Коррекционно-развивающее занятие для воспитанников 7 класса на тему Что такое доброта


«Что такое доброта»
Цель: воспитывать у воспитанников положительные качества характера.
Задачи:
Образовательная: на примере литературных произведений, примеров из жизни, объяснить какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;
Развивающая: развитие операций анализа и синтеза, усвоение понятий, развитие речи, памяти, познавательных интересов;
Воспитательная: воспитание доброжелательности, уважительного отношения к людям, животным.
Оборудование: рассказы Э.Шим «Жук на ниточке»; В.А.Сухомлинский «Чтобы бабочка не укололась», макеты дерева «Доброты», дерева «Зла», листочки- карточки со словами, стихотворения о добре.Словарь: добро, зло.
Ход занятия.
Орг.момент
Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга, на наших гостей улыбнемся и начнем работать. Арина, Данил и Алексей получат свои задания и будут самостоятельно работать.
Введение в тему
Задание «Расшифруй слово»
Цель: развитие операций анализа и синтеза, усвоение понятий.
-Итак ,ребята, давайте с вами расшифруем слово. Нужно найти, записать их на доске, а все оставшиеся зачеркнуть.
Q Д R O N Б Z РF O T S A
ДОБРОТА
-Какое слово получилось? (Доброта)
Сообщение темы и цели занятия
-Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. О доброте, добрых и плохих поступках людей, сделаем выводы: «Что такое доброта».
Основная часть
Слово это серьёзное, Главное, важное.То, что значит оно,Очень важно для каждого.В нём забота и ласка,Тепло и любовь.В нём стремленьеНа помощь прийтиВновь и вновь.Это качествоВ сердце у многих живётИ о боли другихПозабыть не даёт.И оно поважнее,Чем лица красота.Догадались, что это?Сердец доброта.
-Доброта- вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта спасает нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид.
-Вы много читали книг о доброте и зле на внеклассном чтении, на уроках чтения. Герои книг, как и мы, имеют свой характер. А могут ли слова иметь свой характер? (да) Говорят, что слово может ранить, а может и вылечить. Слово «доброта» тоже имеет свой характер, свое значение.
Задание «Классификация»
Цель: развитие умения классифицировать.
-Посмотрите на доску, какое-то у нас дерево одинокое, грустное. Давайте поможем дереву стать красивым. У вас на партах есть листочки- карточки со словами. Это дерево добра, на нем должны висеть слова (какие?) добрые, кто может повесить свое слово на дерево?
Дружелюбие
Грубость
Человечность
Зависть
Милосердие
Жестокость
Сочувствие
Добродушие
Жадность
-Что же оживило наше дерево? (слова)
-Как назвать их одним словом? (доброта)
-Скажите, что питает дерево? (корень)
-Какой корень у слова «доброта»? (добр)

Доброта (вывесить и повесить на крону дерева)
-Внимательно посмотрите на листочки на дереве и скажите, какому человеку присущи перечисленные на них качества? (доброму человеку)
-Кто же такой- добрый человек? (тот, кто любит людей, животных, все живое, стремится сделать всем добро, умеет дружить)
- А вот как объясняет понятие «доброта» толковый словарь Ожегова
(открыть и прочитать на доске)
«Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»
Чтение и анализ рассказов.
-А сейчас внимательно послушаем небольшие рассказы писателей, которые приготовили нам ребята и потом ответим на вопросы. Рассказ В.А.Сухомлинского «Чтобы бабочка не укололась» прочитает Прохоров Антон.
Вопросы для анализа:
-Как вы считаете, правильно поступила Зоя? (Нет)
-Добро или зло принесла Зоя акации? (Зло, нельзя ломать деревья, от этого они могут погибнуть)
-А бабочке? (Тоже нет. Потому что бабочки питаются пыльцой и нектаром цветущих растений и помогают опылением растений)-Как бы вы поступили в таком случае? (полюбовались красотой бабочки, дерева и пошли бы дальше)
Рассказ Э.Шим «Жук на ниточке» (Барбашин М.)
Вопросы для анализа:
-Хороший поступок совершили ребята или плохой? (Плохой)
-Пользу или вред приносили дети природе? (Вред, даже если вредное насекомое, нельзя издеваться над живыми существами, в природе все взаимосвязано- разорвешь одну цепочку, порвутся остальные)
-Добрые ли мальчики?(Нет)
-Почему? (Добрый человек так не поступит, будет стараться делать другому так , чтобы ему было хорошо, комфортно)
Анализ ситуации из жизни.
-Вы, наверно, недавно слышали и видели по телевизору, какой случай произошел в Хабаровске, когда 2 несовершеннолетние девушки совершили зверский поступок. Они обвиняются в жестоких убийствах животных. Девушки забирали из приютов или находили по объявлению кошек и собак, а потом калечили и убивали. За это предусмотрена уголовная ответственность по статье 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными»
Вопросы для анализа:
Можно назвать этих девушек добрыми?(Нет)
Почему? (Потому что добрый человек так не поступит)
Как вы считаете заслуживают девушки наказания? (Да)
Почему? (Зло должно быть наказано)
А вам приходилось сталкиваться в жизни с жестоким отношением к животным?
А знаете ли вы случаи, когда издевались над людьми?
-У некоторых ребят на партах остались еще листочки- карточки со словами. У кого остались слова? Давайте назовем их (повесить на дерево зла)
-Как назвать их одним словом? (Зло, злые)
-Что такое зло? (Что-то плохое, не хорошее)
(слово «зло» повесить на крону древа зла)
-А вот как объясняет понятие «зло» толковый словарь Ожегова
«Зло-нечто дурное, вредное, противоположное добру».
-Какое из этих слов мы можем применить к этому случаю с девушками? (Жестокость)
-Наверное, у каждого из вас есть дома питомцы- кошка или собака, которые выполняют свое главное предназначение- быть друзьями человека. Они радуют своих хозяев, делают нашу жизнь интереснее и ярче. Об их преданности человеку, красоте и уме написаны сотни рассказов, стихотворений, песен. И мы с вами должны платить им так же. И чтобы это дерево зла не росло, не цвело мы должны быть какими?(Добрыми) Совершать какие поступки? (Добрые, человечные). И тогда это дерево зла никогда не пустит корни.
Итог
-Наше занятие подходит к концу, давайте с вами сформулируем несколько Правил Доброты.
(Дети называют и вешают на доску)
Правила Доброты:
Помогать людям, особенно больным, пожилым, попавшим в беду;
Защищать слабого;
Заботиться о домашних животных;
Делиться последним с другом;
Не проявлять жадности;
Не завидовать;
Прощать ошибки другим, но не себе.
-И если каждый из нас будет стремиться выполнять эти несложные правила, то весь мир, все люди и мы с вами станем чуточку добрее. И я хочу закончить наше занятие такими словами:
Я желаю, чтобы с вамиЛюдям было веселей,Чтобы добрыми глазамиВы смотрели на людей,Чтобы были справедливыИ в решениях - мудры.К людям будете добры вы -Люди будут к вам добры.
-Посмотрите, как справились с заданием ребята. Вам понравилось?
-К какому дереву можно отнести эти рисунки? (К дереву Доброты)
-Молодцы, ребята! Всем спасибо.