Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Тема: «Красавица гжель»


Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе.
Тема: «Красавица гжель»
Программное содержание: Учить детей передавать характерные элементы гжельской росписи, цвета от бледно –голубого до темно-синего, учить красиво располагать узор на плоской форме, развивать чувство композиции.
Учить рисовать концом кисти цветок трилистника, вначале по краю, затем в средине, закреплять умение детей разводить краску пользуясь палитрой.
Воспитывать у детей интерес и уважение к мастерам изготавливающим
различные изделия, желание передавать сочность и живописность гжельской росписи.
Оборудование: слайдовая презентация «Красавица гжель», изделия народных промыслов, вырезанная из бумаги посуда, белая и синяя гуашь, аудиозапись песни «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с гжельским промыслом, посуды с гжельской росписью.
Ход ООД
В: -Ребята, посмотрите на эти изделия.
-Какие из них вам знакомы?
-Как называются росписи на этих изделиях?
-Что объединяет эти изделия?
-А из чего сделаны остальные изделия?
-Как называется роспись на этих изделиях?
(Ответы детей)
В: -Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, кружки, блюда, украшенные синей росписью –называют-«Гжель», по имени небольшой подмосковной деревни Гжель .Там и создают фарфоровые вещи и слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.
За что же гжель нравится всем? Да прежде всего-своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них , как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись.
-А сейчас мы с вами рассмотрим некоторые изделия гжельских мастеров.
Гжельские мастера-большие фантазеры, одни чашки у них фигурные, другие похожие на маленький бочонок, третьи стройные и высокие, и ручки у всех разные и на всех кружках затейлевые рисунки не похожие друг на друга. (слайд №1)
При виде гжельских чайников даже глаза разбегаются. Уж очень они хороши, у одного чайника крышка сделана, как царская корона, у другого чайника на крышке расцвел цветок, третий чайник необычный, его словно составили из двух чайников. (слайд №2)
А этот мастер придумал масленку по форме «Рыба-кит». На спине кита вылеплен сказочный город с башнями, церквушками. Над головой кита фонтан с завитушками, а глаз рыбы похож на розочку. (слайд №3)
Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом. гордый конь, задира кошка с выгнутой спиной. Никому не страшен такой лев, он немножко смешной, так как грива его –как роза. (слайд №4)
Вот сидит девушка на тракторе, положила одну руку на руль, другой подбоченилась, гордится трактористка своей работой. (слайд №5)
А еще гжельские мастера делают подсвечники и часы. Форма у них не простая, причудливая, расписаны они с низу до верху цветами, а на самую верхушку часов забрался петушок, так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора». (слайд №6)
Всем на удивление замысловатые кружки с крышкой, на одной нарисована роза, а на другой важно разгуливает сказочная синяя птица. (слайд№7)
Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные –веселые и красивые. Всякую вещь, сделанную в гжели интересно рассматривать, любоваться ее.
В: -Понравилась вам сине-голубая сказка? (ответы детей)
-Из чего делают свои изделия гжельские мастера?
-Какого цвета узор на изделиях гжельских мастеров?
-Какие изделия делают гжельские мастера?
-Как называется уже готовая посуда? (ответы детей)
В: -А сейчас давайте отдохнем.
Физкультминутка.
«Наши синие цветы распускают лепестки. (дети встают и поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (покачивание руками со стороны в сторону)
Наши синие цветы закрывают лепестки. (опускают руки вниз)
Тихо засыпают, головой качают. (садятся на стульчики покачивая головой)
В: -Послушайте , я хочу предложить вам, стать на некоторое время гжельскими мастерами и самим раскрасить ту посуду, которую вы выбрали.
(На столе лежит вырезанная из бумаги посуда, дети подходят и берут ту посуду, которая им понравилась).
В: -Посмотрите внимательно, я выбрала себе чайник и раскрасила его.
-Какие элементы я использовала при росписи чайника? (ответы детей)
В: -А сейчас, я вам покажу в какой последовательности рисовать эти элементы. Начнем роспись с цветка трилистника: вначале мы рисуем большой лепесток в центре изделия, затем два маленьких по бокам. Закрашивать лепесток я буду бледно голубым цветом, краску разводим в палитре. Закрашивать лепесток надо по краю слева на право слитными линиями без просветов. Затем пускай цветок подсохнет, а я нарисую концом кисти веточку, завитки, травку по верхнему и нижнему краю. Это вы уже знаете, поэтому показывать это я не буду.
-А сейчас скажите мне пожалуйста с чего вы начнете расписывать свою посуду? (ответы детей).
-А когда вы начнете украшать цветы темно-синей краской? (ответы детей).
Самостоятельная работа детей выполняется под музыку. (Аудиозапись песни «Незабудковая гжель».
Воспитатель проводит индивидуальную работу.
По окончании работы дети анализируют выставку своих работ.
Проводится подвижная игра «Мышеловка».