Литературная гостиная «Мы слышим Пушкина неповторимый зов…»


Литературная гостиная «Мы слышим Пушкина неповторимый зов…»
Цель: воспитание любви и уважения к литературе, к творчеству А. С. Пушкина, к поэтическому слову, к книге; развитие литературно-творческих способностей учащихся.
Задачи:
Воспитывать духовно-нравственные чувства учащихся через культуру, литературу  в процессе учебной и внеклассной деятельности.
Вызвать интерес у учащихся к изучению литературы, театра, музыки.
Развивать речь через выразительное чтение поэтического текста (слушание, говорение).
Воспитывать интерес к человеку и его внутреннему миру; интерес к отечественной истории и культуре.
Оформление класса
Класс оформлен портретами А. С. Пушкина, авторскими иллюстрациями к своим произведениям, иллюстрациями к произведениям Пушкина, символами поэзии и вдохновения – свеча, гусиное перо, лира и т.п. Окна помещения красиво задрапированы в стиле бального зала и слегка затемнены. Стулья расставлены вокруг столов в центре класса.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, костюмы эпохи 19 века.
Ход занятия
Орг. момент. (1 слайд)
- Сегодня наша встреча будет проходить в литературной гостиной.
- Что значит ГОСТИНАЯ? (от слова гости).
- К нам тоже сегодня пришли гости.
- Мы приглашаем вас совершить путешествие в Россию 19 века. Его ещё называют «золотым веком» русской культуры.
(На экране появляется портрет Пушкина А.С. (2 слайд с музыкой.)- Мы с вами постараемся сейчас понять и представить дух времени, в котором жил и творил А. С. Пушкин.
Ведущий 1. (под музыку) Два века минуло, а кажется вчера
Сидел поэт, склонившись у стола,
При свете свечки много лет подряд
Скрипел пером, ровняя строчки в ряд.
А пушкинское слово и теперь живёт,
И славит Пушкина российский наш народ.
(выключается свет, зажигаются свечи в подсвечниках)
Ведущий 2: (3-4 слайды)
Погаси электрический свет,
Тёплым воском пусть плавятся свечи.
Поплывём вспять течению лет
В чьи-то страсти, разлуки и встречи.
Ведущий 1: (5 слайд )
И в камине огонь затрещит,
Нам поведают сказки поленья…
19 -й век к нам спешит,
Возвращая к ушедшим мгновеньям… (Л. Рубальская Во все времена)
(включается свет)
Ведущий 2: (6 слайд)
- Одна из особенностей творческого гения Пушкина состоит в его необычной многогранности. Он проявил себя как великий художник и в эпосе, и в драме, и лирике. Сначала ещё в раннем детстве в жизни человека появляется сказка.
- Писал ли Пушкин сказки? Какие сказки Пушкина вы читали?
Коррекционное задание:
Одна группа - сгруппировать картинки к разным сказкам, расположить их на доске под подписями: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне».
Вторая группа – работает со слайдами 8-9 «Исключи лишнее». Найти лишний предмет или имя героя.
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но всё Пушкинское – это наше вечное начало.
Ведущий 1:
- Становясь взрослее, мы узнаём стихи, повести Александра Сергеевича. Сейчас перед вами предстанут герои пушкинских произведений, а вы должны будете назвать имя героя и произведение.
(При выключенном свете высвечивается фонариком один уч-ся в костюме, который читает отрывок из произведения Пушкина. Дети должны назвать героя и произведение).1 уч-ся Прокопьева С. читает отрывок из поэмы «Евгений Онегин»
Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу ещё сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Всё думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи.
2 уч-ся Кириллов К. читает отрывок из «Сказки о попе и работнике его Балде».
А Балда наделал такого шуму,Что всё море смутилосьИ волнами так и расходилось.
3 уч-ся Дзюба П. читает отрывок из стих-ия «Памятник».
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастёт народная тропа,Вознёсся выше он главою непокорной        Александрийского столпа.Нет, весь я не умру — душа в заветной лиреМой прах переживёт и тленья убежит —И славен буду я, доколь в подлунном мире        Жив будет хоть один пиит.
4 уч-ся Семашко Т. читает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
Людмила шапкой завертела;На брови, прямо, набекреньИ задом наперёд надела.И что ж? о чудо старых дней!Людмила в зеркале пропала;Перевернула — перед нейЛюдмила прежняя предстала.
5 уч-ся Прокопьева С. читает отрывок из стих-ия «Зимний вечер», сидя с веретеном
(Шаров в гриме и костюме Пушкина сидит рядом)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
6 уч-ся Ефремов А. читает
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой…
7 уч-ся Дзюба П. читает (Шаров и Сургутский инсценируют сцену)
Его убийца хладнокровно  Навёл удар... спасенья нет:  Пустое сердце бьётся ровно. 
  В руке не дрогнул пистолет. 
(включается свет)
- Мы надеемся, что вы узнали представленных героев и произведения. (Дети отвечают). Все ли стихи принадлежат перу Пушкина? (последний отрывок написал М. Ю. Лермонтов на смерть любимого поэта).
- О жизни и творчестве Пушкина много написано, но не все знают, каким он был в детстве и юности, с чего всё начиналось. Вот что говорят о нём его друзья-лицеисты.
(Подготовленные ученики читают отрывки из книги Ю. Тынянова «Пушкин»)
Отрывок 1. СВЕТА
«Они повторяли заданное всегда в классной комнате, каждый за отдельной конторкой. Посередине стоял чёрный стол. В наказание за нескромное поведение и особенно странные, неприличные и бессмысленные гримасы воспитанники сажались гувернером за чёрный стол.
Воспитанник Пушкин тоже бывал сажаем за чёрный стол в наказание за громкий смех в классе чистописания и за пустые фигуры, которые чертил в классе немецкой словесности. Но у него не было дружбы с отчаянными. Он был угловат, диковат, ни с кем, кроме Пущина, пока не дружил».
Отрывок 2. ТАНЯ
«Вскоре все заметили: он грызёт перья на уроках – что-то чертит и записывает; думали, что он записывает лекции. Пробовали приставать к нему после лекции, он выходил из себя, и, не помня себя, готов был тут же подраться. Между тем гувернер, присутствующий на лекции сделал ему замечание, и постепенно отчаянные стали его уважать».
Отрывок 3. КАРИНА
«Он был занят на лекции, видимо, чем-то посторонним, и, кажется, ровно ничего не слушал. Он не боялся быть последним учеником, и у него были какие-то свои, посторонние занятия. Шалуны стали к нему присматриваться. Может быть, он писал стихи?»
Отрывок 4.(сценка) ОЛЯ
Идёт лекция по математике. Пушкин математики не любил и на занятиях тайком писал стихи.
Профессор: - Чем Вы заняты, Пушкин? Опять пишете стихи? Идите к доске. Что же вышло? Чему равняется икс?
Пушкин: - Нулю!
Профессор: - Хорошо! У Вас, Пушкин, в моём классе все кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите лучше стихи!
Ведущий 2:
- Чтобы ещё лучше понять ту эпоху, людей, давайте посмотрим, как они жили, одевались, танцевали.
(слайды 9-10)
Танец (Семашко, Дзюба, Сургутский, Кучеренко в костюмах 19 века танцуют полонез)
- Прошло более 200 лет, а мы до сих пор читаем, рассказываем произведения Пушкина и говорим, что Пушкин – это наше всё.
Учитель читает стихотворение А. Титова
 Поёт листва. Синеет лето.
 Зря в полнеба занялась.
 Мечта великого поэта
 Пророчески – сбылась.
 С любовью, как к родному дому,
 Со всех концов, со всех широт
 К нему идут, словно к живому
 Народы мира круглый год.
 И молодеет год от года
 Земля, что полита слезой,
 И им воспетая природа сияет вечною красой.
 И нежно Сороть голубеет,
 И льну не миновать снопа,
 Не зарастёт, не оскудеет
 Сюда народная тропа.
- Ребята вы уже поняли, что талант А.С. Пушкина неисчерпаем. На его стихи написаны романсы, на основе его произведений поставлены оперы, сняты художественные фильмы. М.И. Глинка написал оперу «Руслан и Людмила», а Римский-Корсаков – «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о Золотом петушке». Звуки этих произведений вы слышали в течение сегодняшнего урока.
Продолжите стихотворение:
☺ Буря мглою небо кроет,…
☺ Уж небо осенью дышало,...☺ Мороз и солнце: день чудесный!…
- Какие чувства остались у вас после нашего сегодняшнего занятия? Оцените ваше настроение…
- Можете пройти по классу, чтобы посмотреть представленные здесь иллюстрации быта, одежды 19 века.