Конспект урока обучение грамоте Знакомство со звуком [ к ] и [ к ] и буквой К к.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 р.п.Култук
Слюдянского района Иркутской области
Конспект урока
Обучение грамоте
1 класс
Тема: Знакомство со звуком [ к ] и [ к ] и буквой К к.
разработала:
Байгазова Ирина Анатольевна
Тема: Знакомство со звуком [ к ] и [ к ] и буквой К к.
Цель: Знакомство со звуком [ к ] и [ к ] и буквой К, к формирование умений читать закрытые слоги;
-умение достаточно быстро соотносить звуки и буквы, различать их местонахождение в словах (в начале, середине, конце);
-образование и чтение слогов с вновь усвоенными звуками и буквами
Ход урока
I.Организационный момент
Все ребята ровно встали,
Глазки на меня подняли,
Сели дружно, не зевайте!
На вопросы отвечайте
II.Логопедическая зарядка
-Возьмите ребята зеркала проведем логопедическую зарядку
-Первое упражнение
1.«Часики»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе по счёт. (20-15 раз)
2. «Лопаточка»
Высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Нужно сделать так, чтобы язык не дрожал.
3. «Качели»
Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
4. «Горка»
Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.
5. «Лошадки»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную складку.
III.Повторение звуков, букв и слогов
-А сейчас давайте вспомним, какие буквы мы знаем, изучили
-Назовите буквы на полоске над доской (а,о,у,м,с,х,ш,л,ы,н,р)
-Прочитайте буквы верхнего ряда; (а, о, у, ы)
-Какие они? (гласные)
-Почему названные вами звуки гласные? (они поются, тянутся)
-Прочитать буквы сверху вниз. (м, с, х, ш, л, н, р)
-Какие они? (согласные)
-Почему названные вами звуки согласные? (они не поются и не тянутся, они шипят, рычат)
-Назовите звонкие звуки (М, Р, Л, Н)
-А почему они звонкие?
-Буду показывать гласную и согласную. Вы читайте получившийся слог.
МА, МО, ШУ, РА. СО, СУ, ША, НУ
АМ, ОМ, УМ, АР, ОС, УС, АШ, УЛ
Повторение слогов
Почитаем по слоговой таблице хором с учителем (ра, ма, а-ра, лы, а-ма, аш, ар, ал, ро,ор)
-Читаем хором без учителя.
Читаем по одному, кого я назову
-Прочитайте буквы (а,о,у)
-Какие звуки они обозначают? (гласные)
-Прочитаем слоги с этими гласными (подставляем букву) (АМ, АР, АЛ, АШ, ОМ, ОР, ОШ, УМ, УШ, УР,)
-Из разрезной азбуки составьте слог МА
-Расскажите всё, что можете, про этот слог
-«В слоге ма два звука: первый звук [ м ], он согласный звонкий, твёрдый, второй- [ а ], он гласный. Буква а командует согласному читаться твёрдо. (также проработать со слогами ра, лу,со)
-Молодцы, ребята!
Составление и чтение слов
На доске нарисованы домики, в которых записаны слова (ШАР, СОМ, СОХ, ХОР, МАЛс пропущенной буквой в окошечках. Вставьте карточки с пропущенными буквами
Ш Р
С М
С Х
Х Р
М Л
-Вместо точек поставьте буквы.
-Ученик выходит к доске и читает первое слово ШАР
-Какая буква была пропущена А.
-Расскажите всё про это слово
-В слове шар три звука. Первый звук [ Ш ]согласный, глухой, второй звук [ А ], он гласный. Третий звук [ Р ], он твёрдый, звонкий (так проработать со всеми словами (СОМ, СОХ, ХОР,МАЛ)
IV.Знакомство с новым звуком и его закрепление
На доску вывешивается картинка с изображением лука
-Ребята, что это? (лук)
-Для чего нужен лук?
-Чем он полезен?
а) Выделение звука
-Теперь мы попробуем выделить последний звук в этом слове
-Я вам скажу начало слова, а вы конец
-Я говорю ЛУ, а дети продолжают [К]
-Это наш новый звук [к]
-Произнесите еще раз этот звук [ к ]
-Давайте произнесём этот звук вместе [ к ]
Работа по составлению предложения и выделение в нём исходного слова.
Картинка «Дети посадили лук»
-Ребята, посмотрите на картинку?
-Что вы видите? (детей)
-Что посадили дети? (лук)
-Давайте составим предложение устно (Дети посадили лук)
-Повторим предложение вместе со мной.
-Назовите первое слово в предложении (дети)
-Назовите вторе слово (посадили)
-Третье
-Сколько слов в предложении?
Деление слова на слоги и выделение исходного слога
-Что вырастили дети? (лук)
-Произнесём это слово хором, отчётливо (лук)
-Сколько слогов в слове лук?
Поднесите руку к подбородку произнесите это слово (сколько раз открылся рот) (1)
-Назовите его (ЛУК)
Анализ исходного слога – выделение – исходного звука
Произнесите слово отчётливо (лук)
-Какой первый звук в этом слове [ л ]
-Какой второй звук в этом слове [ у ]
-Какой третий звук в этом слове [ к ]
-Какой последний звук в нашем слове? [ к ]
Произнесите ёще раз этот звук [ к ]
-Он тянется? (нет), он не поётся , он встречает препятствие при произнесении.
-Значит, какой это звук? (согласный, глухой)
б) Уточнение артикуляции звука и его характеристика
-Давайте дети возьмём зеркала и произнесём звук [ к - к - к ] и посмотрим как мы его произносим
-Как проходит воздух? (толчками)
-Попробуйте потянуть этот звук, попеть. (он не тянется и не поётся)
-Какой этот звук гласный или согласный? (согласный)
-Поднесите руку к горлышку произнесите этот звук и послушайте, работает ли голосовой моторчик? (не работает)
-Какой это звук глухой или звонкий? (глухой)
в) Закрепление исходного звука и формирование умения слышать его в словах
-Какой звук мы сегодня произносили [к ]
-Произнесите этот звук шёпотом [ к к к к к]
-А теперь произнесите его тихо [ к к к к к]
-А теперь тихо на ушко соседу [ к к к к к]
-Молодцы, ребята, у вас хорошо получилось
Упражнения на формирование умения услышать новый звук в словах
-Будем учиться слышать наш новый звук в словах. Поиграем в игру «Будьте внимательны!»
Я вам называю слова, если в словах есть звук [ к ], хлопайте в ладоши. (дом, лук, рак, шуба, кит, каша)
-Какой звук вы услышали?
-Какой это звук (согласный)
-Почему он согласный? (он не поётся и не тянется)
-Будем учиться определять место звука в слове. Поиграем в игру «Где живёт звук» На доске улица с домиками. Покажите, где начало улицы? Где середина? Где конец?
- Ваня, выйди к доске и покажи домики слева на право.
-Если звук находится в начале слова, он живёт в начале улицы. Я называю слово, Маша пойдёт к доске и покажет где живёт звук [ к ]
-Будьте внимательны
-Лук. (в слове лук звук [ к ] находится в конце слова. Он согласный, твёрдый, глухой и будет жить в конце улицы).
-Давайте поселим звук [ к ] в свой домик
Кит .(в слове кит звук [ к ] находится в начале слова. Он согласный, мягкий и будет жить в начале улицы)
-Давайте поселим звук [ к ] в свой домик
Физкультминутка
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар! (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (громко) дети бегают, размахивают руками, как крыльями
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (тихо) садятся на корточки, руки под щёку - засыпают
V.Знакомство с буквой К и её закрепление
-Это буква к. Это большая буква К. Она пишется в начале предложения и в именах людей. А это маленькая буква к.
-Покажите большую букву К. Прочитайте. К
-Покажите маленькую букву к. Прочитайте. к
Покажите, а где у нас в разрезной азбуке эта буква
-На доске разборная буква К. Посмотрите на букву К
-Сколько элементов у буквы К (три)
-Валя пойдёт к доске и сложит букву из элементов, а вы у себя на партах.
-Сколько элементов у буквы К. (три)
-Сложите её палочек
-Покажите букву К на наборном полотне.(где живёт, на какой улице, в каком домике)
-Поселим, ребята, её туда
-Надя подойди к наборному полотну и вставь букву в кармашек
-Из разрезной азбуки достаньте букву, к
-Какую букву вы достали к
-Давайте вместе назовём эту букву К.
Упражнения на закрепление образа буквы
-Достаньте из конверта все буквы [К]
-Возьмите большую букву К, обведите её пальчиком, назовите её.
-Возьмите маленькую букву к, обведите её пальчиком, назовите её.
- Из разрезной азбуки разложите у себя на партах большие буквы К в правую сторону, а все маленькие буквы к в левую сторону
-Катя, скажи в какой стороне лежат большие буквы К (в правой), а маленькие (в левой).
-Сколько элементов у буквы К. (три) Сложите её.
-Маша пойдёт к доске и изобразит букву К. Покажи правую руку, а теперь левую руку, покажи левую ногу, а теперь правую ногу. Стоишь на правой ноге отводишь левую руку в сторону и левую ногу. Посмотрите ребята, какая буква у нас получилась (буква К)
VI.Обучение чтению слогов с новой буквой
-Ребята прочитаем хором слоги на доске
ка, ко, ку, кот,кит,лук, мак,рак.
-К букве К по очереди подвигаем гласные буквы и читаем слиянием, узнав согласную, ученики должны произнести соответствующий звук, но произнести с учётом последующей гласной, оба звука на едином выдохе
КА
КО
КУ
КИТ
КОТ
ЛУК
МАК
РАК
Ваня пойдёт к доске и прочитает все слоги, а вы ребята потихоньку вместе с ним
Почитайте все слоги справа налево про себя
VII.Чтение слов с новой буквой
На доске из цветных (гласные красного цвета, согласные синего) букв составлено слово
-Давайте прочитаем это слово (кит)
-Сколько гласных в этом слове (1) назовите её И
-А сколько согласных (2) назовите их К и Т
-Учитель вывешивает картинку. Кто это? (кит)
-Прочитайте это слово ребята
Ученик из букв составляет слово сук, а ребята на партах из разрезной азбуки
-Давайте прочитаем это слово (сук)
Сколько гласных в этом слове (1) у
Сколько согласных (2) С и К
-Прочитаем эти слова вместе КИТ, СУК
-А теперь читает Валя вслух, а вы тихонечко про себя проговариваете.
VIII.Работа по букварю
-Откройте букварь по закладке. Перелистните, найдите нашу новую букву.
-Почему буква к в синем квадратике? (согласная)
-Какой это согласный (глухой). Почему? (не работает голосовой моторчик)
-Назовите пару –твёрдый и мягкий согласный [ к ] и [ к ]
-Я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте.
У Шуры мак.
У Ромы лук.
-Прочитайте про себя. Затем задаёт вопросы.
-Что росло у Шуры? (мак)
-Что росло у Ромы? (лук)
-Миша прочитай вслух первое предложение
-Прочитаем хором
-Катя читает вслух второе предложение
-Прочитаем хором
Молодцы!
IX.Итог урока
-С каким звуком познакомились на уроке?
-Расскажите всё, что вы знаете об этом звуке.
-Назовите слова со звуком [ к ] или [ к ].
-Покажите в разрезной азбуке букву к.
-Какие задания вам понравились на уроке?
-Молодцы ребята! Сегодня вы все постарались