Доклад на тему Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 11
имени Героя РФ А. Н. Мороховца
с. Прасковея Будённовского района»
Доклад на тему:
Активизация познавательной деятельности
обучающихся на урокахрусского языка и литературы. 
Учитель русского языка и литературы  Матвеева И. Б.. 
2014 -2015 учебный год.
Методическая тема, над которой я работаю в течение двух лет, определена мной не случайно. Она соответствует теме работы нашей школы «Осуществление личностно-ориентированного подхода в процессе обучения учащихся», а также проблеме и задачами нашего образовательного учреждения. Основной целью своей работы как учителя русского языка и литературы считаю, что необходимо помочь учащимся в приобретении знаний о развитии русского языка и русской литературы, выработать умения и навыки, позволяющие высказывать свою точку зрения на те проблемы, которые поднимают авторы произведений, ценить и чувствовать красоту, без чего невозможен путь личности к духовному совершенству. Основополагающими принципами моей педагогической системы являются: • гуманизация образования; • личностно-ориентированный подход в обучении; • педагогика сотрудничества; Ведущая педагогическая идея моего опыта – это учение без принуждения, основанная на достижении успеха на переживании радости познания, на подлинном интересе, идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека. Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо: - внедрение новых педагогических технологий; - создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие;- постоянный творческий поиск методов форм и приемов, которые будут увлекать учащихся; - накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег. Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить обучающимся стремление к активной творческой деятельности. Активизация познавательной деятельности обучающихся обеспечивается включением в учебный процесс различных видов деятельности, из которых каждый по-своему развивает интеллектуально-логические, эмоционально-волевые процессы обучающихся, способствует интенсивности познавательных усилий и творческих устремлений. Несколько лет назад я заинтересовалась нестандартными формами проведения уроков и решила их использовать на своих занятиях. Такие формы уроков обнаруживают не только высокую результативность в плане знаний и умений школьников, но и явные развивающиеся возможности. У учащихся развивается не только речь и связанные с ней интеллектуальные способности, но и такие функции, как внимание, воображение и самые разные виды памяти, без которых невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи. • Для меня лично важнейшим приемом активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы и русского языка является разнообразие жанров уроков, так называемых нестандартных форм проведения. В практике своей работы я активно использую такие формы урока, как уроки-соревнования, уроки-конкурсы, урок-игра, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-семинары. • Активизация познавательной деятельности учеников - одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. • Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. • Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск, направленный на разработку эффективности дидактических средств. *Работа с цветными (сигнальными) карточками: например, зеленая и красная. На этапе закрепления новых знаний произношу словарную диктовку. Ученики поднимают вверх карточку того или иного цвета в зависимости от орфограммы в слове. По количеству поднятых вверх красных или зеленых карточек видно, каков процент усвоения знаний. * Популярный вид работы – тесты с выбором ответа или орфограммы. Даю задание: подготовить вопросы и словарную диктовку для теста по изученной теме. Подготовка компьютерной презентации по изученным темам к зачету. В своей работе стараюсь проводить комплексное обучение: развиваю речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические, пунктуационные навыки. Урок начинается с орг.момента, на котором сообщаю его цель. Осознание цели позволяет активно включаться в работу. Большое значение уделяю повторению пройденного материала, для этого ввожу дополнительные задания на повторение изученного.Практически на каждом уроке проводится словарно-орфографическая работа, которая также служит для закрепления орфографических навыков. Далее идет объяснение нового материала. Мыслительная и познавательная деятельность активизируется при создании проблемных ситуаций (например, в виде опорных схем) Тема урока: « Образование глагола прошедшего времени» Ребята сами могут ответить на вопрос на основе увиденного: как образуется этот глагол?Для этого вывешиваю плакат: Правой части плаката учащиеся не видят. Работаю с левой частью. Ребята должны ответить на вопросы: слова какой части речи даны на плакате (доказать). После получения правильных ответов я сгибаю плакат, и на месте –ТЬ появляется –Л. Дети читают полученные слова. Поясняю, что получена новая форма глагола- форма прошедшего времени. Предлагаю ответить, как же она получилась. Считаю, что дети пришли к самостоятельному выводу. Для детей с более высоким уровнем знаний разрабатываю поисковые задачи, предоставляю возможность самим исследовать новый материал и составить опорную схему или таблицу, по которой они смогли бы его объяснить. Предоставив эту возможность, заметила, что не только сильные ученики справлялись с данным видом деятельности, но и к ним со своими идеями стали подключаться и остальные учащиеся. Возникла идея работы в группе, я изучила методику работы в группах по В.Симонову и в течение этого года использовала в процессе обучения. Считаю, что такие формы и методы работы позволяют эффективно активизировать познавательный процесс и повышают процент усвоения знаний. С целью повышения активизации мыслительной деятельности использую самостоятельные работы творческого характера. Нетрадиционные жанры сочинений эссе, отзыв, репортаж, интервью, юмористические рассказы коллективное мини – сочинение Они способствуют также развитию монологической, письменной речи учащихся, развитию творческого воображения. Другой формой работы является игра. Это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся. Игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников. На своих уроках я часто использую игру, особенно в 7 классе. Это соревнование двух кораблей, «Поле чудес», «Угадай произведение», «В гостях у словарей» «Орфографическое домино» «Умники и умницы» «Конкурс знатоков русской фразеологии» «Урок культуры» Огромную роль на уроке играет общая эмоциональная атмосфера, свободная от авторитарности, и эмоциональность и организация творческих работ обучающихся – всё это способствует эмоциональной открытости, и развитию познавательной и творческой активности обучающихся. За время работы в данной школе мною накоплен небольшой, но все же опыт педагогической работы по данной теме. Я начала работать с детьми большей частью с низкой мотивацией, и чтобы повысить уровень мотивации детей, изучала методики передовых педагогов. Продумывала интересное сочетание форм и методов, средств и приемов обучения. К каждому из своих уроков тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий. Для этого изготавливаю наглядные пособия, подбираю раздаточный материал (карточки с заданиями, грамматические таблицы, схемы), выстраиваю работу на уроке так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Думаю, что все методы хороши, если заставляют ребят активно работать на уроке, помогают быстро и надолго усвоить материал. Не могу сказать, что существует какая-то система в моей работе, пока я в творческом поиске. Большое значение придаю анализу текста. Подбираю тексты с изучаемыми и пройденными орфограммами. Добиваюсь четких и грамотных ответов. Тем самым усиливается, на мой взгляд, зрительное восприятие орфограмм и пунктуации. Важную роль отвожу творчеству детей. Очень нравится учащимся 5-7 классов самим составлять небольшие рассказы. Выбирается тема, предлагаю использовать слова на изучаемое правило. Практически все справляются с данной работой. Связно говорить и писать - это важные умения и навыки, приобретенные на уроках русского языка и литературы. На уроках провожу все виды разборов, но разбор не ради разбора, а чтобы дети видели и поняли их практическую значимость. Использую в работе игровые и занимательные моменты. В 6 классе проводили урок-игру «Страна по имени «Прилагательное» (урок-обобщение).Дети принимали очень активное участие в данном уроке. Я думаю, что сказывается возраст. Разработаю еще несколько таких уроков, только уже с привлечением учащихся. Использую методику критического мышления - кластеры. Дидактический материал подбираю, продумывая его воспитательное значение. Стремлюсь, чтобы каждое предложение способствовало развитию не только речевых и орфографических навыков, но и воспитанию дружбы, патриотизма и трудолюбия. Те же задачи преследую и на уроках литературы. Мой постоянный вопрос: «Чему учит нас произведение?» Ребята с легкостью находят на него ответ, потому что видят главное. Этого можно достичь, я думаю, дав выразить свои чувства через рисунки, стихи или отзывы, которые пишут дети сами. Активизации познавательной деятельности на уроках литературы способствует и то, что мы не зацикливаемся на одном произведении по данной теме. Ребята ищут произведения других авторов, а, следовательно, читают больше. Конечно, я не могу сказать, что это делает весь класс, к сожалению, дети стали мало читать. Но есть один плюс - они слушают. Может быть, хоть какое-нибудь произведение затронет их души и они прочтут его на досуге. Обучающиеся постигают «заповеди» великих писателей, на уроке делают выводы, отвечают на вопрос: «Как часто эти найденные строки таят для нас бесценные уроки?» Таким образом, за год накопится немало «жизненных правил» и на последнем уроке литературы ученики отвечают на вопросы: «Какие темы вам запомнились больше всего и почему? Какое произведение поразило вас и чем? Какие жизненные заповеди стали и вашими заповедями?» По их ответам я оцениваю свою работу и порой радуюсь, что смогла заронить искорку любви в их души. Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету. Я искренне верю, что человек, любящий поэзию понимающий её, умеет дарить любовь другим людям. Поэтому приобщить детей к стихам стало моей очередной задачей. Для этого я ввела на уроках литературы лирическую пятиминутку. В чем она заключается? Всегда находится желающий в проведении этой работы. Дома он учит наизусть понравившееся ему стихотворение. Перед уроком на перемене заранее записывает автора и название стихотворения на доске, и выписывает строчки, которые считает ключевыми. Урок начинается с его выступления, притом он не только рассказывает стихи, но и обосновывает свой выбор. Остальные ребята записывают лирическую пятиминутку себе в тетрадь, и подходящие строчки в дальнейшем могут использовать в качестве эпиграфа к какому-либо сочинению. Работа моя мне нравится. Каждый мой урок открывает мне что-то новое. К. Д. Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока он учится». Так и я, методом проб и ошибок, накапливаю свой опыт, который позволит моим ученикам научиться грамотно писать и говорить.