Методическая разработка внеурочного занятия по курсу Я-Гражданин на тему Здоровый гражданин РФ 5 класс


Тема: Здоровый гражданин РФ.
Цели: подвести к пониманию важности здоровья для человека, развивать аналитическое, логическое мышление, кругозор, умение доказательно обосновывать свою точку зрения, коммуникативные способности, речь, внимание, наблюдательность, воспитывать интерес к ЗОЖ, мотивацию к сохранению своего здоровья как залога будущего успеха в жизни.
Оборудование:проектор, листы бумаги в клеточку, ручки, монеты для игры на столе.
Форма занятия: круглый стол с элементами игры
Класс: 5
Ход занятия
Оргмомент. 1мин.
-Любое дело нужно начинать с хорошего настроения. Приветствую Вас на нашем занятии, поздоровайтесь с нашими гостями, улыбнитесь друг другу, займите свои места.
2. Вступительная беседа.
-Кто из вас знает, какой праздник будет завтра отмечаться во всем мире?
Помогут вам с определением всемирного праздника, афоризмы известного Козьмы Петро́вича Прутко́ва — литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 19 в.,  поэты  Алексей Толстой  (наибольший вклад), братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы-это коллективный псевдоним всех четверых, в его высказываниях таится тема нашего занятия:
1. Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется.
2. Здоровье без силы — то же, что твердость без упругости.
3. Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает.
-Объясните его слова. О чем будем говорить сегодня за круглым столом?
Какой день отмечать будет весь мир 7 апреля? (Всемирный день здоровья! Основанный еще в 1948 году, и безумно важный для каждого жителя Земли. Существует международная организация, занимающаяся вопросами здравоохранения в масштабах всей планеты. Она носит название ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения. Расположена она в Женеве (Швейцария) и относится к особенным организациям, входящих в состав ООН. Цель этой организации – это борьба с эпидемиями, формирование правильного образа жизни населения планеты, придание огласки и обращения внимания людей на укрепление здоровья и продления жизни. И для того, чтобы человечество обращало внимание, хотя бы раз в году, на проблемы связанные с неправильным образом жизни и был создан специальный всемирный (международный) день здоровья.
Каждый год Всемирный день здоровья посвящается глобальным проблемам, стоящим перед здравоохранением планеты и проходит под разными девизами: «В безопасности твоей крови – спасение жизни многих», «Активность – путь к долголетию», «Беременность – особое событие в жизни. Сделаем его безопасным», «Защитим здоровье от изменений климата» и т.д. 
В России, 7 апреля устраиваются лекции и семинары. Часто медицинских работников в этот день, приглашают в детские сады, школы и вузы для разговора с подрастающим поколением: объяснение азов здорового образа жизни и акцентирование внимания на тех аспектах современности, которые способны подорвать здоровье человека. Этот год будет посвящен сахарному диабету, диагностике и профилактике, лечению этого заболевания.
Целеполагание. У нас же сегодня пройдет круглый стол и игра. Тему вы назовете сами. Напишите на листе, это будет наш план работы. Обсуждение 2 -3 версий (учитель обобщает ответы и знакомит с планом работы)
План:
Здоровье человека и его значение.
Основные составляющие ЗОЖ
Игра «Где логика? Или 4 фото и 1 слово
- Какие проблемы существуют в нашей стране в плане здравоохранения и сбережения здоровья каждого гражданина?
Проблема: Какой гражданин нужен современной России? Если люди знают, что здоровье важнее всего, тогда почему только единицы ведут ЗОЖ? Зачем в России отмечают День здоровья.
-Кто сможет сейчас дать ответ на первый вопрос?
Гражданин РФ-…(перечислите качества его).
А на второй? (лень, загруженность, нет условий, много денег уходит на занятия, нет вдохновения и желания)
Мы не можем говорить, что все должны быть спортсменами, но о значимости здоровья и ЗОЖ и спорта для граждан РФ стали говорить на уровне президента. Почему это так важно?
Обратимся к статистике:
К 2009 году 85% от всего взрослого населения систематически не занималось спортом, среди детей, подростков и молодежи эта цифра составляла 65%. По Данным Минздравсоцразвития России, на тот период, только 14% (!) учащихся старших классов, считались практически здоровыми. Стала резко падать продолжительность жизни среди взрослого населения, возросло количество хронических заболеваний.
Для исправления столь негативной ситуации Правительством РФ в 2009 году была утверждена «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Согласно этой стратегии, были поставлены задачи: к 2015 году увеличить количество взрослых, вовлеченных в занятия спортом и физкультурой, до 30%, а среди детей и молодежи – до 60%. На втором этапе, к в 2020 году, довести эти показатели до 40% и 80% соответственно. Среди комплекса мер, принятых для достижения этих целей, помимо расширения спортивной инфраструктуры, а также множества других задач, немалое значение было уделено и пропаганде здорового образ жизни и занятий спортом.
Какой вывод можете сделать? Как спорт пропагандируется в нашей стране? (В 2014 году Сочи - Зимние олимпийские игры, в 2018 году наша страна впервые проведет Чемпионат мира по футболу, можно вспомнить небывалый интерес среди населения к спорту во время и после проведения Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Нормы ГТО).Прежде чем доказывать что-то нужно разобраться с понятиями «Здоровье» и «ЗОЖ».
Работа в паре по теме. Составьте кластер(солнце) со словом ЗОЖ(образец заполнения схемы на слайде). Обсуждение: К ЗОЖ можно выделить следующие основные компоненты образа жизни:
Двигательная активность. Движение является основным условием обеспечения жизни. Организм устроен таким образом, что деятельность всех его систем подчиняется двигательной деятельности. Это касается не только мышечной системы (которая при регулярных занятиях физкультурой оказывается хорошо развитой и придает человеку внешнюю привлекательность стройностью фигуры и атлетичностыо), но сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и всех других систем. Кроме того, достаточная двигательная активность обеспечивает поддержание на высоком уровне иммунитета, что позволяет человеку успешно противостоять инфекционным заболеваниям. При высоком уровне физической подготовленности при прочих равных условиях у человека выше не только физическая, но и умственная работоспособность, поэтому при выполнении интеллектуальной работы утомление у него наступает позднее. Физическая тренировка способствует росту функциональных резервов организма, благодаря чему он оказывается более адаптированным к тем чрезмерным мышечным нагрузкам, которые ему приходится порой выполнять.
Обеспечение психического здоровья. Какие нагрузки вы испытываете? Неумение адекватно вести себя в этих ситуациях нарушает психическое состояние человека. Такие нарушения часто приводят к развитию многих заболеваний, которыми страдают наши современники. Поэтому так важно владеть теми приемами, которые помогают каждому человеку разумно вести себя в ситуации, провоцирующей психическое напряжение, а если оно все-таки возникло, то выйти из подобных обстоятельств с наименьшим уроном для своих психики и здоровья.Рациональное питание. Питание позволяет человеку получать вещества, необходимые для построения клеток его тела, для поддержания жизненных функций и выполнения повседневных дел. Но чтобы оно действительно и в полной мере выполняло эти функции, питание должно отвечать определенным требованиям, среди которых главными являются следующие условия: а) оно должно быть максимально натуральным; б) соответствовать анатомо-физиологическим особенностям данного человека и выполняемой им работе; в) не превращаться в культ, а оставаться прежде всего потребностью, а лишь затем — удовольствием. При несоблюдении указанных требований у человека нарушается деятельность не только пищеварительной системы, но страдают практически все функции организма. В результате снижается уровень здоровья, сопротивляемость инфекции, работоспособность; развиваются многие заболевания, в том числе и такие, как ожирение, диабет, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы и многие другие.
Закаливание и тренировка иммунитета. В настоящее время большинство пропусков занятий школьниками и случаев заболеваемости у людей трудоспособного возраста связано с простудными и простудно-инфекционными заболеваниями. К сожалению, такое положение связано не с тем, что человек вообще от рождения столь чувствителен к низким температурам, а с тем, что в процессе жизни он не тренирует свою устойчивость к ним, а наоборот, стремится к температурному комфорту. С другой стороны, известно, что люди, систематически занимающиеся закаливанием, страдают простудными и простудно-инфекционными заболеваниями гораздо реже, а само заболевание у них протекает легче.
Четкий режим жизни. Все поведение человека, выполнение им своих обязанностей, как и досуг, сон должны подчиняться определенной закономерности, которая бы соответствовала требованиям:
любая нагрузка (включая мышечные, психические, умственные и даже прием пищи) должна чередоваться с последующим периодом отдыха, обеспечивающим необходимое восстановление резервов организма;
в режиме человека должны найти отражение все стороны его жизнедеятельности: учеба (работа) и сон, занятия своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время, время на самоподготовку (выполнение домашних заданий) и встречи с друзьями и т.п.
Только при выполнении этих условий жизнь человека будет насыщенной интересными и важными делами, в ней найдется место для регулярных занятий своим здоровьем, и он не будет испытывать постоянное чувство недостатка времени.
Отказ от вредных привычек, к которым относят регулярное употребление веществ и продуктов, наносящих вред здоровью человека. К таким веществам относят алкоголь, табак, наркотические продукты, токсические вещества и др. Каждое из них не только при систематическом, но порой и при однократном употреблении вызывает серьезные нарушения в деятельности организма, из-за чего они и получили название «вредных», а их постоянное употребление называют «вредными привычками».
Чаще всего употребление вредных веществ связано с их способностью затормаживать сознание человека, которому теперь кажется, что для него перестали существовать какие- то жизненные проблемы и неприятные обстоятельства. Но после окончания действия таких веществ, уже нанесших вред здоровью, проблемы по-прежнему остаются, а здоровье и время, которое можно было бы использовать для их разрешения, оказываются потерянными.
Выполнение гигиенических требований. Для обеспечения хорошего здоровья человеку необходимо поддерживать чистоту своего тела. Это касается не только кожных покровов, но и волос, ротовой полости, дыхательного аппарата, половых органов, то есть всех тех частей тела, которые непосредственно контактируют с внешней средой. Следует обеспечивать и определенные требования к условиям своей жизни: быта, одежды, обучения, питания и др. Рекомендации, как следует поддерживать чистоту своего тела и такой окружающей обстановки, которая бы не вредила здоровью человека, дает наука гигиена.
Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении. Находясь в постоянном контакте с окружающей средой и с другими людьми, человек порой оказывается в таких ситуациях, которые грозят не только его здоровью, но и жизни. В быту, на улице, в транспорте, на природе, в отношениях с опасными людьми, животными мы испытываем на себе множество неблагоприятных воздействий. Поэтому очень важно каждому человеку знать, с одной стороны, как предупредить их возникновение, а с другой, если опасная ситуация возникла, то как себя вести в ней с наименьшим ущербом для здоровья.
А кто из вас ведет ЗОЖ? Как вы это делаете? Кто вас к этому приобщил?
Что становится вдохновением для молодых людей на занятия спортом и сохранению своего здоровья? Приведите примеры из вашей жизни.
ФИЗМИНУТКА (покажите, как нужно отдыхать и одновременно заботиться о своем здоровье на уроках)
Здоровые граждане нашей страны.
(на экране фотографии известных спортсменов, если дети не называют, учитель знакомит с краткими сведениями жизни спортсмена)
1.Имя Ивана Поддубного. Этот легендарный тяжелоатлет родился на Полтавщине в 19 веке. Отец и мать его были потомственными казаками и превыше всего ставили честь. Во всем селе отец Ивана – Максим Поддубный был самым сильным и удивлял односельчан своими возможностями. Сын пошел в отца и уже к 17 годам мог ворочать пятипудовые (80 кг) мешки Иван Поддубный с зерном и разгибать подковы. В 20 лет Иван ушел из деревни на заработки в севастопольский порт, где устроился грузчиком. За невиданную силу и огромный рост все в порту с уважением называли его Иваном Великим. Свою силу Иван Поддубный сохранял столь долгое время благодаря регулярным тренировкам, включавшим занятия с отягощениями, тренировочную борьбу и закаливание, а также благодаря правильному питанию. Сыграло свою роль и то, что Поддубный никогда не употреблял спиртного и не курил сигарет. Все основные победы он одерживал не столько силой, сколько хорошей тактикой. Более двадцати пяти лет Поддубный был настоящим чемпионом чемпионов, символом несокрушимой силы.
2. В.В. Путин –президент за здоровье, занимается разными видами спорта, с 11 лет занимается дзюдо и самбо. Путин имеет звание мастера спорта по дзюдо. 
Назовите вам известных спортсменов или людей за ЗОЖ?
3.Тулунские спортсмены, прославленные мастера спорта и Олимпийские чемпионы:
1)Константин Данилов, мастер спорта международного класса. Его смело можно назвать самым сильным человеком планеты. На Чемпионате мира по пауэрлифтингу Константин Данилов из Тулуна поставил рекорд. Он поднял 326 килограммов в упражнении "приседание со штангой". Это в 5 раз больше собственного веса. 
2)Наталья Воробьева Заслуженный мастер спорта России по вольной борьбе, олимпийская чемпионка 2012 Ее медаль — первая золотая награда в женской вольной борьбе для России в истории Олимпийских игр. И даже увековечили в Петербурге памятником рядом со спортивной школой.
Обобщение: Какой гражданин нужен современной РФ? Почему каждый из вас должен заботиться о своем здоровье?
Практическая работа.
Советы для публикации брошюры класса. «Как мне вести ЗОЖ?» (работа на листах, прием «Гармошка»). Лист должен закончиться, деление 4 клетки, работают все ребята в группе). Обсуждение.
Игра «4 фото 1 слово» в команде (см. презентацию) Правила игры: 10 вопросов на логические цепочки, по теме занятия, кто первый желает дать ответ-подает сигнал, если ответ неверный передается следующей команде, команда набравшая большее количество баллов –выигрывает. Подсказку можно брать у учителя. 1 раз.
8. Рефлексия.
Хочешь быть счастливым-будь им.
Мне было интересно.. Я осознал..Мне захотелось
теперь я могу…
я почувствовал, что…
9. Итог: Ответим на вопросы поставленные в начале нашей работы?
-В конце занятия словами напутствия будут слова президента: «Люди должны осознать, что здоровый образ жизни — это личный успех каждого» (В.В. Путин).
- Какой была бы фраза в сборнике афоризмов К.Пруткова, продолжите ее, связав с нашим сегодняшним разговором. Хочешь быть счастливым - ….(веди здоровый образ жизни).
Будьте здоровы и счастье будет с вами!