Конспект урока для 11 класса на тему Аграрная реформа Столыпина


 
 Конспект  урока «Аграрная реформа П.А. Столыпина»
Цель урока : Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории.
Обучающая цель:
Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.
Развивающая цель:
Формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.
Воспитательная цель:
Воспитание нравственной позиции.
Оборудование:
медиапрезентация.
Термины на доске, эпиграф.
Учебник. История России. XX в./ Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.
План:
1.     Цели реформы
2.     Основные мероприятия и осуществление реформы.
3.     Итоги и значение реформы.
 Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы.
П.Столыпин
Ход урока
На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.
Постановка проблемы:
Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?
Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?
предполагаемые ответы:
крестьянская община,
отрезки,
выкупные платежи,
помещичье землевладение,
малоземелье крестьян
Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.
Проверка выполнения опережающего задания.
Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: “Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса”.
Предполагаемое выполнение
Политические силы Предложения по решению аграрного вопроса
Большевики возвратить крестьянам отрезанные земли в 1861 г., отмену выкупных платежей и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм.
Кадеты не трогать помещичьи земли, земли крестьян выкупать по “справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян.
Эсеры “социализация” земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье.
Вопрос: Как правительство отреагировало на данные проекты?
Обучающиеся: Все проекты были отвергнуты государством.
Преподаватель: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.
9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции.
Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министра внутренних дел.
24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.
Объявление темы, запись в тетради.
Ознакомление с планом изучения нового материала.
Основная часть
Сообщение учащегося о государственном деятеле П.А. Столыпине.
Задание: Выделить, какую современную проблему затрагивает судьба Столыпина.
Цели аграрной реформы.
Работа с документами ( § 7, с. 55).
Задание: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы.
Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:
“Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель.
Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян.
Модернизация страны.
Вывод преподавателя: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.
Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.
Работа с документом №3. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. (§ 7, с. 54).
Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).
Основные мероприятия аграрной реформы:
работа с § 7 учебника (по группам):
I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины.(с.50-51);
II группа: Переселенческая политика (с.52-53)
III группа: Крестьянский вопрос: кооперация (с.53).
Выступления представителей групп:
Обобщение ответов, вывод в форме схемы.
Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина.

 Работа с понятиями.
Запись в словари
Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.
Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.
Кому выгодно данное мероприятие?
Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.
Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.
Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.
Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.
Результаты реформы.
П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.
Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически он остался реформатором-одиночкой.
Ответы учащихся на проблемы, поставленные к данному уроку. Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый П.А. Столыпиным, актуален и сегодня? (Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, соображения Столыпина выходят на первый план).
Вывод по уроку:
В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.
Закрепление:
1 Варианту - выписать из приведённой таблицы положительные результаты реформы;
2 Варианту – отрицательные. (работа на листочках)
Таблица. Результаты аграрной политики
Создание новых форм землевладения и землепользования Переселение крестьян
Положительные результаты Отрицательные результаты Положительные результаты Отрицательные результаты
Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.- 10 % всех крестьянских хозяйств) Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами. За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивалось кооперативные формы хозяйствования. Проблема малоземелья не было решена.
От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В места переселения возникали конфликты с местным населением.
 Домашнее задание: параграф 8.
Изучить понятия, даты.