Разработка урока по обществознанию Я гражданин? Я ГРАЖДАНИН! (9 класс)


Урок обществознания
«Я гражданин …? Я гражданин России!»
Цель:
укрепить позицию учащихся в правильности выбора крымчан по вопросу воссоединения с Россией;
определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”;
затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят;
высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;
воспитывать чувство гордости за наш Крым, за стойкость и мужество земляков, в сложное для Крыма время;
содействовать формированию патриотического сознания учащихся;
способствовать развитию у детей коммуникативных умений и навыков.
Форма урока:
Интерактивное коллективное творческое дело с элементами дискуссии и работой в группах.
Используемые технологии:
- проблемное обучение,
-личностно-ориентированная,
-информационно-коммуникативные.
Оформление:
Оформленная школьная доска по теме урока;
Конституция РФ
Раздаточный материал;
Презентация.
План урока:
Оргмомент.
Изучение нового материала.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока
2.Вводное слово учителя.
Прошло почти три года с того дня, когда Крым на референдуме принял историческое решение - воссоединиться с Россией. Для крымчан – это возвращение домой.
Мы на деле подтвердили слова, выведенные на гербе Крыма – «Процветание в единстве». Мы – это все народы, проживающие рядом друг с другом – мы крымчане.
Но не улегаются страсти во многих СМИ по вопросу – являются ли крымчане гражданами, а если и являются – то какого государства. Поэтому тема урока заканчивается знаком вопроса. И наша задача ответить на этот вопрос. Как вы считаете, что мы должны выяснить для успешного решения данной проблемы.
«Мозговой штурм» (через анализ, предложенных вариантов ставятся цели урока)
Ожидаемые ответы учащихся: понятие гражданин, какие документы определяют личность гражданина, права и обязанности граждан государства.
«Карусель»
Дайте определение понятия гражданин.
Приведите высказывания поэтов, писателей, мудрых.
Придумайте слоган на слово гражданин.
Определите личностные качества, которыми должен обладать гражданин.
Закончите фразы:
Гражданин любит …
хранит…
уважает…
гордится…
помогает…
Группы через дискуссию по пунктам защищают результаты своей работы.
Какие документы подтверждают личность гражданина. Презентация по вопросу.
Задание. Как можно стать гражданином России?
Опираясь на документы, имеющиеся у учителя, определяем кто можно стать гражданином
Признание гражданства РФ.
Приобретение гражданства по рождению.
Приобретение гражданства в порядке регистрации.
Прием в гражданство (натурализация) – для иностранцев, проживающих на территории РФ.
Восстановление в гражданстве.
В порядке оптации (выбор гражданства при изменении границ).
Вывод: крымчане получили российское гражданство в порядке оптации (выбор гражданства при изменении границ).
Задание. Используя текст Конституции РФ
1 группа – определяет какими правами пользуются граждане РФ;
2 группа – определяет обязанности граждане РФ.
Обсуждение результатов работы групп.
Задание. Приведите примеры граждан, которых вы считаете патриотами государства.
Свой ответ аргументируйте.
Выслушиваем ответы учащихся и подводим их к личностям лидеров, которые взяли на себя смелость и ответственность за организацию крымского референдума 16 марта - Аксёнова Сергея Валерьевича, Константинова Владимира Андреевича, Чалого Алексея Михайловича.
Мы гордимся тем, что в рядах крымского «Беркута» служат и наши выпускники. Они с первого дня выполняли свой гражданский долг, неся службу на майдане в Киеве. Это им пришлось провожать в последний путь своих товарищей, погибших от пуль озверевшей и неконтролируемой толпы. И это их аплодисментами встречали крымчане, непокорённых и не поставленных на колени.
Смотрим видеоролик «Встреча крымского «Беркута».
Вывод: В понятии «гражданин» различаются два аспекта: морально-политический и юридический. Гражданство как морально-политическая категория тождественно понятию патриот. Гражданственность и патриотизм выступают как равнозначные явления.
И мы крымчане –ГРАЖДАНЕ РОССИИ! И ЭТИМ МЫ ГОРДИМСЯ!
На доске вместо знака вопроса появляется восклицательный. Под музыку читается стихотворение и демонстрируется презентация.
Молодость! Возьми с собой в дорогуСамую заветную мечту;За людей душевную тревогу,Верность другу,Преданность отчизне,Имя гражданина и борца.
Домашнее задание. Написать эссе на тему «Гражданский долг – это…»
Признание гражданства РФ
Наличие гражданства другого государства
Приобретение гражданства по рождению
Приобретение гражданства в порядке регистрации
Прием в гражданство (натурализация) – для иностранцев, проживающих на территории РФ
Восстановление в гражданстве
В порядке оптации (выбор гражданства при изменении границ)
Длительная работа на территории РФ иностранца
Самоанализ открытого урока по обществознанию в 9 классе по теме:
«Я гражданин …? Я гражданин России!»
Учитель: Смирнова И.П.
Дата: 11.11.2014г.
Урок «Я гражданин …? Я гражданин России!» является составной частью курса обществознания и является неотъемлемой частью темы «гражданское общество». Следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и всего курса в целом, в том числе такие как:
•          формирование ключевых компетенций в области участия в улучшении демократических институтов,
•          развитие умения применять знания с целью успешной социализации.
При постановке целей урока(укрепить позицию учащихся в правильности выбора крымчан по вопросу воссоединения с Россией; определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят; высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;воспитывать чувство гордости за наш Крым, за стойкость и мужество земляков, в сложное для Крыма время;содействовать формированию патриотического сознания учащихся;способствовать развитию у детей коммуникативных умений и навыков. учитывались следующие факторы:
• возраст учащихся (14-15 лет): психологические особенности подростков, а именно, важнейшее новообразование – появление чувства взрослости, самости «Я»; (учащиеся на уроке отстаивают свою позицию);
• достаточно высокий уровень обученности школьников (в том числе частично-поисковый уровень самостоятельной деятельности);
• техническое оснащение школы, а именно наличие отдельного кабинета истории и обществознания, что создает положительный настрой класса на урок;
• специфика темы урока (учёт исторических реалий сегодня и рост интереса к политической жизни России и определения в нём места крымчан);
• свои собственные возможности педагога, имеющего   опыт в профессиональной педагогической деятельности. С учётом личностно- ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников:
а) опыта познавательной деятельности, в форме ее результатов – знаний о государстве, праве, обществе, человеке;
б) опыта осуществления известных способов деятельности – выбрать лишнее из логического ряда,
в) опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных и новых ситуациях (ответ на вопрос: являются ли крымчане – гражданами России);
г) опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций: личностных отношений к институту правового государства, осознания ценности демократического общества и ответственности за будущее своей страны.
Опираясь на ведущие характеристики  возраста подростков в ходе изучения нового материала, формирование познавательных умений школьников (умение отвечать на вопросы, связано излагать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию) осуществлялось с помощью методов проблемного обучения, личностно-ориентированных и информационно-коммуникативных методов .Помимо этого, мною на уроке при формировании способов умственных (анализ, синтез) и практических действий (решение практических заданий)использовались элементы технологии поэтапного формирования умственных действий, что, во-многом, облегчило понимание учащимися сложного теоретического материала (при определении кто может стать гражданином РФ ).
Для данного урока была разработана схема «Гражданство РФ».
Использован текст Конституции РФ учитель раздает на уроке во время изучения нового материала (чтобы не отвлекать внимание до этого). Необходимые статьи записаны и на доске, так как, во-первых, обеспечивается наглядность материала, а, во-вторых, достаточно большое количество учащихся в классе не позволяет в полной мере работать только с доской.
Исходя из места урока в общей системе уроков по обществознанию, а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – объяснение нового материала, через Интерактивное коллективное творческое дело с элементами дискуссии и работой в группах.
Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и практический методы обучения с элементами технологии проблемного обучения.
На протяжении урока учащиеся работали с понятиями: государство, гражданин, гражданство, гражданский долг, патриотизм. Применяя его в различных аспектах, педагог направляет ход размышления и рассуждения, используя технологию полного усвоения, так как при доминировании одного понятия в содержании учебного материала это было наиболее целесообразно.
На этапе закрепления урока осуществлялось повторение изученного учебного материала, проводилась работа по систематизации знаний учащихся о праве и государстве с использованием элементов технологии коллективного взаимодействия.
Для того, чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается в качестве домашнего задания написать творческую работу по теме: «Я – гражданин РФ. Мой гражданский долг».
На уроке наблюдался положительный эмоциональный настрой.
Считаю урок  успешным и при  планировании   следующих  уроков буду  использовать знания  и  умения  учащихся  достигнутые  ими  на  этом  уроке.