Урок русского языка для 3 класса по теме «Прошедшее время глагола. Формообразующий суффикс»


Технологическая карта урока русского языка (система Л.В. Занкова)
Класс 3
Тема. Прошедшее время глагола. Формообразующий суффикс.
Тип урока. Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода.
Цель урока: научиться образовывать глаголы прошедшего времени, выделять формообразующий суффикс -л-.
Задачи урока:
Образовывать глаголы прошедшего времени, выделять формообразующий суффикс -л-.
Решать орфографические задачи, выполнять морфологический разбор глаголов, маркировать суффикс прошедшего времени.
Исследовать изменение глаголов по родам, делать вывод о наличии форм рода только у глаголов прошедшего времени.
Расширять опыт работы с таблицей, демонстрировать умение классифицировать слова с пропущенными орфограммами, оформлять их в виде таблицы.
Различать глаголы и вопросы к ним по виду на уровне значения законченности-незаконченности действия.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Познавательные универсальные учебные действия
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить классификацию, указывая на основание классификации;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
Предметные результаты
- образовывать глаголы прошедшего времени;
- выделять формообразующий суффикс -л-;
- выполнять морфологический разбор глаголов, маркировать суффикс прошедшего времени;
- демонстрировать умение классифицировать слова с пропущенными орфограммами, оформлять их в виде таблицы.
Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, ч. 1 (авт. Н.В.Нечаева); зелёный стержень, цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный), карточки-помощники (для слабоуспевающих уч-ся), карточки «Копилка моих достижений», слайды в презентации Flow!Works, нетбуки.Этап урока
Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Формируемые УУД
Осуществляемые действия Осуществляемые действия Регулятивные Познава-тельныеКоммуни-кативныеМотивирование
к учебной деятельности
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Включение в деловой ритм урока.
- Здравствуйте – какое удивительное слово, особенное. Когда мы произносим его, мы не только приветствуем друг друга, но и желаем ему здоровья.
Поэтому чаще говорите: “Здравствуйте” - это слово обладает оздоровительной силой. В нём, как и в слове здоровье, много звуков, которые заряжают бодростью.
Если бодрый, то способный!
- Что вы можете о себе рассказать, как об ученике?
- А я вам даю совет «Прежде чем ответить, хорошо подумай!». Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Ответы обучающихся. Называют качества, которыми обладают. Целеполагание. Знание личностных качеств ученика. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
- Приготовьтесь работать на нетбуках. Выполните калибровку. Подключитесь к учителю. Войдите в программу «Заметки», возьмите чистый лист.
- Мы с вами работаем по теме «Изменение форм глагола».
- Вспомните на какие формы глагола вы знаете?
- Это мы называем грамматическими признаками глагола.
- В нетбуках заполните схему «Грамматические признаки глагола». Перечислите формы глагола и раскройте их.
Для слабых учащихся даются карточки-помощники со словами: грамматические признаки, время, число, род, прошедшее время, настоящее время, будущее время, единственное число, множественное число, мужской род, женский род, средний род.- Проверим.
На доске учитель открывает результат работы одного учащегося или эталон на слайде 1 Flow!Works. Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Ответы обучающих. Формы времени, числа и рода.
Обучающие в нетбуках составляют схему «Грамматические признаки глагола».
Слабоуспевающие при составлении схемы пользуются карточкой-помощницей.
Дети проверяют по образцу свои работы, корректируют зелёным цветом. Самооценка. Планирование своих действий в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя. Логические - анализ объекта с целью выделения признаков Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения
(цель и тема, способ, план, средство) Активизирует знания учащихся.
- Найдите и исправьте в моих высказываниях речевую ошибку: «У этого глагола есть время, нет времени. У этого глагола узнаю время».
Создаёт проблемную ситуацию.
- Прочитайте слова.
Слайд 3 Flow!Works.
- Определите род у этих глаголов?
- Что нужно сделать, чтобы можно было определить род?
- Нужно образовать глаголы в форме прошедшего времени единственного числа.
- Сегодня мы продолжим открывать новые знания.
- Сформулируйте тему урока.
- Тема урока «Прошедшее время глагола. Формообразующий суффикс».
Слайд 2 Flow!Works.
- Отметьте уровень умений в «Копилке достижений» по теме «Форма времени глагола».- Сформулируйте цель урока.
- Цель урока: научиться образовывать глаголы прошедшего времени.
Работа в тетради по учебнику.
- Упр. 241. Спишите слова в столбик, с маленькой буквы. 1 вариант образуйте глаголы в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода. 2 вариант образуйте глаголы в форме прошедшего времени единственного числа женского рода. 3 вариант образуйте глаголы в форме прошедшего времени единственного числа среднего рода.
- Что общего у записанных глаголов? Какое общее значение у этих глаголов?
- С помощью чего образовали глаголы прошедшего времени?
- Разберите слова по составу.
Взаимопроверка. Ответы учащихся.
- У этого глагола есть форма времени, нет формы времени. У этого глагола определяю форму времени.
Учащиеся читают слова: синеть, укрепить, закрасить, голодать, веселить.
Ответы учащихся.
- Нельзя определить род, так как это глаголы неопределённой формы.
Ответы учащихся.
Ставят задачи урока.
Составляют план достижения цели и определяют средства.
Учащиеся работают в тетрадях.
Ответы учащихся.
- Это глаголы прошедшего времени и обозначают действие, которое уже произошло.
Ответы учащихся.
- С помощью суффикса -л-.
Учащиеся выполняют морфологический разбор глаголов, маркируют суффикс прошедшего времени. Целеполагание.
Планирование, прогнозирование Постановка вопросов.
Общеучеб-ные: самостоя-тельное выделение – формули-рование поставлен-ной цели; логические – формули-рование проблемы. Понимание содержания вопросов и воспроизведение вопросов.
Инициативное сотрудничество.
Реализация
построенного
проекта Работа в группах с правилом по учебнику.
- Прочитайте в группах сведения. Выясните, что нового узнали.
- Если не было новых открытий, тогда сделайте вывод, в чём особенность глаголов в форме прошедшего времени?
Вывод. Суффикс -л- называется формообразующим. Суффикс -л- в основу не входит. Только в форме прошедшего времени единственного числа глагол изменяется по родам.
Музыкальная ФИЗМИНУТКА
- Назовите глаголы прошедшего времени, которые встретились в словах песни.
Работа в парах в рубрике «Сведения о языке» по учебнику.
- В парах найдите в рубрике «Сведения о языке» примеры глаголов. Какие из них обозначают действие уже законченное, какие – незаконченное? Какой вопрос подходит к первой группе глаголов, какой – ко второй?
Дополнительная информация.
- Давайте порассуждаем. Если глагол отвечает на вопрос что сделать? и обозначает законченное действие, то у него только две формы (прошедшее и будущее простое). Почему у них нет формы настоящего времени? (Форма настоящего времени обозначает действие, которое происходит в настоящий момент, т.е. оно не может быть законченным.) Если глагол отвечает на вопрос что делать? и обозначает незаконченное действие, то у него есть все три формы времени (прошедшее, настоящее и будущее сложное). Читают сведения. Работа в группах.
Ответы учащихся.
Учащиеся под музыку делают движения.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
- Глаголы светил, светила, светила обозначают незаконченное действие.
- Глаголы осветил, осветила, осветило обозначают законченное действие.
Планирование, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
Выполнение учебного задания в соответствии с целью.
Проведение сравнения (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представле-нию, сопоставление и противопоставление), формули-рование выводов на основе сравнения.
Выдвижение гипотез и их обоснование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказатель-ствоУмение формулировать высказывание, вести диалог, сотрудничество в поиске и выборе информации (допускать существование различных точек зрения).
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Работа по учебнику.
- Прочитайте текст в упражнении №243.
Работа в группах.
- Заполните таблицу пропущенных орфограмм.
Работа в тетради.
- Запишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы.
Проверка вставленных орфограмм по составленной таблице.
- Подчеркните глаголы в форме прошедшего времени, выделите формообразующий суффикс.
- В чём особенность глаголов в форме прошедшего времени?
Вывод. Суффикс -л- называется формообразующим. Суффикс -л- в основу не входит. Только в форме прошедшего времени единственного числа глагол изменяется по родам.
Учащиеся решают орфографические задачи, составляют таблицу пропущенных орфограмм.
Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях.
Обучающиеся выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух в форме коммуникации. Выполнение учебного задания в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом; осознание качества и уровня усвоения. Умение структури-ровать знания, умение осознанно и непринуж-денно строить речевое высказыва-ние; рефлексия способов и условий действий. Формулировать высказывание.
Управление поведением партнёра -контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
Организовывает соотнесение работы с эталоном для самопроверки. 
По результатам выполнения самостоятельной работы организовывает рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
- Наш урок подходит к концу. Выполните тест и определите, на каком уровне находятся ваши знания и умения.
Слайд 12.
Тест. Зачеркни в каждой выделенной паре слов НЕНУЖНОЕ.
1. Только в форме прошедшего времени ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА / МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА глагол изменяется по родам.
2. Глаголы прошедшего времени можно узнать по формообразующему суффиксу –ТЬ / -Л-.
3. Глаголы прошедшего времени ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО РОДАМ / ВСЕГДА ОТНОСЯТСЯ К ОДНОМУ РОДУ.
4. Глаголы прошедшего времени обозначают действие, КОТОРОЕ ЕЩЁ ПРОИЗОЙДЁТ / КОТОРОЕ УЖЕ ПРОИЗОШЛО.
5. Формообразующий суффикс -л- В ОСНОВУ СЛОВА НЕ ВХОДИТ / В ОСНОВУ СЛОВА ВХОДИТ. Выполнение теста по теме.
Проверка по эталону.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказы-ваниеКонтроль, коррекция, оценка своих действий.
Включение в систему знаний и повторение Организовывает выявление границ применимости нового знания, где используется новый способ действия. 
Организовывает повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Выполняют учебное задание в соответствии с целью, используя новое правило.
Анализ способов употребления союзов в предложении.
Прогнози-рование Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка процесса и результатов деятельности. Умение структури-ровать знания.
Умение выражать свои мысли.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог урока) Итог урока.
- В «копилке достижений» отметьте крестиком на шкале на каком уровне вы знаете тему.
- Что каждый из вас может сказать о глаголах в форме прошедшего времени?
Слайд 4 Flow!Works.
Дом. зад. Упр.244; с. 144, 146 - сведения.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Ответы обучающихся.
- Глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое уже произошло. Только в форме прошедшего времени единственного числа глагол изменяется по родам. Суффикс -л- называется формообразующим. Суффикс -л- в основу не входит.
Волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Умение формули-ровать высказы-ваниеУмение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.