. Элементы занимательности на уроках русского языка С 20
4. Приложение к газете Первое сентября Русский язык № 14, 2008
Тумакова И.В. Игра Умники и умницы С 28-31
5. Приложение к газете Первое сентября Русский язык № 15, 2008
Михайлова Т.М. Игровые элементы на уроках русского языка С 2-6
6. Проверьте свои знания Энциклопедия ИКФ Сталкер 1997 С 175-226
7. Фролова Л.С. Формы учебного диалога на уроках Русский язык в школе
Библиографический список
1. Г.Г. Граник С.М. Бондаренко Л.А.Концевая Секреты орфографии. М. Просвещение, 1991, С 59-95
2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку М. Просвещение, 1995
3. Приложение к газете Первое сентября Русский язык №24, 2008
Чумпалова И.Ю. Элементы занимательности на уроках русского языка С 20
4. Приложение к газете Первое сентября Русский язык № 14, 2008
Тумакова И.В. Игра Умники и умницы С 28-31
5. Приложение к газете Первое сентября Русский язык № 15, 2008
Михайлова Т.М. Игровые элементы на уроках русского языка С 2-6
6. Проверьте свои знания Энциклопедия ИКФ Сталкер 1997 С 175-226
7. Фролова Л.С. Формы учебного диалога на уроках Русский язык в школе
№ 7, 2008 С 12-14