Исследование по теме: МАРИЙСКИЙ СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМНЫЙ КОМПЛЕКС НЕВЕСТЫ СЕРНУРСКОЙ СТОРОНЫ


А.И. Глзырина,
методист по краеведению
МУ ДО «Сернурский ДДТ»
Марийский свадебный
костюмный комплекс невесты
луговых мари сернурской стороны

В настоящее время у марийцев возрастает интерес к своему национальному костюму. Народный костюм – этническая ценность и служит для воспитания у подрастающего поколения патриотических чувств и этнографического самосознания.
В традиционном марийском костюме до начала XX века преобладали домашние ткани. С развитием текстильной промышленности в России в продажу поступают фабричные ткани разного качества: ситец, кумач, сатин, сукно. В тех или иных районах Марийского края фабричные изделия применялись по-разному. Это зависело от того, насколько были развиты промыслы, далеко или близко от городских и промышленных центров находилось селение, а также от состоятельности крестьян. Состоятельные женщины больше употребляли в костюме фабричные ткани, платки, ленты, тесьму, позумент, бисер, блёстки, и в украшениях было много серебра. Старые и пожилые марийки придерживались традиционного костюма. Молодые женщины в сельской местности носили трансформированный костюм с применением фабричных тканей и отделки. В послевоенные сороковые, к середине 50-х годов при изготовлении женской народной одежды начинают широко применять фабричную ткань – коленкор
Коленкор - (из франц. calicot, от назв. г. Калькутта в Индии) хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная, пропитанная клеем или крахмалом или пропущенная через систему прокатных валов. Вначале такую ткань привозили в Европу из Индии, отсюда название. Коленкор имеет глянцевую поверхность и отличается прочностью. Используется в одежде и в переплетном деле.
Описание марийского свадебного костюмного комплекса невесты (оръе‰) луговых мари сернур-ской стороны Марийской Республики (МАССР)
Марийский свадебный костюмный комплекс невесты (оръе‰) луговых мари северо-восточных районов Марийской Республики включает в себя: платье (тувыр), передник (ончылшовыч), лёгкий кафтан (шовыр), зелёный кафтан (ужар сывын), пояс (¢штº), лисьу шапку (рывыж упш), свадебное покрывало (пыргенчык, в¢ргенчык), обувь (йолчием). Костюм дополнен съёмными женскими украшениями (сºрастарыме арвер). Cвадебный костюмный комплекс невесты, за исключением суконного кафтана, сшит из фабричной ткани – коленкор. Обработка основных швов одежды на швейной машинке. Украшения изготовлены вручную, вышивка тоже ручной работы.
Время бытования костюма. 60-80-е г.г. XX века. Данный свадебный костюмный комплекс невесты носили луговые марийки северо-восточных районов Марийской Республики.
Платье (тувыр). Платье прямого покроя с втачными рукавами. Горловина и передний разрез от горловины обработан одноцветной тканью. Разрез закрепляется булавкой. Подол платья украшен вышивкой крестом с изнаночной стороны и зигзагообразными стёжками в 2 полоски, широкой и узкой. Верхний - с использованием цветочного мотива, васильки чередуются с розой, нижний - ягодного. Для вышивки использован домотканый холст из фабричных хлопковых нитей (па‰га вынер). Отделка подола - разноцветными (коричневый, красный, зелёный, розовый, жёлтый) атласными лентами (тасма) фабричного производства, позументом (ока), тесьмой (кудыр), серебряными монетами, бисером (шер), блёстками (чинче).
Передник (ончылшовыч). Передник считается поздним элементом в общем комплексе марийской народной одежды. Появился не раньше второй половины XIX века. Передник без грудки. Украшен вышивкой с использованием цветочно-ягодного мотива. Вышивка крестом исполнена по канве с лицевой стороны. Отделка подола лентами, тесьмой, сборкой из коленкора.
Лёгкий кафтан (шовыр). Туникообразный прямоспинный кафтан с прямыми полами и 2 клиньями в боках с каждой стороны. Украшен мелкой вышивкой с использованием ягодного мотива на домотканом холсте и разноцветными атласными лентами. Такой кафтан был корот-кий, так как подол платья украшался вышивкой и атласными лентами, полагалось, чтобы он выступал из-под кафтана.
Для вышивки свадебного наряда невесты использованы шерстяные нити фабричного производства и мулине. Преобладают красный, синий, зелёный цвета ниток. Использован также чёрный цвет.
Зелёный кафтан (ужар сывын). Данный вид одежды особо ценился у марийцев. Представляет собой прямоспинный приталенный кафтан (ужар сывын) из тонкого фабричного сукна (посто), 3 клиньями в каждом боку, с большим откидным четырёхугольным воротником, украшенный кумачом, монетами, блёстками, кисточками из шерсти. Края свадебного кафтана обшиты кумачовыми полосками (тарай).
Пояс (¢штº). С конца 19 века для опоясывания зелёного кафтана применяли яркий фабричный кушак (ола пота) длиной до 2,5-3-х метров, шириной 15 см. Такой пояс могла купить девушка из состоятельной семьи. Пояс завязывали таким узлом, каким завязывали снопы в поле. Концы пояса свисали по бокам. Позже такой пояс заменили праздничным поясом (шиян ¢штº). По словам информаторов, если у девушки не было пояса, полы зелёного кафтана скрепляли булавкой.
Головной убор. Головной убор являлся символом семейного положения женщины. Если девушка ходила с непокрытой головой, то женщина должна была покрывать голову. В качестве свадебно-обрядовой принадлежности невесты является лисья шапка (рывыж упш). Опушка шапки из лисьего меха. Верх шапки из красного сукна. В лобной части шапка украшена тремя серебряными монетами. Лисью шапку невеста носила особым образом. Боковые выпуклые части из меха находились на лобной и затылочной части головы. С целью предохранения молодых от порчи в головной убор втыкали иголки, булавки. Под шапку платок не надевали. Волосы заплетали в косу.
Свадебное покрывало (в¢ргенчык, пыргенчык). В XIX веке в состав костюма невесты входило богато вышитое покрывало, специально вышитое девушкой для свадьбы. Им закрывали невесту перед поездкой в дом жениха, накидывали на голову, поверх шапки. Оно являлось оберегом невесты от сглаза. Свадебное покрывало в нашей местности называют «пыргенчык». Во время свадебного обряда происходила смена девичьего головного убора на головной убор замужней женщины. Этот момент в свадебном ритуале символизировал не только переход девушки в группу замужних женщин, но и приобщение её к новому роду.
В начале XX века холщовые вышитые покрывала вышли из употребления, на смену им пришли фабричные шёлковые платки с кистями (порсын шовыч) фабричного производства. В 60-е годы XX века использовался фабричный цветастый белый шерстяной платок. Платок, не складывая по диагонали, накидывали на голову поверх лисьей шапки, скрепляли булавкой
Украшения невесты (сºрастарыме ¢дырамаш арвер). Обязательной принадлежностью марийского костюма были съёмные украшения. Украшения имели особое значение в жизни человека. Украшения подчёркивали возраст, социальное, семейное и имущественное положение. В старину, в первый год замужества молодушка должна была ходить в свадебном кафтане и в полном наборе серебряных украшений, что рассматривалось как средство предохранения молодой женщины и её ребёнка от сглаза и порчи.
Женские украшения сохраняли свою традиционную форму в течение жизни многих поколений. Обладательница украшения обычно знала, от кого оно унаследовано, вплоть до прабабушки. Если вышивка говорила о трудолюбии женщины, то украшения – о ёё богатстве. Драгоценные камни в марийских украшениях практически не использовались. Стеклянные бусы и бисер служили заменителями натурального речного жемчуга и кораллов.
По словам информаторов, на свадьбе 60-х годов невеста не надевала съёмный комплект женских серебряных украшений. Она привозила их с собой в сундуке. Костюм дополнен стеклянными бусами (янда ш¢шер), ожерельем (ш¢шер) из монет советского времени (20-х г.г.) и ракушек каури. Серебряное кольцо (ший шергаш), браслет (кидшол). Браслеты, литые из узкой пластинки с незамкнутыми кольцами, покрытые геометрическими и растительным орнаментом. Их приобретали на местных рынках или у торговцев разносчиков.
Нагрудные украшения (аршаш). В виде широкой полосы холста, крытой кумачом - из серебряных монет и ракушек каури. Серебряные монеты использовались как украшения с начала XIX века (1818 – 1914 г.г.), после 1917 года перестали их чеканить. В послевоенные годы марийские женщины начали использовать монеты советского времени. Многие женщины во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г., свои серебряные украшения сдавали в фонд обороны страны, поэтому в послевоенное время не у всех женщин были богатые наборы серебряных украшений. Как отметили информаторы, монеты 40-50-х гг. со временем не чернеют.
Каури ужовка (Суроса mоnеtа) - морской брюхоногий моллюск с блестящей пестроокрашенной раковиной, имеющей яйцевидную форму. С глубокой древности раковины каури употреблялись в качестве денег, главным образом в бассейнах Индийского и Тихого океанов. А затем в виде украшений у многих народов Поволжья, Азии, Сибири.
Женский праздничный пояс ( шиян ¢штº - пайремлан ¢шталме). В виде узкой полосы холста, крытой кумачом или узкой шерстяной тесьмой. По краю нашиты монеты советской чеканки 40-х годов, бисер, цепочки из проволки, кисточки из нитей, цветные пуговки.
Обувь. Резиновые галоши (шем резин калош), хлопчатобумажные чулки чёрного цвета (шем чулка) на резинках, белые хлопчатобумажные носки (ош носки). Марийки очень любили сочетание чёрного и белого цветов. В начале 70-х годов состоятельные девушки носили уже кожаные туфли, капроновые чулки.
Костюм в настоящее время. Описанный данный марийский свадебный комплекс невесты (оръе‰) в настоящее время бытует в качестве фольклорного костюма. В настоящее время на марийской свадьбе невеста практически не надевает национальный костюм. Подобный свадебный костюм надевают с¢анвате (поезжанки), участницы свадебного поезда со стороны жениха и невесты. Для пошива используют современную ткань и яркий отделочный материал.
Итак, марийская свадебная одежда невесты – самая интересная в обрядовом плане: нарядная, красочная, богатая. Каждая девушка мечтала о замужестве и заранее готовила себе свадебный наряд.
Костюм на протяжении столетий изменялся и в то же время не утратил своей самобытности, сохранив многие элементы.
Библиографический список
Марийцы. Историко-этнографические очерки. Коллективная монография. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. С.118-132.
Веткина, Л.В. Вынереш т¢рлымо илыш Жизнь расшитая на холсте /Л.В. Веткина. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2010.-63 с.
Кирсанова Р. Костюм в русской художественной культуре /А. Кирсанова. - М.:Росс. энциклопедия, 1995. С. 135—136.
Молотова, Т.Л. Марийский народный костюм / Т.Л. Молотова. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992. -112 с.: ил.
Молотова, Т.Л. Традиционное марийское ткачество. Монография. / Т.Л. Молотова.- Йошкар-Ола МарНИИЯЛИ, 2004.-152с.: ил.
Меджитова, Э.Д. Марийское народное искусство /
Э.Д. Меджитова. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1985, - 269 с.: ил.
Смоленцева, Л.П. Ший гай волгалт илыза: илыш - й¢лам шымлыше книга Живите, сверкая серебром: научно – популярная книга / Л.П. Смоленцева. – Йошкар-Ола, - 2011. – 92 с.
Информаторы
Веткина Лидия Васильевна (1964 г.р.), п. Сернур.
Волкова Ольга Николаевна (1930 г.р.), Сернурский район, д. Торешк¢вар.
Гусева Зинаида Никандровна (1957 г.р.), Сернурский район, д. Лажъял.
Озеева Анна Андреевна (1929 г.р.), Сернурский район, д.Б. Коклала.
Заболотских Римма Григорьевна. (1944 г.р.), Сернурский район, д. Б.Коклала.
Милочкина Галина Петровна (1947 г.р.), Сернурский район, д Б. Коклала.
Токтарова Лидия Сергеевна (1952 г. р.), п. Сернур.
Костюм был изготовлен для участия на республиканский слёт юных краеведов (2011год)