Конспект урока по русскому языку Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами гласных


Учитель:  Белова Надежда Алексеевна 
Образовательная система: Школа 2100
Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами гласных.
Цель: способствовать закреплению знаний об обозначении мягкости согласных на письме.
Задачи: Формировать умения: различать ударные и безударные слоги, правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать с образцом, оформлять предложения на письме, развития умений видеть в словах орфограмму, умения читать и понимать текст, определять тему текста, озаглавливать текст. Развивать каллиграфический почерк. Воспитывать любовь и интерес к русскому языку. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала. Развивать умение вести диалог, внимание, орфографическую зоркость, умение логически мыслить. Обогащение словарного запаса детей. Воспитывать уверенность каждого ученика в собственных силах.
1. ОргмоментМы пришли сюда учиться
И не будем мы лениться
Будем все запоминать,
Чтобы грамотно писать.
- Садитесь, ребята. Проверьте правильность посадки.
- Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
С чего мы начинаем нашу работу? Правильно давайте подпишем сегодняшнее число 19 апреля.
-- Отгадайте загадку.
Цветное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга).
Слайд с радугой.
-- Молодцы! Сколько цветов у радуги? (7)
-- Каждый цвет радуги – задание на сегодняшний урок.
-- Какой первый цвет? (Красный)
--Давайте посмотрим, какое задание нам надо выполнить? слайд
-- Это минутка чистописания.
2. Минутка чистописания
Отгадайте загадки. слайдКогда ненастье я гуляю,
А в ясный день в углу скучаю (зонт)
Сложишь – клин, а развернёшь – блин (зонт).
Из-под крыши крыша под дождик вышла (зонт).
Ребята, скажите мне, пожалуйста. Зачем нужен зонтик в нашей жизни? Зонт спасает нас от дождя и неприятностей.
Рассмотрите зонтики в тетради на с. 14. Нарисуйте ещё два зонтика. Заштрихуйте первые два зонтика.
Определите тему чистописания. Для того, чтобы определить тему минутки чистописания, послушайте стихотворение
Буквы две похожи очень,
Ты заметишь. Это точно.
Но одна из них свистит,
Приглушенно чуть шипит.
И за что же? Не секрет:
Язычка в той букве нет. ( Э, С)
Догадались, какая тема?
Сравните буквы э, с. Найдите сходство и различия. Посмотрите на первую строчку, только ли буквы с и э нам надо прописать?. Проанализируем характер соединений в сочетаниях и словах. Напишите сочетания и слова.
Кто такой мэр? (Глава администрации города)
Как почтительно обращаются к мужчине в Англии, Америке? (сэр).
Теперь пропишите эти слова самостоятельно.
Давайте посмотрим на вторую строчку. Прочитайте слова, которые на ней написаны. Как вы понимаете слово ЭМУ? А слово шоссе всем понятно, что оно обозначает? Какие опасные места есть в этом слове (удвоенная буква с и безударная гласная в корне слова)
Молодцы пропишите эти слова.
3. Самоконтроль СЛАЙД
Найти и выделить красиво написанные буквы и слова.
Распустились три цветка,
Спорят с ночи до утра,
Кто красивее, нежней,
Рассудите их скорей!
Лучшие буквы определите,
Красным кружком их обведите!
-- Посмотрите на радугу. Какой второй цвет? (оранжевый). Словарная работа.
4. Словарная работа у доски.
Один у нас работает у доски, а все остальные смотрят и проверяют, они будут экспертами
Убери только те слова, где не правильно стоит ударение. СЛОВА НА ДОСКЕ

Кто согласен? А кто не согласен?
Обратить внимание на чередование согласных в корнеА теперь ребятки попробуйте составить предложения с любым из слов.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
- Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
Какой третий цвет радуги? (жёлтый) Под жёлтым цветом у нас скрывается
Физминутка Физкультминутка «Делай, как я!»
Встаньте и начнём нашу разминку.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
Продолжим нашу работу.
-- Какой цвет радуги следующий? (зеленый) Давайте выполним задание зелёного цвета. Это задание называется «Вопрос-ответ»
Сообщение темы и цели урока

Я сейчас вам буду задавать вопросы, ответы на которые помогут вам определить тему нашего урока.
Какие буквы можно вставить ( м? л), чтобы получилось слово? (е, ё, и, я).
Что объединяет эти буквы? (Гласные буквы, обозначающие мягкость согласных)
Какую гласную не назвали? (ю)
Кто сможет назвать тему нашего урока: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами гласных.
Определим цель нашего урока, закрепить знания об Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами гласных.
МОЛОДЦЫ.
--Какой цвет далее? (Голубой) Работа с учебником (1. Коллективная работа, запись на доске, 2. Работа на доске)
Работа с книгой Стр. 23, № 23
Теперь мы с вами поработаем немножко с учебником. Откройте страницу 23, упражнение 23.
Спишите только 1.2.3 предложение Какой знак мы ставим в конце предложения, Как пишутся слова в предложении, Как пишется предлоги со словами, С какой буквы пишется предложения.
- Какая дорожка следующая? (синяя) Какое задание этой дорожки.
Давайте дадим нашим глазкам немножко отдохнуть.
Физкультминутка для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо- влево.
Заниматься вновь начнем.
Глазами смотрят вверх, вниз.
Молодцы. Садитесь ровно и продолжаем работать.
-- Вот мы и подошли к последней дорожке. Посмотрите на радугу. Какая она? (фиолетовая)
Тренировочные упражнения (работа с карточками)
Для того, чтобы нам закрепить знания, мы с вами выполним задания на карточках. Возьмите карточки с края стола, посмотрите на задания.
Деньки, слезинки, пять, ученик.
Найдите слово, где все согласные мягкие;
Звуков меньше, чем букв;
2 слога.
Обозначьте звуки.
Повторение
Какие согласные звуки будут перед гласными? ( - е – и, -и - а, И – а)(мягкие согласные перед буквами: е, и, твёрдые – перед -а)
Придумайте слова (дети, Лиза, Ира…)
Итог урока
Прочитай слоги в рамочке на с. 14. Какую роль играют гласные буквы в этих слогах?
Какая буква еще обозначает мягкость согласых, но не является гласной?Какие гласные буквы пишутся после твердых согласных? Назови их.
Создание позитивного настроя.