Статья: «Без упреков и обид» О проблемах преемственности обучения начальной и основной ступени обучения.


«Без упреков и обид»
О проблемах преемственности обучения начальной и основной ступени обучения.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни
ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к
новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к
новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с
учителями.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.
Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами.
Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают “живые” уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: “Отвечаем только с поднятой рукой!”, “Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно”. К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: “Молодец! Пять” или “Неверно! Три”.
Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет .Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
        Ещё одна проблема: нескоординированность требований
программы выпускников 4 классов и 5, отсутствие преемственности в
самом важном - в программах и, как следствие, в учебниках - вот
корень проблемы снижения успеваемости учащихся. Именно когда по
системе созданы учебно-методические комплекты для 5 - 6 классов,
которые обеспечивают преемственность – взаимосвязь разных этапов
обучения на базе единых психолого-педагогических характеристик. На
всех этапах действуют единые цели, задачи, дидактические принципы,
типические свойства методической системы, модифицируясь с учётом
возрастных особенностей учеников, их интересов и потребностей. Все
эти составляющие реализуются в содержании, в построении процесса, в
характере отношений, в системе изучения результативности и в
организационных формах. Безусловным достижением современного
обучения в 5 классе является существенное обогащение его
содержания. Те знания, которые ученик получил в начальной школе
закрепляются и ещё более углубляются в основном звене школы.       
Для того чтобы ученик на всех этапах учёбы находился в единой
педагогической среде, чтобы в школах была снята проблема
разорванности образования, а осуществлялась непрерывность и
преемственность, необходимо, чтобы: учителя- предметники, которые
будут принимать 5 класс, заблаговременно изучили программу,
учебники и методики для начальных классов и для среднего звена по
предмету, ответили на вопрос, с какого старта начнут использовать
возможности своего учебного предмета для дальнейшего развития,
обучения и воспитания учеников.
       По договорённости практиковать взаимопосещение уроков 4 - 5
классов. Что это даст? Будущие учителя-предметники в течение года
достаточно хорошо узнают каждого ученика класса, а учитель 4 класса
познакомится с методикой проведения уроков специалистом. При этом
каждый выскажет своё мнение об уроке коллеги .       
Было бы хорошо, если бы учителя средней школы провели пару уроков
своего предмета, т.е. провести кратковременную стажировку в классе,
где им предстоит работать. Нет лучшего способа познакомиться с
детьми! Совсем не лишена правильности мысль, что класс каждого
конкретного учителя начальных классов будет «наследовать»
конкретный учитель средней школы.   Полугодовые и годовые контрольные работы в 4 классе желательно
составлять и практиковать вместе с учителем 5 класса. А также вместе
составлять анализы и корректировать дальнейшую совместную работу.