Проект урока литературы в 5 классепо теме « О чём говорит с читателем русская литература: разговор о нравственностях ценностях».

Проект урока литературы в 5 классепо теме
« О чём говорит с читателем русская литература: разговор о нравственностях ценностях».
Тип урока. Комбинированный: урок обобщения материала и комплексного применения знаний.
Цели урока
Воспитательная: повышение учебной мотивации, формирование нравственных ценностей: расширить представление о достоинстве как нравственном качестве человека.
Обучающая: создать условия для формирования умения анализировать произведение: читая текст, видеть мотивы поступков героев, их нравственную составляющую.
Развивающая: создать условия для совершенствования умения обобщать изученное, находить черты сходства в произведениях.
____________________________________________________________________________________________________________________________
УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение определять для себя значимость изучаемого материала.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Сопоставлять, перерабатывать информацию для решения предметных учебных задач для получения необходимого результата, в том числе и для создания
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Определять и формулировать цель деятельности, составлять
план действий для решения учебных задач. Соотносить
результат своей работы с поставленной целью и оценить его.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Совершенствование всех видов речевой деятельности :слушание, говорение, чтение, письмо
_________________________________________________________________________________________________________________________
Орг. момент
Совсем недавно с учениками 10 класса мы смотрели фильм «Вам и не снилось»: эпизод, когда учительница 10 класса готовится к 1 уроку на 1сентябя и говорит, что на уроке она будет говорить о том, что все произведения русской литературы говорят с читателем только о любви. Согласны ли вы с этим?
Да, это писатели говорят с нами о любви к людям, к родине, родной земле, родной природе, о любви к искусству, к своему языку. Любовь-это нравственная основа жизни, один из главных китов, на котором стоит мир.
Я этот фильм смотрела впервые много-много лет назад, ёщё студенткой, и долгое время считала, что это, безусловно, так. Но потом подумала, возможно , это не так, может, я так сужаю круг вопросов, проблем, о которых говорит с нами русская литература. Давайте подумаем.
Заполним «карточки»: подумайте и напишите самое важное, по вашему мнению:
!!!!!!! о чём ещё говорят с нами писатели через свои произведения, прочитаем их ближе к концу урока. А теперь сформулируем тему урока
__________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: О ЧЁМ ГОВОРИТ С ЧИТАТЕЛЕМ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА?
Цель: Постараться понять, какие нравственные ценности воспитывает литература в нас, читателях?
Что такое нравственные ценности?.......
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к стихотворению Булата Окуджавы
Булат Окуджава родился в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 9 мая 1924 года в семье [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], приехавших из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для партийной учёбы в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Отец  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], партийный деятель; мать  Ашхен Степановна Налбандян, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], В апреле 1942 года Булат Окуджава добивался досрочного призыва в армию. Был призван после достижения восемнадцатилетия в августе 1942 года и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион.
После двух месяцев подготовки с октября 1942 года на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], миномётчик в кавалерийском полку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 16 декабря 1942 года под [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был ранен.
После госпиталя в действующую армию не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], прикрывавшего в этот период границу с Турцией и Ираном.
Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в звании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Был награждён медалями [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в 1985 году  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Совесть, Благородство и Достоинство --  вот оно, святое наше воинство.  Протяни ему свою ладонь,  за него не страшно и в огонь. 
Лик его высок и удивителен.  Посвяти ему свой краткий век.  Может, и не станешь победителем,  но зато умрешь, как человек.
1988
_____________________________________________________________работа с текстом_ Перед вами текст, прочитайте его . Что можете сказать о стихотворении?
____________________________________________________________
Кто знает этого автора
Общее впечатление от стихотворения?
О чём?
Почему « Совесть, Благородство и Достоинство» автор написал с заглавной буквы?
Почему он соединяет их вместе?
Почему воинство?
Почему святое?
Как связано с темой нашего урока?
Так что же это такое – нравственные ценности? Это то, что делает нас человеком
О ЧЁМ ГОВОРИТ С ЧИТАТЕЛЕМ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА?
Словарная работа дать определение (работа в парах)
Задание: Какую форму работы мы выберем? (парную или групповую) Какие параметры самооценки мы возьмём на уроке? (знание, активность работы на уроке, дисциплина, внимание, помощь одноклассникам..)
Сколько времени вам понадобится для выполнения задания?

Совесть
Совесть  способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], то есть связывает воедино разум и эмоции.
Честь это внешняя совесть, а совесть это внутренняя честь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Чистая совесть самая лучшая подушка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Благородство
Благоро
·дство - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Также Благородный исключительный по своим качествам, изяществу[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; отличающийся ценностью[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] значении относящееся к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Благородный человек знает только долг,
низкий человек знает только выгоду.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Достоинство
Достоинство  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В гражданском праве достоинство  одно из тех нематериальных благ, которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо.
Духовное богатство немыслимо
без чувства собственного достоинства.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Раз мы говорим о литературе, давайте найдём в произведениях литературы эпизоды, в которых человек проявил благородство, достоинство или поступил по совести.
РАБОТА С ТЕКСТОМ!!!!!!!!! (эпизоды)= антипримеры
Задание Сколько времени вам понадобится для выполнения задания?
Обсуждение!!!!!!
Б. Окуждава "Чувство собственного достоинства..." Белле Ахмадулиной Чувство собственного достоинства - вот загадочный инструмент: созидается он столетьями, а утрачивается в момент под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню, иссушается, разрушается, сокрушается на корню. Чувство собственного достоинства - вот загадочная стезя, на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя, потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой, растворится, в пыль превратится человеческий образ твой. Чувство собственного достоинства - это просто портрет любви. Я люблю вас, мои товарищи - боль и нежность в моей крови. Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего не придумало человечество для спасения своего. Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету - потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту. Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот? Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед. 1989
Прочитаем ваши записи в начале урока. Каждый помнит, что он ответил на вопрос : О чём говорит с нами литература, о чём говорят писатели через героев своих произведений? Дайте краткий связный ответ на вопрос : о чём, о каких нравственных ценностях говорит с читателем литература.

Подведём итоги урока. Какие параметры самооценки мы определили в начале урока? (знание, активность работы на уроке, дисциплина, внимание) Оцените свою работу и обоснуйте свою оценку.
Что нового узнали? Что показалось трудным? (интересным, важным)
pђ Заголовок 1 Заголовок 36ђ Заголовок 415