Конспект урока Природные зоны Северной Америки


Тема: Природные зоны Северной Америки.
Цель: - продолжить формирование и углубление понятия «природная зона» как крупного природно – территориального комплекса на примере природных зон Северной Америки.
Задачи:
Обучающие: - познакомить с типичными чертами природных зон материка, с распространёнными здесь растениями и животными; - формирование умения устанавливать причинно – следственные связи между различными компонентами природы на примере природных зон.
Развивающие: - развить познавательный интерес и географическое мышление учащихся; совершенствовать групповую деятельность на уроке.
Воспитательные: - воспитывать чувство товарищества, доброжелательного отношения друг к другу; - привить любовь к чтению.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карта природных зон Северной Америки, атласы для 7 класса, компьютер, интерактивная доска, учебные принадлежности.
ХОД УРОКА.
1. Орг. момент. (1 мин.)
- Добрый день, ребята! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю Вас к совместной работе, если вы принимаете моё предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет, то отверните их от меня. Спасибо за поддержку, теперь я уверена, что могу рассчитывать на вас. А начать наш урок я предлагаю с виртуального путешествия по Северной Америке. Вы готовы? Будьте внимательны.
2. Вступительное слово учителя. ( 7 мин.)
Видеофильм о Северной Америке
- От России Северная Америка - через пролив Беринга.Сколько разных там чудес: высочайший в мире лес, секвойи 2000 лет растут.Экзотические кактусы лучше, чем здесь нигде не цветут. Разные материки для изучения не легки, Чтобы лучше мир познать, чаще нужно путешествовать.
- Я думаю, что каждый мечтал о дальних странствиях и приключениях. И сегодня, продолжая изучение материка Северная Америка, я предлагаю Вам совершить необыкновенное путешествие и воплотить свои мечты в реальность на корабле, который так и назовём «Мечта», он и будет символом нашего урока. Штурманом корабля буду я, а вы – путешественники - исследователи.
- Ребята, а какими качествами должны обладать путешественники?
( смелость,целеустремлённость, находчивость, упорство, взаимовыручка и т.д.) - А что должны уметь исследователи? (уметь анализировать информацию, доступно объяснить, изложить, систематизировать материал)
Вот сегодня на нашем уроке мы с вами постараемся не только более подробно изучить материк Северная Америка, но и воспитать в себе эти качества. Чтобы отправиться в путешествие, мы должны приобрести билеты на наш корабль. А для этого вы должны разгадать кроссворд, после чего вы узнаете направление нашего путешествия, а заодно и тему нашего урока.
1. Горы на Востоке Северной Америки (Аппалачи)
2. Крайняя северная точка материка (Мерчисон)
3. Вулкан в Мексике (Орисаба)
4. Самый большой северный остров (Гренландия)
5. Река, впадающая в Калифорнийский залив (Колорадо)
6. Полуостров на северо-востоке материка (Лабрадор)
7. Полуостров на западе материка (Калифорния)
8. Город у Мексиканского залива (Новый Орлеан)
9. Самый восточный остров (Ньюфаунленд)
10. Река на севере Канады (Маккензи)
11. Полуостров на юге, рядом с Саргассовым морем (Флорида)
12. Озеро на востоке у Ниагарского водопада (Онтарио)
13. Горы на западном побережье Северной Америки (Кордильеры)
(Дети, которые правильно ответили на вопросы, получают билеты на корабль)
3. Актуализация знаний. (3 мин.)
- Итак, у нас получилось ключевое слово «Природные зоны».
- Сможете ли вы назвать тему нашего урока? Молодцы! Тогда какой будет цель нашего занятия? ( знакомство и изучение природных зон Северной Америки)
- Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь. ( пока дети записывают тему в тетрадь, раздаю билеты остальным детям)
- Итак, ребята, маршрут мы определили, но билеты у нас получили не все. Я думаю, что без надёжных и верных друзей нам не обойтись, поэтому предлагаю пригласить их на корабль.
- Билеты куплены, осталось поднять якорь, а для этого мы должны вспомнить:
- Что называется природной зоной? (Природная зона - крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности, животного мира.)
- Какие природные зоны вы изучали раньше, когда говорили о других материках? Отлично, якорь подняли, расправили паруса. В добрый путь! (поблагодарить детей)
4. Изучение нового материала.(8 мин.)
- Откройте свои атласы на стр. 35 и назовите природные зоны Северной Америки.
Учитель: - Ребята, посмотрите внимательно на карту, как П.З. обратите внимание, что природные зоны на данном материке расположены необычно: на севере они, согласно закону зональности, вытянуты полосами с запада на восток, а в центральной и южной части имеют меридиональное направление. Особенность расположения природных зон в С. Америк е - результат влияния рельефа, океанов и господствующих ветров.
- Чтобы побольше узнать о природных зонах и их особенностях, предлагаю вам поработать в группах и заняться небольшим исследованием природных зон Северной Америки. Каждая из групп должна составить характеристику природной зоны и устно защитить результаты своего исследования.
-Для проведения успешного исследования вам нужно поработать самостоятельно в группах. Каждая группа исследует свою п.з. 1 – зану арктических пустынь, 2 – зону тундры, 3- зону тайги, 4 – зону смешанных лесов, 5 – зону широколиственных лесов, 6 – зону степей. – Ребята, на столах у вас лежат карточки с таблицей, её вы должны заполнить, пользуясь учебником страница 227, прочитать текст и записать в таблицу характерные черты каждой П.З. , а затем представитель каждой группы зачитает результат своих исследований. Работаем дружно, слаженно и не забываем о том, что мы с вами одна команда.
Распечатать
Название ПЗ климат почвы растительный мир животный мир
- Настало время проверить, какие сведения вы получили? Пожалуйста, представитель 1 каюты…. и т. д.( в это время остальные дети дополняют свою таблицу)
- Молодцы! Таблицы, которые вы заполнили, вклейте в тетрадь.
5. Закрепление изученного материала.( 4 мин)
- Двигаясь дальше на нашем корабле, мне хотелось бы уточнить, насколько внимательно вы слушали своих товарищей? Т.к. наш корабль современный и на нём кроме кают, ресторана, развлекательных мест имеется и читальный зал , я приглашаю вас посетить его. Ваша задача по описанию догадаться, о какой п.з. идёт речь? - Ребята, не ждите пока я закончу читать отрывок, если вы догадаетесь раньше, поднимите руку.
Тундра.
Я зачитаю вам отрывок из повести американского писателя Джека Лондона «Любовь к жизни»
Дно долины было  болотистое, вода  пропитывала густой  мох, словно губку. На каждом шагу  она брызгала из-под  ног, и он проваливался на добрых тридцать сантиметров до мерзлого грунта: Стараясь идти  по следам Билла, путник перебирался  по камням, торчавшим во мху, как островки. Билл  подождет его там, и они вдвоем  спустятся по реке  до Большого  Медвежьего озера.
    Он взобрался на  небольшой холмик  и осмотрелся кругом. Ни деревьев, ни  кустов, ни травы  – ничего, кроме  серого моря мхов, где лишь изредка  виднелись серые  валуны, серые озерки  и серые ручьи. Небо тоже было  серое. Ни солнечного  луча, ни проблеска  солнца! Он потерял  представление, где  находится север, и забыл с какой  стороны  пришел  вчера вечером.
- О какой П.З. идёт речь?
Смешанные и широколиственные леса.
Известный писатель Фенимор Купер так описывает эту зону до прихода европейцев на континент:
«Вяз с плакучей кроной, все разновидности клена, американский дуб и широколистная липа, — все эти деревья, переплетаясь верхними сучьями, образовали лиственный шатер, теряющийся в облаках на горизонте. Тут и там небольшой просвет между лесными исполинами, позволял какому-нибудь дереву не столь мощной осанки пробиться к солнцу. Это береза, трепетная осина, орешник, и другие представители лесной братии; Бескрайние просторы и безупречная гладь зеленого океана создавали здесь впечатление величия.
- Вы хорошо справились с этим заданием, я вам желаю вам не ограничиваться отрывками, услышанными сегодня на уроке, я советую прочитать книги этих писателей и мне, кажется, что вы останетесь ими довольны.
- Ребята, у меня есть ещё одно задание, но без вашей помощи мне не справиться. Думаю, все вы играли в игру «Третий лишний», а я предлагаю вам сыграть в «Пятый лишний». Ваша задача – исключить лишнее.
6. Подведение итогов: (выставление оценок) (3 мин)
Составление интеллект карты.
- Ребята наше путешествие подходит к концу, а в конце путешествия каждый из вас должен получить определённый багаж знаний. Подводя итог, я предлагаю ещё раз проверить, какие знания сегодня на уроке, нам удалось получить.
Игра «Собери чемодан»
- Вам нужно, положить всё необходимое в чемодан.
- Багаж собран, а значит наше путешествие было не напрасным.
7. Рефлексия. ( 2 мин.)
- Ребята, когда люди возвращаются из путешествия, что они в первую очередь делятся впечатлениями. Прежде чем вы сойдёте на берег, мне бы хотелось, чтобы и вы поделились своими впечатлениями о нашем путешествии. Понравилось ли вам наше путешествие, получили ли вы удовольствие? Если да, то на билетах, которые лежат у вас на столах, нарисуйте улыбку смайлику, если нет - улыбку вниз, если чего-то не хватило - улыбка прямая.
- Я хочу поблагодарить вас за активное участие на уроке. А самых активных участников нашего путешествия хочу поощрить отметками. Надеюсь, что время, проведённое вместе, помогло пополнить ваш багаж новыми знаниями. Я верю, что как этот корабль вы смело пойдёте вперёд к своей мечте и откроете для себя ещё много нового и интересного. От себя я хочу подарить вам этот символ, как память о путешествии.
8. Д/ з: (2 мин) : - Домашним заданием для вас будет изучить п.46, и я хотела бы предложить вам составить буклет для туристов об одной из природных зон Америки, которую бы вы рекомендовали бы им посетить.
- Спасибо за работу. Прошу всех на берег.