НОД по грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком «ш» и буквой Ш». (конспект разработан с использованием развивающих игр Воскобовича)

Занятие по грамоте в подготовительной к школе группе.
Тема: «Знакомство со звуком «ш» и буквой Ш».
Цель: познакомить детей со звуком « ш » и буквой «Ш»;
Задачи:
Соотносить букву -Ш- со звуком –ш-.
Упражнять детей в составлении и чтении слогов;
Развивать фонематический слух, внимание, координацию речи и движения, мелкую моторику рук;
Формировать доброжелательность и самостоятельность.
Оборудование:
игровое пособие по обучению чтению В.Воскобовича «Складушки»;
диск « Песенки «Складушки»;
магнитофон;
пособие для знакомства с гласными звуками В. Воскобовича «Буквоцирк»;
сказочный персонаж «Лопушок».
Шнур затейник;

Ход занятия

Лопушок встречает детей в дверях фиолетовой комнаты.
Л.: Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас в сказочном лесу. Ребята а вы любите цирк? У нас сегодня цирковое представление и я приглашаю вас занять свои места в зрительном зале.
Л: А теперь садитесь на свои места. ( Дети проходят и садятся за столы).
В: Под звуки марша, под свет синих прожекторов на арену друг за другом выходят артисты-акробаты и выстраиваются в ряд.
( Лопушок представляет каждого артиста).
Л: Ребята, вы узнали этого артиста-акробата? Кто это?
Д: Это Арлекин.
Л: Какая любимая песенка Арлекина? Помогайте Арлекину петь.
Д: А-а-а.
Л: А этого акробата вы узнали? Поможем ему спеть его любимую песенку.
Д: Это Орлекин и его любимая песенка О-о-о.
Л: Следующий акробат. Кто же это? И какая его любимая песенка?
Д: Это Урлекин и его песенка У-у-у.
Л: Зазвучали фанфары и вот перед каждым артистом появились волшебные сундучки. Открывает свой сундучок Арлекин и на зрителей посыпались: ананасы, апельсины. Что еще? ( Дети продолжают).
Л: Что может появиться из сундучка Орлекина?
Д: окно, облако, обруч и т.д.
Л: Открывает свой сундучок Урлекин. Что же появилось из его сундучка?
Л: На арену выходит новый артист. А узнать его поможет песенка складушка. Подумайте, какой звук встречается в ней чаще других? ( Дети слушают песенку).
Д: Звук «ш».
В: Давайте произнесем звук «ш» все вместе. Когда мы его произносим, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, а губы
округлены. Значит во рту есть преграда для его произношения.
Как вы думаете звук «ш» - гласный или согласный?
Д: согласный.
В: Каким цветом мы будем его обозначать?
Д: Синим.
В: Приложите руку к горлышку и произнесите этот звук. Определите: звонкий он или глухой?
Д: Он глухой.
В: Твердый или мягкий это звук?
Д: Твердый.
В: Верно. Это согласный твердый глухой звук. И этот звук никогда не бывает мягким.
А сейчас давайте поиграем в игру «Придумай слова»? Вы будете придумывать слова со звукам –ш-, но звук может быть в начале слова, в конце или в середине слова.
Шарик, шишка, мышка, широкий, камыш.
Л: Аплодисменты нашим артистам. А сейчас антракт.
( Дети выходят из-за столов.)
Физминутка.
Чтоб спина могла прогнуться
Надо очень потянуться.
Руки вверх, руки вниз,
Не спеши, не торопись!
Руки в боки, руки шире
На пенек мы сесть решили.
Нет пенька, ну, ничего!
Мы придумаем его!
Л: Занимайте свои места. Представление продолжается.
Внимание! Во втором отделении вы увидите необычное музыкальное представление. ( На коврографе выставляется буква Ш).
Артист Ш вместе с акробатами исполнит веселые песенки.
В: У вас лежат карточки, на которых нарисована таблица. С ее помощью мы услышим эти песенки. Возьмите в руки карандаши и начинаем сочинять.
Первым артист Ш исполнит песню с Арлекином. Проводим дорожку от буквы Ш к букве А. Что у вас получилось?
Д: Ша.
Л: А теперь песенка звука Ш и Е. Что получилось?
Д: Ше.
Л: Следующая песенка артиста Ш и Орлекина. Что получилось?
Д: Шо.
Л: А это песенка звука Ш и И. Что получилось?
Д: Ши.
Л: В нашем представлении могут принимать участие и зрители. Давайте произнесем и протопаем чистоговорки. (Дети встают).
Ша –ша - ша – на столе стоит лапша.
Шу – шу – шу – мы поели всю лапшу.
Ши – ши – ши – мы теперь сидим в тиши.
Шо – шо – шо – в цирке хорошо.
Л: Вы были внимательными и справились с заданием. Антракт.
Пальчиковая гимнастика « Каша».
Маша кашу наварила,
Маша кашей угостила:
Мишку, кошку,
Петушка Алешку,
Серого зайчишку и маленькую мышку.
Л: На этом наше представление не заканчивается и что бы увидеть следующий номер, вам нужно помочь нашим канатоходцам растянуть канаты в форме буквы Ш. А сделать это вы можете при помощи шнура затейника. (Дети вышивают при помощи шнура затейника букву Ш).
Л: Ребята во время циркового представления у одного акробата порвались словесные бусы, и все бусины рассыпались. Вам нужно при помощи складушек собрать бусины составить слова начинающиеся с буквы Ш.
Л: У наших циркачей есть волшебный головной убор. А чтобы узнать что это вы должны разгадать загадку.
Кто-то свяжет, кто сошьёт, Ту, что на голове живёт, И в мороз не заменима, Уши вам согреет в зиму.
(Шапка.)
В: Ребята давайте с вами составим слово Шапка при помощи цветных кружков. Какой первый звук?
Д: -ш-;
В: Это какой звук гласный или согласный, и каким цветом мы будем его обозначать?
Д: Согласный, синим.
В: Молодцы! Какой второй звук в этом слове?
Д: -а-;
В: Это какой звук гласный или согласный, и каким цветом мы будем его обозначать? И.т.д.
В: Ребята, сколько звуков в этом слове, давайте посчитаем?
Д: 5;
В: Правильно, а сколько букв?
Д: 5;
В: Ребята, сколько слогов в этом слове?
Д: 2;
В: Давайте с вами проверим. Ваня прохлопай. Яна протопай. Аня подставь кулачек к подработку. Саша простучи.
В: Молодцы! А какое есть самое главное правила по подсчёту слогов в слове?
Д: Сколько гласных, столько и слогов.
Л: Наше представление подходит к концу. И я вам предлагаю придумать предложение со словом ШАПКА по схеме, которое изображено на каврографе. (Дети придумывают предложение из 3-х слов. Серёжа надел шапку).
В: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием.
Л: Представление закончилось. До встречи, друзья!
В: Ребята, с каким звуком и буквой вы сегодня познакомились? Какое задание для вас было самым сложным, а какое самое лёгкое? Молодцы! Получите смайлики за работу.