«Опасности письма» на месте безударных гласных. Урок по русскому языку 1 класс


Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных действий
Письмо/ 1 класс Урок отработки умений Учитель: Кузнецова Е.Н.
Тема: «Опасности письма» на месте безударных гласных. Обозначение безударных гласных звуков буквами.
Цель: формировать умения учащихся в построении логической цепи рассуждения при нахождении «опасного места» для безударного гласного звука и обозначении звука буквой.
Задачи:
Закрепление действия звукового анализа слов.
Определение безударных звуков в слове.
Нахождение способа выбора буквы безударного гласного звука.
Анализ и сопоставление звуковых моделей, наблюдение, доказательства и обобщение.
Знакомство с действиями по алгоритму.
Обучение внимательному списыванию слов.
Ход урока Методический комментарий
Организационный момент.
Глазки смотрят и всё … (видят), ушки слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает).
Этап мотивации. Проблемная ситуация.
Незнайка писал слова:звонок и тетрадь, и пропустил буквы. Какие звуки они обозначают (гласные звуки). Какие правила он не знает (Незнайка не сумел определить опасное место в слове и вставить нужные буквы).
Для чего нужно учиться видеть опасные места (чтобы писать без пропусков и ошибок) Хотели бы вы научиться писать без ошибок (да) Проверка готовности
Настрой на урок
Предположения учащихся
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Возникновение внутренней потребности включения в деятельности
Принятие цели
Этап актуализации знаний
Учебная задача:
1.Послушайте предложение. Я сама поймала сома.
Давайте хором произнесем это предложение, а вы найдите два интересных слова. (Ученики на слух выделяют нужные слова: сама, сома)
Что в них интересного? Они одинаково произносятся.
Что они обозначают (рыба и слово, которое указыват на себя)
Посмотрите на записанное предложение. Что заметили, как записаны эти слова (Под ударение слышим а и пишем а ,в слове сама на месте безударного гласного слышим а. и пишем а, а в слове сома слышим а, а пишем о)
Можно ли доверять безударному а (безударному гласному [а] при письме доверять нельзя, потому, что можно ошибиться, написать не ту букву).
2. Какое время года за окном
Составьте звуковую схему слова осень. Один – на доске, другие – самостоятельно (в паре) . Проверяем
Обозначим звуки буквами. Какой буквой обозначим первый звук, как догадались (под ударением –о, после мягкого согласного пишем е, на конце слова ь, не знаем букву безударного гласного)
Как можем узнать букву безударного гласного звука (прочитать)
Вывод: На месте какого гласного звука есть опасность при письме (на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность».)
Как мы определим какую буквы нужно писать (посмотрим на слово и прочитаем) Учащиеся анализируют схемы
Попытались самостоятельно выполнить задание
Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Учащиеся сравнивают схемы, делают свои предположения
Раскрытие содержания ориентировочной основы действия, анализируя основы его выполнения, используя ранее сформированные действия;
Активизация мыслительных операций и познавательных процессов
Физминутка. Зарядка для глаз. Этап построения проекта. Алгоритм действий
Учебная задача (работа в ТПО)
Чему нас хочет научить мудрец (на месте без. гл. зв. спорят буквы ие, оа).
Посмотрите на слова, какая перед нами стоит задача (В словах исчезли буквы гласных, их нужно вписать).
Давайте попробуем рассуждать.
Составим алгоритм (определим какие нужно сделать шаги, чтобы правильно написать буквы)
Как найти безударный гласный звук (определить ударный)
АЛГОРИТМ
1 шаг ударный – пиши (как слышим, так и пишем)
2 шаг безударный – подумай (прочитаем)
Составление плана действия (решения учебной задачи)
Средство получения информации - алгоритм
Действие в материализованной форме-действие выполняется в материальной форме с развёртыванием всех входящих в него операций (выполняемые операции полезно проговаривать, формулировать в речи всё, что выполняется практически).
Физкультминутка для рук  Этап реализации построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием
Учебная задача
Как называется предмет в верхнем левом углу
Произнесем слово по слогам. Назовите гл. зв. Возьмите карандаш, вселим гл.зв в схему. Определим ударение и поставим огонек под безуд. гл. звуком.
Действуем по алгоритму, чтобы вписать буквы гласных звуков (коллективно с проговариванием и самостоятельно с проверкой по эталону). Повторите написание слов. Принимают учебную задачу
Действие в громкой речи (выполнение реальных действий)
формирование действия как речевого
Учатся рассуждать по алгоритму
умение структурировать знания
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самостоятельное построение логической цепи рассуждений;
Этап речевого действия про себя (обучаемый проговаривает весь процесс решения задачи, но делает это про себя)
Этап рефлексии УД на уроке
Когда можно доверять гласным звукам и смело писать букву. Почему при письме нельзя доверять безударным гласным? (Безударным гласным звукам при письме нельзя доверять. На их месте появляется опасность написать не ту букву, то есть опасность ошибиться).
Назовем алгоритм – план действий. В чем он помогал (помогал нам не допустить ошибку)
Оцените свою работу на уроке, если не получалось, не поняли изобразите грустное лицо, а если в основном все получилось и вы довольны своей работой – улыбку.
Рефлексия способов действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Дети оценивают свою работу
самооценка