Урок чтения Н. Носов Как Незнайка сочинял стихи

Конспект урока по чтению в 6 классе на тему: Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи: знакомство с творчеством Н.Носова, чтение и анализ рассказа «Как Незнайка сочинял стихи».
Цели:
Коррекционно-образовательные: совершенствование навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности; формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста.
Коррекционно-развивающие: развивать речь обучающихся, обогащать словарный запас новыми словами; развивать чувство юмора.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речи, уважительное отношение к товарищам; формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ, здоровьесберегающие технологии. Наглядные методы: объяснительно-иллюстративный, творческий (дописывание стихотворных строк), практический.
Оборудование: портрет Н.Носова, книга «Приключения Незнайки и его друзей», компьютер, презентация, аудиозапись «Как Незнайка сочинял стихи», шляпа, мультфильм «Незнайка – поэт».
Дидактическое обеспечение урока: биография писателя, презентация к уроку со справочным, иллюстративным материалом, а также дидактическими заданиями к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент
Настрой на урок
Красиво встали, подравнялись.
Спинки ровные, головки приподняли.
Пятки вместе, носки врозь.
На меня все посмотрели, улыбнулись:
Для здоровьесбереженья
Выполним упражненья:
Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись:
То присядем, то нагнулись:
Ровно встали, улыбнулись:
Здравствуйте, ребята!
Очень тихо сели.
Сообщение темы и цели урока.
Героем сегодняшнего урока будет один сказочный персонаж, которого вы отгадаете, прослушав мою загадку.
Работа над загадкой.
Коротышка озорной,
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка,
И зовут его .(Незнайка)
СЛАЙД 1 (Иллюстрация Незнайки)
Беседа
- Откуда знаком вам этот персонаж? (Читали книги, смотрели мультфильмы).
- Наш урок будет посвящен знакомству с отрывком из сказки «Как Незнайка сочинял стихи» известного детского писателя Николая Николаевича Носова.
- Перед вами целая книга Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Она состоит из нескольких глав. С одной из них мы сегодня познакомимся.
СЛАЙД 2 (Портрет Носова)
Николай Носов – талантливый человек. У него вечно юная, по-детски чистая душа. Он всегда пишет для детей и о детях. Но читают его люди всех возрастов. Мальчики в его рассказах всегда стремятся к чему-то новому, любят изобретать. В его рассказах не просто мальчики, они у него маленькие граждане своей страны.
Составим план нашей работы: СЛАЙД 3
Учиться читать выразительно.
Делать выводы по прочитанному тексту.
Понимать смысл прочитанной части и в целом весь текст.
Уметь делать людям добро.
Физминутка
Вот Незнайка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Видно рифму не нашел.
Чтобы рифму отыскать,
Надо на носочки встать!
- Что же нужно, чтобы стать поэтом?
- Давайте послушаем произведение Николая Носова «Как Незнайка сочинял стихи», а вы откройте учебники и следите.
Аудиозапись сказки.
Словарная работа.
ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО – злая насмешка, злые поступки, злое поведение по отношению к кому-либо. СЛАЙД 4
АВОСЬКА – сетка, которая используется для посещения магазинов. СЛАЙД 5
РИФМА – слова с похожими окончаниями в стихах.
Например: тетрадка – шоколадка, тетрадка – палатка, тетрадка – закладка и т.д. СЛАЙД 6
- Прочитайте слова быстро и правильно, второй раз прочитайте еще быстрее и четче.
Проговаривание трудных слов хором.
Беседа на выявление первого эмоционального впечатления.
- Ребята, какое настроение у вас осталось после прочтения сказки? (Шутливое, задорное, веселое, юмористическое).
Работа с учебником.
- Ответим на вопросы учебника.
1.Кто главный герой этой сказки?
2.Назовите других героев сказки. Объясните смысл их имен. (Цветик, Знайка, Торопыжка, Авоська, Пилюлькин)
Релаксация «Лужайка – отдыхай-ка». Звучит музыка для души Александр Свияш.
Все сели поудобнее, закрыли глаза и представили.
Дружно на лужайку
Легли мы все с Незнайкой.
Чтобы силы нам набрать
Надо всем нам отдыхать.
Расслабляем ноги,
Расслабляем руки,
И животик и спина
Тоже расслабляются.
А сейчас мы потихоньку
Глазки открываем,
Ротик улыбается.
Руки к солнцу потянули,
Вот как сладко отдохнули.
Силы все мы набрались,
Дальше в путь пустились.
Выборочное чтение
- Кто учил Незнайку сочинять стихи?
- Какое настоящее имя у Цветика? Найдите и прочтите, где это написано.
- Найдите в тексте, как Незнайка пришел к Цветику учиться писать стихи.
СПОСОБНОСТИ – природный дар, талант. СЛАЙД 6
- Найдите в тексте, где Незнайка не понял, что такое рифма.
Работа на умение соотносить части текста по смыслу
- Найдите и прочтите абзац, который начинается словами:
Он остановился посреди комнаты
Незнайка пришел домой
- Что вы заметили в этих двух отрывках? (Они похожи).
- Что общего в их содержании? (Незнайка делал то же самое, что Цветик, но стихи не получились).
Работа со стихами Незнайки. Тест.
Знайка шёл гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку. СЛАЙД 7
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный. СЛАЙД 8
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка. СЛАЙД 9
Ответы: Б А Б СЛАЙ 10
Работа по рисунку учебника.
- На стр.73 рассмотрим рисунок, что можете сказать о настроении Незнайки и его друзей? (Незнайку на рисунке мы видим веселым, а его друзей грустными).
- По каким признакам вы определили, что Незнайка веселый, а его друзья грустные? (У Незнайки веселые глаза, сам улыбается. Видно, что у него хорошее настроение. Друзья смотрят удивленно, вид недовольного человека, глаза грустные).
Физминутка
На уроке мы трудились,
И немножко уморились.
К нам Незнайка прибежал,
«Отдохнуть пора!» - сказал.
Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли,
Ими топнем: раз, два, три.
Руки в стороны, дружок,
Раз, два, три, потом прыжок,
А теперь присядь, быстрее,
Не держись за батарею.
Со здоровьем всё в порядке,
Если делаешь зарядку.
Улыбнемся: день хороший,
И похлопаем в ладоши!
Прекращаем мы игру.
Сядем тихо, будто мышки,
Все девчонки и мальчишки.
Работа с рифмой
- Наш герой учился сочинять стихи, но они не принесли ему славы. Давайте поможем Незнайке составить стихотворные строки.
В небе плыли облака СЛАЙД 11
Под горой текла
Улетел орёл домой
Солнце скрылось под
Обобщающая беседа
- Ребята, а каково ваше отношение к Незнайке? Кому он нравится?
- Что бы вы посоветовали Незнайке? (Чтобы быть поэтом, художником, музыкантом, надо учиться наблюдательности, трудолюбию, понимать важность приобретения знаний. Нельзя обманывать, дразниться, надо дружить).
- Как же помочь человеку, если он ошибся? Какие выводы вы сделали для себя? (Нужно поверить в него, не дразнить. С ним надо обращаться уважительно. А дразнить – это плохо. Он обозлится и начнет вести себя еще хуже. Если же его пожалеть, то он сильнее почувствует свою вину и скорее исправится).
А сейчас пришло время подвести итог урока.
- Герои книг Николая Носова учат ценить дружбу, помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми и умелыми.
Читая книги, важно думать над их содержанием.
Кто много читает, тот много знает.
Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще больше полюбите книги Николая Носова.
- Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно
Поднимите руки.
Домашнее задание.
Приготовиться к чтению по ролям.
Оценка за урок.
- Задала я вам заданье.
Что ж, ребята, до свиданья!
Прозвенит сейчас звонок,
И закончится урок.
За то, что слушали внимательно
И помогали мне старательно,
Благодарю вас за вниманье,
Урок окончен – до свидания!
Дополнительное задание. Игра «Рифма от Незнайки».
- Ребята, сейчас каждый из вас побудет в роли Незнайки. У меня есть его шляпа. Тот из вас, у кого шляпа окажется на голове, должен придумать рифму к слову, которое появится на экране.
БОЧКА – КОЧКА, ПОЧКА, ДОЧКА, ТОЧКА. СЛАЙД
ТУЧКА - КУЧКА, КАЧКА. СЛАЙД
МИШКА – КРЫШКА, ШИШКА, ТИШКА. СЛАЙД
ПАЛКА – ГАЛКА, ВЫРУЧАЛКА.
ПЕЧКА – СВЕЧКА, ЧЕЛОВЕЧКА.
15