Серия: буклеты для родителей. Дифференциация звуков в речи.


Нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии звуков, их искажении или заменах. После постановки звуков логопедом и автоматизации их в речи наступает следующий этап работы над звуками – дифференциация (различение). У ребенка нет умения выбирать нужный звук, в следствии чего, звуки смешиваются. Причем в некоторых словах ребенок может употреблять звуки верно, а в других - по-прежнему смешивать. Если ребенок путает звуки в речи, он может путать их и на письме. Поэтому необходимо своевременно укрепить навык дифференциации смешиваемых звуков. Важно:  1.Постоянно контролировать речь ребенка в повседневной жизни, исправлять неправильное произношение. 2. Развивать возможности самоконтроля ребенка. 3. Прочитывать или повторять отраженно речевой материал, насыщенный смешиваемыми звуками, который предлагает логопед в качестве домашнего задания. 4. Выучивать наизусть стихи, считалки, пословицы и поговорки насыщенные смешиваемыми звуками. Игры и упражнения: 1. «Хлоп, топ». Взрослый произносит слоги, слова со смешиваемыми звуками, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слог, слово со звуком С и топнуть, если услышит слог или слово со звуком Ш. Аналогично с другими звуками. 2. «Замени звук». Взрослый называет слова со смешиваемыми звуками, ребенок должен заменить первый/последний звук в слове. (Бал-бар, лама-рама, усы-уши, кашка-каска и т.д.) 3. «Сосчитай сушки». При смешивании звуков С и Ш ребенку предлагается до 10 и обратно сосчитать сушки. Для усложнения задания можно считать сушеные сушки. 4. «Собери букет». Предложите ребенку поставить цветы в две вазы-розовая — [р], голубая — [л]. Роза, ландыш, ромашка, гладиолус, колокольчик, клевер , гербера, фиалка и др. Можно использовать «ловушки»-слова не содержащиеданных звуков. Золотая-[з], и жёлтая-[ж]. Роза, жасмин, азалия, гвоздика, женьшень и др. 5. «Раздели, запиши». Предложите ребенку записать названия картинок в разные столбики, дифференцируемые буквы подчеркнуть. 6. «Волшебные картины». Предложите ребенку нарисовать или раскрасить картинки, в названии которых есть смешиваемые звуки разными цветами. 7. «Найди нужные слова». Прочитать небольшой текст или стихотворение, назвать или записать слова в 2 столбика с дифференцируемыми звуками. Пересказать рассказ. 8. «Я, ты, он, она, они». Подобрать несколько словосочетаний. Просклонять. Я загадал желание. Ты загадал желание. Он загадал желание. Она загадала желание. Они загадали желание. Аналогично с другими звуками. 9. «Жадина». Подобрать несколько словосочетаний с дифференцируемыми звуками. Называть со словами: мой, моя, мои. Мой железный замок, мои железные замки, моя соломенная шляпа, мои соломенные шляпы. Аналогично с другими звуками. 10. «Веселый мяч». Взрослый называет слово со звуком С и передает мяч ребенку, который называет слово со звуком Ш , передает мяч обратно. Аналогично с другими звуками. 11. «Фрукты, овощи». Предложите ребенку назвать как можно больше фруктов со звуком Р, овощей со звуком Л. Груша, виноград, гранат, хурма, персик, салат, свекла, лук, баклажан и т.д. Аналогично с другими звуками и другими тематическими группами.
Будьте внимательны к своему ребенку. Занимайтесь ежедневно по 10-15 минут, включая 2-3 игры. Будьте терпеливы. Помните, что ваша совместная кропотливая работа обязательно принесет желанные плоды. Хвалите и поощряйте ребенка! Не позволяйте ему скучать!
Удачи Вам!
Челябинск, 2015



Учитель-логопед МБОУ №68 Сорокина Е.Ю.