Конспект урока по окружающему миру Тема: «Путешествие по материкам».


Урок окружающего мира во 2 б классе.
Учитель: Богданова П.Б.
Тема: «Путешествие по материкам».
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «части света».
Тип урока: урок введения новых знаний.
Задачи:
Образовательные задачи:
- помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «части света»;
- научить узнавать и показывать на карте все материки.
Развивающие задачи:
- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности;
- развивать умение работать с картой полушарий, учебным текстом;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);
- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Ход Урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
На прошлом уроке вы познакомились с тем, что такое океаны и материки. Назовите известные вам океаны. Сколько их? Назовите известные вам материки.
Сейчас мы с вами отправимся в новое путешествие. (Видео) Что вы видете? (Землю) На какие два полушария делится Земля? (северное и южное) Что мы видим сейчас? (моря, океаны) Как на карте обозначаются океаны? Суша?
Посмотрите на доску. Перед вами слова. Из них нужно составить определение. (Большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.) Что же мы описали? (материки)
Откройте рабочие тетради на странице 57. Запишите что такое материки.
Как же будет называться наше путешествие? (Путешествие по материкам)
3.Работа по теме урока.
Знакомство с материками начнем с самого маленького. Ребята, посмотрите какой материк самый маленький? (Австралия) Речь учителя сопровождается презентацией.
У природы Австралии много особенностей, отличающих ее от других материков. Прежде всего – это животные и растения, которых больше нет нигде на земном шаре. Из 12 тысяч растений Австралии 9 тысяч растут только здесь.
Отметьте на карте Австралию. Прочитайте информацию об этом материке в учебнике.Какие животные обитают только здесь?
Первых европейцев, попавших на материк, поразил вид кенгуру. Потом изображение этого зверя попало на герб страны. На этом материке много сумчатых животных, которые вынашивают своих детенышей в сумке на животе.
Об утконосе, кенгуру и коале рассказывают ученики.
Выполните задание в рабочей тетради на стр.76
4.Физминутка
Следующий материк, на который мы отправимся –Америка. Речь учителя сопровождается презентацией.
Возникает вопрос – какая? Америка – часть света, расположенная в западном полушарии, между Атлантическим и Тихим океанами. Это два материка – Северная и Южная Америка, которые соединены очень узким Панамским перешейком. Покажите на карте Северную Америку, а теперь – Южную. Отметьте на карте Северную Америку. А теперь Южную Америку.
Прочитайте информацию об этом материке в учебнике. Попробуйте найти иллюстрации, которые соответствуют описанию Америки.
Как называются самые большие деревья на земле? (секвойи)
На каком языке говорят люди Южной Америки? ( испанский)
Самая северная часть Америки – остров Гренландия, самая южная – Огненная Земля. Оба эти острова покрыты ледниками.
Как и в Евразии, материк Северная Америка находится в Северном полушарии. Материк омывают воды трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического. В западной части Северной Америки тянутся горы Кордильеры. С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи.
В Северной Америке находится цепь Великих озер, соединенных друг с другом. Пять озер образуют пресноводное море. Между двумя озерами на реке Ниагаре находится Ниагарский водопад.
Природа Северной Америки разнообразна. Здесь есть ледники, тундра, густая тайга, степи, пустыни.
Познакомимся с одним из представителей животного мира этого материка – аллигатором.
Отвечает ученик, готовящий сообщение.
5.Зрительная гимнастика.
Прочитайте информацию о Южной Америке в учебнике. Что интересного вы узнали?
Южная Америка омывается с востока Атлантическим океаном, а с запада – Тихим. На этом материке протянулись самые длинные горы – Анды и течет самая полноводная река мира – Амазонка. В южной Америке на северной оконечности Анд находится самый большой в мире водопад Анхель. На севере Анд находится самое дождливое место в мире, а на юге – одна из наиболее засушливых пустынь мира – Атакама.
Южная Америка – родина картофеля, помидоров, шоколадного и каучукового дерева.
Этот материк населяют очень красивые и необычные животные :муравьед, Ара, колибри.
Об одном из них рассказывает следующий ученик.
Следующий материк, который мы посетим - Африка. Что вам уже известно об этом материке?
Вспомните каких животных Африки вы знаете.
Прочитайте об Африке в учебнике на стр.122. Проверьте всех ли животных вы назвали.
Где в Африке можно увидеть снег? ( на вершинах гор)
Африка – самый знойный континент Земли. Речь учителя сопровождается презентацией.
Ее берега омывают Атлантический и Индийский океаны. Круглый год там жарко, никогда не бывает морозов, и местные жители никогда не видели снега. Большую часть материка занимают горы и пустыни. Здесь находится одна из самых красивых гор мира – Килиманджаро, вершину которой украшают ледники. Она находится недалеко от крупнейшего озера Африки – Виктории. Самая крупная река Африки – Нил. Самая большая пустыня Африки и всего мира – Сахара. Рядом с экватором большое пространство занято лесами, которые круглый год зеленые. Чем дальше от экватора, тем суше климат. Здесь располагаются степи – саванны.
Отметьте Африку на карте.
О некоторых из них нам расскажут следующие ученики. (Носорог, бегемот).
После жарких Африки и Австралии мы отправляемся на самый холодный материк – Антарктиду. Речь учителя сопровождается презентацией.
Что вы уже знаете о погоде, природе и животном мире этого материка? О кашалоте рассказывает ученик.
На многие сотни километров в Антарктиде простираются снежные равнины, прерываемые иногда хребтами гор. Антарктида – единственная часть света, где запрещены любые военные действия. Весь материк отдан в распоряжение ученых из разных стран мира. На материке постоянно находится около 700 человек.
Посмотрите на задание № 4. Среди описаний материков найдите описание Африки.
Ребята, какой материк самый большой?– Евразия. Откройте учебник и прочитайте информацию об этом материке. (Дети самостоятельно изучают новый материал, после прочтения учитель спрашивает учеников что они узнали о Евразии)
Учитель сообщает дополнительную информацию. Речь учителя сопровождается презентацией.
Евразия соединяет две части света- Европу и Азию. Слово «Евразия» происходит от древнегреческого «Эреб» - запад и ассирийского слова «Асу» - восток. Граница между этими частями света условно проходит по хребту Уральских гор, далее по реке урал и затем по хребту Кавказских гор. Берега омывают воды всех четырех океанов. Россия имеет самую большую среди всех государств территорию, занимает более трети территории Евразии и располагается в Европе и Азии.
Рассмотрите карту. Какой цвет преобладает на территории Евразии?
Горы есть и в Европе (Альпы) и в Азии (Гималаи, Тибет, Тянь-Шань). В гималайских горах находится самая высокая вершина мира – гора Эверест с высотой 8848 метров. Высочайшие горы земного шара покрыты ледниками.
Много на территории материка равнин и низменностей. В Европе- Русская равнина, В Азии- Западно-Сибирская низменность и Восточно-Европейская равнина.
Евразия богата реками и озерами. В Европе протекают Волга, Днепр, Днестр, Эльба, Рейн, Рона. В Азии – Сырдарья, Амурдарья, Инд, Брахмапутра, Хуанхэ, Меконг, Лбь, Амур, лена.В Евразии много озер. Самые значительные озера на территории Европы – Онежское, Ладожское, Псковско-Чудское, Белое, Женевское, Боденское. В Азии находится самое глубокое озеро мира – Байкал. Глубина этого озера достигает 1620 метров.
На этом материке есть все виды природных богатств, которые существуют на Земле. Основная часть населения Земли живет в Евразии.
Так как территория материка огромна, то здесь можно увидеть разнообразные растения и животных. Какие растения и каких животных крайнего севера вы знаете? Как изменяется природа с продвижением к югу?
Территорию Евразии населяет огромное количество народов. В Сибири живут чукчи и нанайцы, которые даже летом ходят в меховых одеждах. А на юге, в Индии, люди круглый год ходят в легких одеждах.
6.Закрепление
Домашнее задание. Представьте, что вы путешественники. И хотите провести экскурсию по России. Дома придумайте рассказ о самых красивых местах нашей Родины, о ее обитателях.
А теперь давай те проверим, что вы запомнили о материках.
Перед вами иллюстрации. Соедините их с названиями материков.
7.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Наше путешествие подошло к концу. Что нового вы узнали о материках? Какой материк самый большой? Какой – самый маленький? Какой – самый холодный. Приведите примеры животных, обитающих на каждом материке. Для этого вспомните рассказы докладчиков и рассмотрите фотографии в учебнике на стр.118-125.