Конспект урока: Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».


Тема: Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». 
Тип урока:  урок закрепления усвоенных знаний.
Цели:
– формируем сознательное, правильное чтение;
– формируем умение разъяснять заглавие текста;
–формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать рассказы и стихотворения.
Задача: формировать у учащихся  универсальные учебные действия:
1.Личностные:
        смыслообразование;
        знание нравственно-моральных норм поведения.
2.  Регулятивные:
        целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;
        планирование – составление плана и последовательности действий;
        самооценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и, что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
3.  Познавательные:
        Общеучебные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;
        Логические:
- использование знаний о жанрах рассказа автора;
- выбор оснований и критериев для определения темы рассказа;
- построение логической цепи рассуждений.
        Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера.
4. Коммуникативные:
        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
        инициативное сотрудничество в поиске информации;
        управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
        умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, пенал.
Схема доски:
Этапы урока Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворений «Игра в слова» и «Плим».
(Слайд 1)
– Кто выучил стихотворение?
– Какое?
– Почему вам захотелось его выучить?
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Ι. Работа над стихотворением Эдуарда Успенского «Удивительное дело». 1 6 7 1 1 3
1. Работа с текстом до чтения.
– Ребята, бывают слова-загадки, а бывают целые стихотворения-загадки. Такое загадочное стихотворение написал Эдуард Успенский.(Слайд 2)
– Какое произведение Э. Успенского мы недавно читали?
– Это был отрывок из сказки, а сегодня мы познакомимся с Э. Успенским – поэтом. Его загадочное стихотворение называется «Удивительное дело».
– Что значит «удивительное дело»? Когда так говорят?
2. Работа с текстом во время чтения.
Читает учитель (последние 2 строчки пока не читает). Книги у детей закрыты.
– Что прислали в конверте?
– Возможно ли уместить всё это в конверте? (Нет.)
– А как же тогда автору всё это прислали?
Предположения детей. Учитель читает две последние строчки.
– Что же получил автор в конверте?
– Что было изображено на марках?
(слайд 3)
– Какие слова вам непонятны?
Уточнение значения слов.
3. Работа с текстом после чтения.
– Автор этого стихотворения собирал марки. Каким другим словом можно заменить «собирал»? Найдите синоним. (Коллекционировал – от слова коллекция.)
– Что ещё можно собирать (коллекционировать)?
– Как вы думаете, для чего люди собирают коллекции?
– А что вы коллекционируете?
– Что нельзя коллекционировать? Почему?
ΙΙ. Работа над отрывком из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки». 1 6 7 1 1 3 2
1. Работа с текстом до чтения.
– Какое хорошее стихотворение получилось у Эдуарда Успенского! Чтобы писать стихи, надо обладать особым даром. Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы писать стихи?
Свободные высказывания детей.
– Этому пробует научиться герой следующего литературного произведения.
● Работа с иллюстрацией.
– Посмотрите на иллюстрацию (с. 53). Вы узнали героя?
– Кто автор произведения о Незнайке? (Николай Николаевич Носов.) (Слайд 4)
– А как называется книга о приключениях этого героя? («Приключения Незнайки».)
– Всю ли книгу о Незнайке мы будем читать? Как вы догадались?
– Перелистайте страницы. На сколько частей разделили отрывок? (4.)
2. Работа с текстом во время чтения.
– Начинаем читать 1-ю часть.
● Работа в тетради.
– Поучимся читать трудные слова (тетрадь, с. 14, задание I.1).
Часть 1 читает учитель.
Комментарий здесь сводится к минимуму:
◦ после 1-го предложения – «Обратите внимание, Незнайка уже пытался стать художником»;
◦ по ходу чтения спросить детей, помнят ли они, что такое рифма;
◦ в конце 1-й части: «А на самом деле так ли просто сочинить стихи? Достаточно ли только смысла и рифмы?»
Физкультурная минутка.
– Именно рифма помогла вам быстро выучить стихотворение Юнны Мориц «Попрыгать-поиграть».
Чтение стихотворения вслух хором, выполнение движений.
Часть 2 на с. 55.
Читает учитель. По ходу чтения надо обратить внимание, что Незнайка очень старался и долго сочинял.
– Хотите узнать, какие получились стихи про Знайку? Прочитаем хором на с. 56.
– Вам они понравились?
– Как вы думаете, Знайке понравились?
Учитель дочитывает 2-ю часть.
– Рифма есть и смысл тоже, а стихи не получились, не понравились...
Часть 3.
Читает учитель, стихи читают дети.
– Какие слова срифмовал Незнайка в этих стихах? (Голодный – холодный, подушка – ватрушка.)
– Обидные ли стихи про Торопыжку? (Да.)
– А Авоська, наверное, обиделся на Незнайку только за то, что ватрушки не оказалось под подушкой. Почему же не поняли Торопыжка и Авоська творчества начинающего поэта Незнайки? (Потому что он написал неправду.)
– Про кого ещё сочинил стихи Незнайка? (Про Пилюлькина.)
Часть 4.
Дети читают про себя.
3. Работа с текстом после чтения.
Вопросы к содержанию всего отрывка.
● Работа в тетради.
– Какова же последовательность событий в этом отрывке? (Задание II.2 в тетради, с. 14).
(Слайд 5)
– Правильно ли сделал Незнайка, что бросил сочинять стихи?
Возможны разные ответы!
– А были ли у Незнайки поэтические способности?
– Справедливы ли были друзья к Незнайке? Ведь он только учился писать стихи и даже нашёл весёлые рифмы.
– Назовите героев этого отрывка. (Незнайка, Цветик, Знайка, Торопыжка, Авоська, Пилюлькин.)
– Очень интересные имена, правда? Как вы думаете, почему их так звали?
– На какой улице жил Цветик? Почему улица так называлась, как вы думаете? 3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ΙΙΙ. Применение знаний. Озаглавливание отрывка (задание II.3 в тетради, с. 14).
Работа в тетради. 2 1 2
Беседа о характере Незнайки (задание 4, с. 15).(Слайд 6)
Учитель показывает книгу Н. Носова «Приключения Незнайки».
– Наш отрывок взят из книги Н. Носова. Кем были Незнайка и его друзья? (Коротышками.) Жили они в Цветочном городе, где все улицы носили названия цветов. Вот так выглядят герои этой книги.
Учитель показывает увеличенные цветные рисунки из книжки-раскраски.
– Я советую вам, ребята, прочитать эту книгу. Главный герой этой книги – Незнайка. С ним происходят удивительные приключения, смешные истории. Незнайка хотел стать не только поэтом, но и художником, и шофером, однако у него не получалось ничего, за что бы он ни брался. Как вы думаете, почему?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.)
– Какие умения формировали?
ΙV. Итог. – Что бы вы посоветовали человеку, который решил серьёзно взяться за какое-то дело?
4
V. Домашнее задание (по желанию).
– Проверьте свои способности: подберите рифму и попробуйте выполнить задание III.5 в тетради, с. 15.