Урок русского языка в 5 классепо теме Морфемика. Орфография. Культура речи.

Технологическая карта проекта урока в 5 классе (русский язык)

Тема урока:
Систематизация и обобщение знаний по теме
«Морфемика. Орфография. Культура речи»
тип урока:
Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности;
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
создать условия для
Словарная работа
ЦИМБАЛЫ - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ударный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который представляет собой трапециевидную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек.
Цимбалист
Цимбальный



Основные этапы урока
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УУД (универсальные учебные действия) учащихся
Содержание учебного
материала



1
Мотивационно – мобилизующий (учитель и ученики совместная деятельность: определить проблему, поставить цели урока)


























ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ- ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ В СООТВЕТСТВИ С УЧЕБНОЙ ЗАДАЧЕЙ
активизация опыта учащихся, вовлечение их в совместную учебную деятельность через привлечение к совместному планированию:
1.Записать тему на доске
МЫ ПРОШЛИ ТЕМУ, ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ НА ПОЛЯХ ОЦЕНКУ, КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ЗНАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ.
Проверим свою самооценку
2.провести диктант на изученные орфограммы, организовать самопроверку и коррекцию (слова проецируются на экран)
Оцените свою работу
1. Проверьте, все ли слова у вас написаны верно.
У КОГО ОЦЕНКА СОВПАЛА С ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ?
У КОГО ОНА ОКАЗАЛАСЬ ВЫШЕ?
У КОГО НИЖЕ?
Если нет ошибок, объясните одноклассникам, как вы смогли успешно выполнить задание, что вы для этого сделали.
2. Подумайте, почему вы допустили ошибку.
3. Продумайте ваши последующие действия: что нужно сделать, чтобы ошибок не было в диктанте
Совместно с учениками определить проблему, сформулировать цели и задачи
(ВОЗМОЖНО, КАЖДЫЙ ПОСТАВИТ СВОЮ ЦЕЛЬ)

1. ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение определять для себя значимость изучаемого материала ( мне нужно повторить правила, порядок морфемного разбора, чтобы успешно написать к/д с грамматическим заданием)
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
-определить, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;
-отобрать, сопоставить, переработать информацию, необходимую для решения предметных учебных задач, выбрать необходимые словари, справочники и т. п.
3. РЕГУЛЯТИВНЫЕ
-Определять и формулировать цель деятельности;
-Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
4.КОММУНИКАТИВНЫЕ
Объяснить причины своих ошибок, если есть. Объяснить, что сделал, чтобы их не было(вспомнил правило, определил, в какой морфеме есть «ошибкоопасное» место, подобрал проверочное слово, посмотрел, какой звук стоит рядом с...)
Диктант «Проверь себя (самостоятельная индивидуальная работа) СЛОВА НУЖНО ЗАПИСАТЬ В 2 СТОЛБИКА: ПЕРВЫЙ - ТЕ СЛОВА, В ПРАВОПИСАНИИ КОТОРЫХ ВЫ УВЕРЕНЫ, А ВО ВТОРОЙ ТЕ СДЛОВА. ВПРАВОПИСАНИИ КОТОРЫХ ВЫ НЕ УВЕРЕНЫ.
Циферблат
Чёрный
Располагаться
водоросли
Роскошный
Здешний
Сгиб
Росточек
Куницы
Сращение
Шовчик
Цыплятки
Синицын
Здоровье
акация
слагаемое
Беззлобный
Предположение 18 слов


7 минут




































2
2.исследовательский этап
(цель – осмысление и решение учебной задачи путём исследования языкового материала или учебного текста);







1.Прочитайте текст. Знаете ли название и автора произведения, определите тему текста, озаглавьте его.

2.КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, МОЖЕТ ЛИ ЭТОТ ТЕКСТ ПРИГОДИТЬСЯ НА СЕГОДНЯШНЕМ УРОКЕ? – если, «да» - ученики должны сказать,
Как мы можем его, что мы можем использовать в этом тексте для подготовки к к/д? ( выписать отдельные слова на изученные орфограммы, объяснить знаки препинания)


Дополнительные вопросы:
Все ли слова понятны в тексте? (если не спросят, значение слова «цимбалы»)
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
-определить, как предыдущий этап работы связан с новым и какая информация нужна для решения учебной задачи на новом этапе (писали словарный диктант на правила – слова на эти же правила, могут встретиться в тексте).
-отобрать, сопоставить, переработать информацию, необходимую для решения предметных учебных задач;
- составить план выполнения задачи,
-осуществить действия по реализации плана, продумать, как можно оформить, записать результаты своей работы
(таблица, схема)
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
3. РЕГУЛЯТИВНЫЕ
-Соотнести результат своей деятельности с поставленной задачей и оценить его
4.КОММУНИКАТИВНЫЕ
Объяснить последовательность своих действий и их результат
Анализ фрагмента текста книги
Клайва Стейплза Льюиса «Нарния». Хроника первая, «Племянник чародея» (работа в парах, В ГРУППАХ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ... ПО ВЫБОРУ УЧЕНИКА)
Раздать карточки с текстом + проекция на экран

Можно посмотреть учебник, для того чтобы определить, как можно работать с текстом, как оформить результат наблюдений: таблица, схема, «дырочное» письмо
7 минут
+ 7 минут обсуждение результатов















2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
-определить, какая информация нужна для решения следующей учебной задачи;
-отобрать, сопоставить, переработать информацию, необходимую для решения предметных учебных задач, выбрать необходимые словари, справочники и т. п.
3. РЕГУЛЯТИВНЫЕ
-Определять и формулировать цель деятельности;
-Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
4.КОММУНИКАТИВНЫЕ
Объяснить последовательность своих действий в работе с текстом
2.РАБОТА В ГРУППАХ
1.Словарная работа ЦИМБАЛЫ (работа со словарём , 1 группа) + морфемный разбор
2. Аукцион (1 и 2 группа) + частичный морфемный анализ корней с чередованием (варианты морфем)
3. 3 группа: Анализ выделенных предложений (знаки препинания, синтаксическая характеристика, схема)


7 минут







·










+ 7 минут обсуждение результатов
+ 5 минут на самостоятельную работу






5 минут

3
контрольный этап
(цель – осуществление контроля, переходящего в самоконтроль);
1.Организовать проверку и самопроверку результатов работы
2.проверить уровень усвоения материала каждого ученика
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта
3. РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Оценить результаты работы и своей и одноклассников
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации
4.КОММУНИКАТИВНЫЕ
-Оформлять свои мысли в устной и письменной речи .
-При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

1.Отчёты групп о проделанной работе
2.Индивидуальная работа по карточкам: запись предложения и разбор синтаксический и морфемный. Знаки препинания не расставлены
№1. Летунья ра(з,с)правила чудесные крылья в(з, с)летела и описала в воздухе широкий круг.
№2. По лесу ра(з,с)текались солнечные лучи и трава серебрилась от р...сы.


4
Рефлексия
(цель – познание и анализ человеком явлений собственного сознания, оценивание результатов осуществлённой собственной деятельности)


1.Организовать обсуждение результатов работы.
2. Определить характер и объём домашнего задания.
ОЦЕНИТЬ РЕЗУЛТТАТЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ
-Что повторяли? Зачем?
- Как организовали работу?
-Достигли ли результата?
_ Что нужно повторить лично мне перед контрольным диктантом?
Учебник.
1. стр. 41 (контрольные вопросы и задания)
2. упражнение № 467 + определите те упр, которые необходимы лично вам для повторения



5





ПРИМЕЧАНИЯ










ВАРИАНТ №1
Высокие золотые ворота в зелёной стене были крепко заперты. Дигори легонько дотронулся до ворот рукой – и створки с нежным звоном, словно кто-то дотронулся струн цимбал, легко распахнулись перед ним. Внутри это место выглядело ещё более уединённым и запретным. Прохладная росистая трава здесь искрилась маргаритками и лютиками. Немного поодаль разрослись душистые акации. Он на цыпочках вошёл в сад и огляделся. Было очень тихо. Даже фонтан в самой середине сада, казалось, производил лишь еле слышный шорох. Дигори неспешно пошёл вперёд.
Он сразу понял, какое дерево ему нужно: во-первых, оно действительно росло в
самой середине сада, а во-вторых, его ветки сгибались от тяжести огромных
серебристых яблок. Через весь сад Дигори пошёл прямо к
тому месту, сорвал одно яблоко и положил его в карман курточки.
ВАРИАНТ №2

Высокие золотые ворота в зелёной стене были крепко заперты. Дигори легонько д...тронулся до ворот рукой – и створки с нежным звоном, словно кто-то дотронулся струн ц...мбал, легко ра...пахнулись перед ним. Внутри это место выглядело ещё более уединённым и з...претным. Прохладная р...систая трава здесь искрилась маргаритками и лютиками. Немного поодаль разр...слись душистые акац...и. Он на ц..почках вошёл в сад и огляделся. Было очень тихо. Даже фонтан в самой середине сада, казалось, производил лишь еле слышный ш...рох. Дигори неспешно пошёл вперёд.
Он сразу понял, какое дерево ему нужно: во-первых, оно действительно росло в
самой середине сада, а во-вторых, его ветки (с,з)гибались от тяжести огромных
серебристых яблок. Через весь сад Дигори пош..л прямо к
тому месту, сорвал одно яблоко и пол..жил его в карман курточки.

ВАРИАНТ № 3
Высокие золотые ворота в зелёной стене были ___________ заперты. Дигори _______дотронулся до ворот рукой – и створки с __________звоном, словно кто-то дотронулся струн цимбал, легко распахнулись перед ним. Внутри это место выглядело ещё более ________-и_________. Прохладная росистая трава здесь ____.....______маргаритками и лютиками. Немного поодаль разрослись ___________-акации. Он на цыпочках вошёл в сад и огляделся. Было очень тихо. Даже фонтан в самой середине сада, казалось, производил лишь еле слышный шорох. Дигори неспешно пошёл вперёд.
Он сразу понял, какое дерево ему нужно: во-первых, оно действительно росло в
самой середине сада, а во-вторых, его ветки сгибались от тяжести огромных
_____________-яблок. Через весь сад Дигори пошёл прямо к тому месту, сорвал одно яблоко и положил его в карман курточки.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ. Например, ВЫПИСАНЫ СЛОВА С ПРОПУЩЕННЫМИ БУКВАМИ И ОБЪЕДИНЕНЫ В ТАБЛИЦУ, СТОЛБИКИ, СХЕМУ ПО КАКОМУ - ЛИБО ПРИНЦИПУ. Задание: ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ ВЫ ИХ ТАК ОБЪЕДИНИЛИ И Т. Д.
Приставки, которые всегда пишутся одинаково
Правописание приставок на з с
Правописание корней с чередованием
Правописание О - ё после шипящих в корне слова
Правописание О - ё после шипящих в корне слова
Правописание корней с проверяемой гласной в корне

Дотронулся
разрослись
росло
шорох
цыпочках
росистая

сгибались
распахнулись
положил
пошёл
цимбалы






акац...и.



Обратить внимание на слова сгибались, росистая ( куда вписали ученики, возможно, совсем не обратили внимание)

Аукцион: КТО БОЛЬШЕ ЗАПИШЕТ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ С КОРНЕМ – РОС- ( учитываем лексическое значение :роса, но ... выросла) Например, Роса 1. Мелкие капли влаги, оседающие на. растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады 2. Туман, испаренья, опадающие влагою на землю и нередко стоящие каплями на растеньях: жемчужная роса, бисерная. Роса, росный, росно, росяной, росистый, росинка, росиночка (оросить, орошать ,моросить с точки зрения современного литературного языка корень не являются однокоренными, так как имеют разное лексическое значение) Росток , расти, вырасти, подрасти, сращение, водоросли ......( Обратить внимание: 1.не путать однокоренные слова и формы слова 2. почему как графически выделены корни ? ( чередования) Являются ли они одним и тем же корнем? (варианты морфем)
15