Проектная работа «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
в условиях реализации ФГОС»

Работа выполнена:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Ярцева Лидия Васильевна, директор школы
Гараева Фания Хикматулловна, заместитель директора по УР


Научный руководитель:
Сибгатуллина Татьяна Владимировнна,
доцент кафедры мененеджмента ИПП КФУ, к.п.н.

Казань, 15 апреля – 14 мая 2015 года
Содержание
Глава 1. Введение. .
Цель и задачи, актуальность данного проекта
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Глава 2. Основная часть. Теоретическое обоснование
2.1. Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни
Здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
Комплекс мер по реализации программы формирования универсальных учебных действий
2.5. Комплекс мер по воспитанию и социализации младших школьников.
2.6. Система работы с общественностью и родителями
Глава 3. Проектная часть.
Здоровьесберегающие технологии на уроках.
Исследования
3.1. Спортивно-оздоровительные мероприятия
3.2. Проекты и мини – проекты
3.3. Дополнительные направления здоровьесберегающих технологий
Заключение.
Литература.. Приложения



Введение

«Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни». ФГОС НОО определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.
В Примерной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:

· сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

· дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

· сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

· научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

· сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

· сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

· обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

· сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

· научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

· сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений:

· создание здоровьесберегающей инфраструктуры,

· рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

· эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

· реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; Нужно организовать совместную работу педагогов с родителями по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

Цель проекта: развитие и внедрение эффективной модели использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Задачи проекта:
Систематитизировать требования ФГОС к использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе, проанализировать соответствие существующей модели здоровьесбережения в начальных классах требованиям ФГОС
Повысить уровень профессиональной компетентности учителя в педагогической деятельности в использовании здоровьесберегающих технологий.
Разработать и внедрить школьную «Программу здоровья» на основе требований ФГОС.
Организовать учебно – воспитательный процесс, ориентированный на формирование мотивации обучения и снижение рисков деструктивного воздействия учебной нагрузки на психическое здоровье младших школьников на основе принципов системно – деятельностного подхода с учётом требований ФГОС.
Разработать и внедрить систему взаимодействия школы с семьёй в вопросах формирования культуры здоровья младших школьников и организации ЗОЖ учащихся вне школы.
Обеспечить условия для формирования активной жизненной позиции и мотивации к достижению личного успеха.
Определить эффективность модели использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС на основе системы индикаторов качества здоровья учащихся начальных классов.
Целевая группа проекта: учащиеся начальной школы
Участники проекта: педагогические работники школы
Партнеры проекта: ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Место реализации проект: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Актуальность проблемы:
В связи с переводом школы в качественно новое состояние, представленное в государственной стратегической инициативе Президента Российской Федерации Д.А.Медведева «Наша новая школа» перед современной школой четко сформулирована главная задача: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Реализация этой задачи неразрывно связана с внедрением новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих «формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса»
Медведев Д.А. 2008. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Министерство образования и науки Российской Федерации - Доступно на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Федеральный государственный образовательный стандарт - 2009 впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения и молодежи имеет общенациональное и государственное значение, поскольку от уровня здоровья выпускников школ зависят перспективы развития страны, ее трудовой потенциал, благосостояние ее граждан и их социально-психологическая защищенность. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения в условиях образовательных учреждений появилась в 90-е годы ХХ столетия, когда резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами уровень здоровья обучающихся (Айзман Р.И., 1993; Базарный В.Ф., 1995; Белова О.А., 2004; Гребнева Н.Н., Купеева Г.В., 2004 и др.). Действующая система образования не создает условий для полноценного развития хронически больных и физически ослабленных детей, реализации их индивидуальных способностей и дарований в целях эффективной адаптации к постоянно меняющимся социально-экономическим и экологическим условиям окружающей среды. Недостаточно разработаны здоровьесберегающие образовательные технологии, не исключен процесс виктимизации личности школьников, разрушающий все компоненты его здоровья, наблюдается невысокий уровень психо - валео-педагогической компетентности педагогов, что не обеспечивает в учебно-воспитательном процессе сохранение здоровья обучающихся и их приобщение к культуре здоровья. Данные факты указывают на деструктивность образовательной среды, высокую степень вероятности нанесения ущерба всем компонентам здоровья школьников - соматическому, психическому, психологическому, социальному и нравственному (Голиков Н.А., 2004; Иванова М.В. с соавт., 2004 и др.)
Исходя из сказанного, появляется насущная потребность в оценке состояния здоровья, которая помогла бы учащимся ощутить необходимость правильной организации здорового образа жизни и повысить значимость здоровья как личностной ценности. Необходимо отметить существующие в системе школьного образования противоречия на следующих уровнях: 1) между потребностями общества в воспитании здорового молодого поколения и недостатком корректной педагогической стратегии 2) между возрастающим осознанием педагогическим сообществом необходимости сохранения и укрепления здоровья и недостаточной сформированностью ценностного отношения к здоровью у обучаемых в условиях современной школы.
Поиск эффективных путей разрешения обозначенных выше противоречий определил проблему: сохранения и укрепления соматического, психического здоровья обучающихся, овладения ими образовательными компетенциями при постоянном повышении сложности образовательных программ и образовательных стандартов. Актуальность проблемы обусловили тему нашего проекта: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе».
Жизненный цикл и этапы реализации проекта: апрель 2013 – май 2018 года (4 года)
Сроки реализации проекта: апрель 2013 года – август 2014 года

Этапы реализации проекта
Подготовительный: апрель – август 2013 года
Анализ и обобщение психолого-педагогической, специальной и методической литературы.
Диагностика состояния здоровья обучающихся начальной школы.
Выявление эффективных условий сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Основной: сентябрь – май 2015 – 2016 учебного года
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
Разработка уроков занятия Хатки – йоги для сохранения осанки детей.
Разработка проектных работ на тему: «Здоровый образ жизни».
Промежуточная диагностика состояния здоровья.
Внесение корректив в проект.
Разработка комплекса мероприятий направленных на профилактику плоскостопия, осанки, близорукости и т. д.
Заключительная часть: май - август 2014 года
Заключительная диагностика обучающихся начальной школы.
Выводы, обобщение результатов эксперимента.
В процессе реализации проекта используются следующие формы работы
Мероприятия в режиме учебного дня школы
Уроки физической культуры (3 часа в неделю)
Физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах, физминутки во время уроков, физминутки для глаз.
Динамические паузы
Прогулки и игры на свежем воздухе
Тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
Спортивные праздники, соревнования, Веселые старты;
Туристические походы, выездные экскурсии с родителями
"Дни здоровья";
Наглядная агитация (Галерея успехов, стенды, плакаты);
Проектная работа по тематики здорового образа жизни.
Участие в конкурсах различного уровня («Учитель здоровья России – 2013»..)






























II. Основная часть
2.1. Развитие и внедрение эффективной модели использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Модель использования здоровьесберегающих технологий

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]










[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

2.2.Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Значит здоровьесберегающая педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. 2.3. Здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
«Не навреди!» все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
Рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
Соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
Необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

2.4. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице. Когда к вам на урок приходят проверяющие или завуч он по этим критерием будет оценивать урок. А сейчас здоровьесбережение ставится выше других показателей урока.
2.5. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правильная организация урока. Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:
Показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
Проявлением и тренировкой познавательной активности;
Показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. Организация урока должна обязательно включать три этапа: -  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); -  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы - 3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: - левополушарные люди при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логическийстиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; - правополушарные люди доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; - равнополушарные люди у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие; - кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в (Приложении 2.)
Использование физкультминуток на уроках, электронных физкультминуток для глаз.
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.
В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища и упражнения. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений. Физкультминутки могут проводиться без предметов, с предметами. Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись, с использованием ИКТ, стихотворный текст или музыкальное сопровождение. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений. В этом случае проводятся упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время напряжение. Физкультминутки можно проводить в форме подвижных игр или эстафеты. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с темой урока. Дидактические игры с движениями также способствуют двигательной активности учащихся на уроке. При проведении физкультурных минуток с использованием стихотворное текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся.
Требования к организации и проведению физкультминуток
Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления (8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала). Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просто в своем выполнении. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме. В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц. Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты. В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов (мячи, скакалки). Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.
Рекомендации для учителя
Учитель должен:

· Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.

· Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.

· Знать основы терминологии физических упражнений.

Наш друг интернет может нам помочь найти различные интересные физминутки и физминутки для глаз.

Проектная и исследовательская работа, как форма воспитания уважительного отношения к здоровьесбережению.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Проектная деятельность содержит: - анализ проблемы; - постановка цели; - выбор средств ее достижения; - поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; - оценка полученных результатов и выводов. Принципы организации проектной деятельности: - Проект должен быть посильным для выполнения; - Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов - Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта. - В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. - Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме. Исходные теоретические позиции проектного обучения: в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей; образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Метод проектов целесообразно применять, если существует значимая проблема (интеграция знания, исследование). Есть значимость результата (теоретическая, практическая). Предполагается самостоятельная деятельность учащихся. Возможно структурирование (этапность) проекта. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проектный метод направлен на: развитие критического мышления, развитие творческого мышления, умения работать с информацией, работать в коллективе, владеть культурой коммуникации. Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед),
1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
2) Предварительный текст какого-либо документа.
3) Замысел, план. Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта: 1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах 6. Защита проектов. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. По доминирующему в проекте методу: 1. Исследовательские.
2. Информационные.
3. Творческие.
4. Игровые.
5. Практические. По количеству участников проектов, можно выделить проекты: Личностные; парные; групповые. И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные. Стадии работы над проектом, то есть проект это «пять П» 1. Проблема
2. Проектирование (планирование) -
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация. Шестое «П» проекта его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

Требования к учебному проекту совершенно особые. Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.
Для воспитания здорового образа жизни у своих учеников мы не только проводим традиционные классные часы, спортивные праздники и другие воспитательные формы работы. На уроках здоровья мы проводим исследовательскую и проектную работу для того, чтобы ребята сами убедились в необходимости здорового образа жизни и поняли. что их здоровье в их руках. Мы ставим проблемные вопросы на которые дети ищут ответы. Например: Как ты понимаешь пословицы « Человек есть то, что он ест.» или «Ты- то, что ты ешь» ? Ученики выпускали буклеты, подготавливали презентации, лекарственные сборы для поднятия иммунитета, разрабатывали меню здорового питания. (Приложение 4, 5. )











Заключение
Эта проектная программа рассчитана на 4 года. Поэтому сейчас мы можем огласить только ожидаемые результаты:
Повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Положительная динамика психологического состояния.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
Снижение заболеваний ОРЗ, опорно-двигательной системы, заболеваний «близорукость» и «дальнозоркость».















Список литературы
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. М. : Вентана-Граф, 2008. 112 с. (Педагогическая мастерская).
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 2001.
Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004.
Мильман И.И. Охрана здоровья. – М., 1995.
Зайцев Г.К. Школьная валеология. – СПб, 1997.
Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009.
Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» № 3 2006г., №5 2008г., №3 2009г., №5 20010г.

Приложение 1.
Спортивно-оздоровительные мероприятия
№ п/п
Мероприятие
Сроки исполнения
Исполнитель

1.
Утренняя зарядка
ежедневно
классный руководитель, физорг класса

2.
Игровые перемены
ежедневно
дежурный учитель

3.
День здоровья
ежемесячно

классный руководитель, физорг класса

4.
Оформление уголка здоровья
1 раз в четверть
учащиеся под руководством классного руководителя

5.
Походы: в осенний лес; лыжные прогулки; весенний поход; совместный поход с родителями
по плану
классный руководитель

6.
Неделя физической культуры
по плану
классный руководитель, учитель физической культуры

7.
Соревнования-конкурсы: «День бегуна»; «Веселые старты»; «Лыжная эстафета»
по плану
классный руководитель, учитель физической культуры





Приложение 2.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута 80%;
25-35-я минута 60-40%;
3540-я минута 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
Часть урока
Время
Нагрузка
Деятельность

1-й этап.
Врабатывание
5 мин.
Относительно невелика
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап. Максимальная работоспособность
20-25 мин.
Максимальное снижение на 15-й мин.
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв
10-15 мин.
Небольшое повышение работоспособности
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

Приложение 3.
Классный час

Тема: «Если хочешь быть здоров»

I. Беседа по теме.
Вспомните «Сказку о микробах». Где поселяются микробы?
Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово «микроб» произошло от двух греческих слов: «микрос», что значит «малый», «биос» – «жизнь». Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.
Как попадают микробы в организм? (Варианты ответов: при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы разлетаются на 10 метров); не моет руки перед едой (не дружит с доктором Водой); пользуется чужими вещами; не моет овощи и фрукты; не закаляется и т.д.)
Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?
Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все нипочем? (Они закаляются.)
Как они это делают? Какой доктор помогает? (Доктор Вода.)

II. Если хочешь быть здоров – закаляйся!
1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши теплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.
2. Утром обтирайте тело влажным полотенцем или принимайте душ.
3. Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холоднее.

III. Оздоровительная минутка.
Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему так думаете? (Ответы детей.)
Можете ли вы себя назвать закаленными?Приведите примеры закаленных людей,
Что нужно делать, чтобы попасть в страну Здоровячкой?
Вспомним волшебные слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

IV. Сделайте рисунок для классной выставки «Мы дружим с физкультурой и спортом».

V. Шесть признаков здорового и закаленного человека.
1. Очень редко болеет.
2. Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.
3. Имеет хороший сон.
4. Живет не менее 80 лет.
5. Может без одышки пробежать пять километров.
6. Если заболел, то быстро поправляется.

Какие признаки выбираются главными и почему?
Какими способами можно достигнуть этих качеств? Нарисуйте.

VI. Это интересно!
Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание долгожитель?

В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело. Второй секрет – хороший характер. Третий секрет – правильное питание и режим дня. Четвертый секрет – ежедневный физический труд.
Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?

Задание
Выберите слова для характеристики здорового человека:
красивый ловкий статный крепкий
сутулый бледный стройный неуклюжий
сильный румяный толстый подтянуты
Вывод:
Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.





Приложение 4.

Тематическое планирование проектной деятельности
учащихся 1 классов МБОУ «СОШ № 27» НМР РТ
в 2012-2013 учебном году
№ урока
Тема урока
Форма работы
Срок
Конечный результат

1.
«Режим дня и здоровья»
Мини - проект
Сентябрь - октябрь
буклет

2.

«Правильное питание»

Мини-проект
Ноябрь
оформление настенного стенда

3.

«Уход за зубами»
Мини-проект
Декабрь
буклет

4.


«Сохранение зрения»
Мини-проект

Январь
оформление памяток


5.
«О вреде курения»

Мини-проект


Февраль
выпуск листовок

6.
«Предотвращение нарушения осанки»

Мини-проект
Март

выставка рисунков

7.
«Лекарственные травы»
Мини-проект
Апрель


Защита проекта

8.
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
Мини-проект
Май
оформление настенного стенда




Приложение 5.

Приложение 6.

Оздоровительные моменты на уроке:

физкультминутки, динамические паузы
минутки релаксации
дыхательная гимнастика
гимнастика для глаз
массаж активных точек

Цель оздоровительных моментов:
отдых центральной нервной системы
профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. 

Рекомендации:
комплексы упражнений должны меняться;
проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

Наличие эмоциональных разрядок:
поговорка,
высказывание,
веселое четверостишие,
юмористическая или поучительная картинка
необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.

Цель эмоциональных разрядок - снятие умственного напряжения, утомления.
В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 













13PAGE 15


13PAGE 14115




Рисунок 2 Заголовок 1 Заголовок 215