Использование цифровых лаборатории на уроках в начальной школе.

Использование цифровых лаборатории на уроках в начальной школе.
Мандрыкина Елена Александровна
учитель начальных классов
МКОУ Садовской СОШ № 2
Сегодня перед учителем и учениками открываются большие возможности, связанные не только с использованием интерактивной доски, проектора или просто компьютера,что безусловно важно и значимо, но и  использование  другого дополнительного оборудования, в частности различных цифровых лабораторий, делает процесс обучения ещё ярче, интереснее, разнообразнее и решает множество педагогических задач.
В настоящее время существуем множество цифровых лабораторий для начальной школы, каждая из которых призвана решать свои задачи, но вместе с тем они помогают стать детям настоящими исследователями и учёными, которые сами делают очень важные и значимые открытия.Можно составить длинный список таких цифровых лабораторий, но мне хотелось бы более подробно представить модульную систему для начальной школы "PROlog". 
Модульная система экспериментов PROLog является программно-аппаратным комплексом, обеспечивающим сбор и обработку данных экспериментов в области различных дисциплин естественно-научного цикла начальной, основной и средней школы.
Система PROLog основана на автономных цифровых измерительных модулях (ЦИМ), каждый из которых может быть рассмотрен как самостоятельный регистратор данных, позволяющий записывать и хранить значения измеряемых величин независимо друг от друга. В состав системы могут входить устройства считывания, обработки и визуализации информации:
персональный компьютер;
модуль отображения информации
(графический и/или числовой).
В современной жизни невозможно представить отрасль человеческой деятельности без применения информационных технологий (ИТ), т.е. технологий переработки информации на базе компьютерных вычислительных систем. И все активнее и прочнее ИТ входят в школьное образование. В процесс информатизации в последние годы успешно вовлекаются естественнонаучные дисциплины, в том числе физика, химия, биология, а в начальной школе – окружающий мир. Это выражается и в появлении электронных учебников и энциклопедий, и в использовании новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемых. В этих условиях весьма важной представляется организация работы учащихся с цифровыми инструментами различного рода, что обеспечит современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным перспективным потребностям личности, общества, государства.
Главной целью Федеральных Государственных Стандартов второго поколения является формирование высокоэффективной образовательной среды, что, в свою очередь, зависит от:
материально-технического оснащения образовательных учреждений;
активизации роли учителя и ученика в образовательном процессе.
Учитель из транслятора знаний становится навигатором для учащихся, ориентирующихся на усвоение универсальных учебных действий, познание и освоение мира, готовность жить в быстроменяющемся технологическом мире.
Проведение учебных экспериментов в современной школе, особенно на уроках естественнонаучного цикла и уроках окружающего мира в начальной школе, настоятельно требует использования современных измерительных приборов, что нашло отражение в ФГОС. Особенно востребованными в учебном процессе оказались цифровые лаборатории, поскольку они позволяют:
- реализовать принцип наглядности в учебном процессе;
- показать необходимость практических экспериментов при изучении предметов естественнонаучного цикла и на уроках окружающего мира в начальной школе;
- обеспечить точность количественных измерений;
- повысить ИКТ-копметентность учителя и ученика;
- облегчить труд учителя.
Цифровые лаборатории – это инновационное учебное оборудование для проведения большого количества демонстраций, исследований, опытов и лабораторных работ.
Цифровые лаборатории позволяют проводить учебные эксперименты не только в классе, но и на природе, что особенно актуально для исследований по естественным наукам. При этом результаты измерений могут быть обработаны и проанализированы непосредственно во время проведения работы без подключения к компьютеру, или сохранены в памяти для проведения дальнейшей обработки и исследований на нем.
Цели использования цифровой лаборатории:
осуществлять новые подходы в обучении;
способствовать формированию у учеников навыка самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся;
создание электронного ресурса, содержащего различные виды объектов (текстовые, анимированные модели, презентации).
Я не первый год работаю по ФГОС второго поколения. Наша школа предоставила педагогам возможность внедрить в начальное образование цифровую лабораторию ProLog.
Данная лаборатория представляет собой модульную систему экспериментов, основанную на автономных цифровых измерительных модулях (ЦИМ), каждый из которых может быть рассмотрен как самостоятельный регистратор данных, который позволяет записывать и хранить значения измеряемых величин независимо друг от друга.
Цифровые модули системы PROLog могут работать в двух режимах:
Эксперимент в прямом режиме (эксперимент при подключенных модулях,on-line-эксперимент), т.е. при подключении к ПК.
Эксперимент в автономном режиме (автономный эксперимент, off-line-эксперимент).
Для проведения лабораторной работы с модульной системой ProLog каждый ученик получает учебную тетрадь, в которой прописан алгоритм проведения каждого эксперимента, начиная со слов «Включите компьютер» и, заканчивая «Отключите модуль от компьютера». Кроме инструкции, каждая лабораторная содержит фотографию с изображением собранной модульной установки, краткий теоретический материал по теме лабораторной работы, таблицы данных, скриншоты экранов (изображения), контрольные вопросы, дополнительные задания и другой материал, благодаря чему эксперимент может провести школьник, впервые увидевший ProLog.
Эта лаборатория уникальна в своем роде, т.к. имеет принципиально новые технические решения в конструкции датчиков, что позволяет работать в автономном режиме без подключения к персональному компьютеру (ПК) непосредственно во время проведения экспериментов. Результаты нескольких экспериментов (до 5) сохраняются в памяти датчика длительное время (до 30 дней). Графическое дисплейное устройство дает уникальную возможность проведения экспериментов с цифровым оборудованием без использования ПК. Также возможна одновременная работа группы учащихся с одинаковыми датчиками (до 9 чел.) на базе одного компьютера. А подсоединение одновременно до 50 датчиков к одному USB входу ПК обеспечивает неограниченные технические возможности для реализации любых практических заданий, исследований и даже фантазий.
В своей педагогической деятельности я чаще всего использую модульную систему на обобщающих уроках окружающего мира Программное обеспечение предлагает нам перечень различных лабораторных работ для всех классов начальной школы.
Использование в своей работе модульной системы экспериментов ProLog предоставляет возможность обучающимся начальной школы почувствовать себя в роли настоящих ученых-исследователей. Благодаря личной мотивации, осмысленности и практико-ориентированной деятельности школьников изучение природы превращается в увлеченный поиск истины. Также постановка опытов и наблюдения имеют большое значение для ознакомления обучающихся с сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях и в формировании умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитии творческих способностей.
Работая с новым оборудованием, мы каждый день делаем массу открытий вместе с учащимися. Я уверена, что использование всех возможностей данной техники принесёт определенные плоды в дальнейшей образовательной деятельности наших школьников.

        
Заголовок 215