Серия: буклеты для родителей. Автоматизация звуков в речи.


Автоматизация звуков – закрепление правильного произношения звуков в речи. Это весьма важный этап в совместной работе с родителями. Если ребенок путает звуки в речи, он может путать их и на письме. Именно поэтому необходимо своевременно укрепить навык правильного произношения звуков в речи. Скорость прохождения данного этапа напрямую зависит от частоты и качества выполняемых заданий. Ежедневные упражнения в течение 10-15 минут – и результат не заставит себя долго ждать. Важно:  1.Постоянно контролировать речь ребенка в повседневной жизни, исправлять неправильное произношение. 2. Развивать возможности самоконтроля ребенка. 3. Прочитывать или повторять отраженно речевой материал, насыщенный закрепляемыми звуками, который предлагает логопед в качестве домашнего задания. 4. Выучивать наизусть стихи, считалки, пословицы и поговорки насыщенные закрепляемым звуком.
Игры и упражнения: 1. «Сосчитай до 10». Считать от 1 до 10 и обратно предметы, в названии которых содержится закрепляемый звук. 2. «Доскажи словечко». Договаривать за взрослым слоги с закрепляемым звуком таким образом, чтобы получались слова. 3. «Веселый мяч». Играя в мяч, называть слова с закрепляемым звуком «кто больше». 4. «Волшебные рифмы». Придумать как можно больше рифмованных слов к заданному слову с закрепляемым звуком. Можно придумывать короткие стихотворения. 5. «Художники». Мысленно нарисовать картину на определенную тему, используя слова с закрепляемым звуком. 6. «Что лишнее». Предложить ребенку повторить несколько слов с закрепляемым звуком, включить в этот перечень слово, в котором нет заданного звука. Ребенок должен найти это слово. Аналогично играть с картинками. 7. «Слова вокруг нас». Посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. 8. «Найди ошибку». Найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «На лугу летала лампа». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Предложения нужно подбирать с закрепляемым звуком. 9. «Что я загадал». Взрослый загадывает слово с закрепляемым звуком, а ребенок пытается его угадать с помощью наводящих вопросов. При правильном ответе можно поменяться ролями. 10. «Назови ласково».Взрослый называет слова с закрепляемым звуком, ребенок преобразовывает их в слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (носок-носочек, глаз- глазочек). 11. «Всезнайка». Ребенку предлагается отвечать на вопросы словами, начинающимися на заданный звук, например С. Как тебя зовут? Соня. В каком городе ты живешь? В Саратове. Что ты любишь кушать? Салат. Каких ты знаешь животных? Слон, сурок, собака. Птиц? Сова, сорока. И т.д. 12. «Один-много». Взрослый называет слово в единственном числе с закрепляемым звуком, ребенок во множественном числе. Пенал-пеналы, дятел-дятлы, стол-столы.
И еще несколько правил:
1. Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Постоянно поддерживайте его интерес. 2. Повторяйте упражнения многократно. 3. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, позже вернитесь к нему.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточного успеха. 4. Будьте терпеливы.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал.
8. Избегайте неодобрительной оценки, всегда находите слова поддержки. 9. Хвалите ребенка за самые минимальные достижения.

Челябинск, 2015



Учитель – логопед МБОУ №68 Сорокина Е.Ю.