Урок по окружающему миру на тему: Путешествие по материкам ( 2 класс)


Тема урока: Путешествие по материкам
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «части света».
Тип урока: урок введения новых знаний.
Задачи:
Образовательные задачи:
- помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «части света»;
- научить узнавать и показывать на карте все материки.
Развивающие задачи:
- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;
- развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, толковым словарем русского языка;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);
- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Ход урока:
I Организационный момент
а) Психологический и эмоциональный настрой
С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал,
Как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог,
Итак ! Мы начинаем наш урок.
На уроке нас ждут новые открытия, какими они будут большими или маленькими , интересными или не очень, завис от вас. Но каждого они будут свои .Все в ваших руках. Я желаем всем успехов и удачи .
Мы сегодня отправимся с вами в кругосветное путешествие.
-Как понимаете слово «кругосветное»?
- Это значит вокруг планеты Земля.
- Первым кто совершил такое путешествие был Фернан Магеллан- португальский и испанский мореплаватель. Он командовал экспедицией совершившей 1-ое кругосветное путешествие в 16 веке.
- В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему?
( Глобус - уменьшенная модель Земли. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости. В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов.
В то же время глобус имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно.)- Это карта. Слайд
б) АОЗ
- Сравнение слов на доске:
Африка, Антарктида, Австралия, Атлантический, Северный Ледовитый, Южная Америка, Индийский, Гренландия
- На какие две группы можно разделить эти слова?
-Я хочу разделить слова на две группы: материки и океаны.
- Кто скажет , что мы называем материками; океанами. Какой синонимом к слову материк вы можете подобрать?
( континент)
- Назовите материки , назовите океаны. Что вы заметили?
- А я заметила, что здесь не хватает одного океана-Южного
-А разве есть такой океан? Где он находится?
- Да есть.
( 10 лет назад Международная гидрографическая организация выделила из южных вод Тихого, Атлантического и Индийского океанов –Южный.)
- Я считаю, что нет такого материка Гренландия-это слово лишнее. Но надо добавить Северную Америку и Евразию.
( Гренландия - самый крупный материк на Земле, омывается Атлантическим и Северный Ледовитый океаном. Принадлежит Дании)-Молодцы, вы очень внимательны!
в) Объявление темы урока.
- Я думаю, вы догадались о теме сегодняшнего урока.
- Мне кажется , мы будем путешествовать по материкам и океанам.
- Верно. Тема урока: Географическая карта. Путешествие по материкам . Слайд.
III. Подготовительная работа.
а) Проблемный вопрос.
- Ребята, а как вы думаете, одинаков ли растительный и животный мир на разных материках?
-Нет, разный
- Почему у нас не везде жарко?
- Это связано с количеством получаемого солнечного тепла и количеством выпадаемых осадков.
( В районе экватора больше солнечного тепла, чем на юге и севере планеты, т.к. лучи там скользят по поверхности Земли и не прогревают её.)
- Этот фактор влияет на особенности животного и растительного мира каждого материка. Но об этом этом мы поговорим на следующем уроке и узнаем, какие тепловые пояса есть на Земле. А сегодня мы узнаем об особенностях каждого континента.
IV. ФизминуткаV. Работа по теме урока
Корабли по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Лучших первооткрывателей.
а) Работа по карте.
- Сколько всего материков?
Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них.
- Какой материк самый большой? ( Евразия) Слайд.
- Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки
- Об этом материке нам расскажут……
1) Евразия – самый большой материк. Он так велик, что его делят на две части света – Европу и Азию. Омывается четырьмя океанами: на юге  - Индийским, на севере  - Северным Ледовитым, на западе  - Атлантическим, на востоке - Тихим. Именно в Евразии находится наша Родина - Россия.
На территории Европы размещается более 40 стран, народы которых говорят на десятках языках.
Крупнейший остров Европы – Великобритания.
Крупнейшее озеро Европы – Ладожское.
Самая длинная река – Волга.
Азия — самая большая часть света. Она в четыре раза больше Европы. Вместе с ней она образует материк Евразию.
На её территории расположено 54 государства.
Здесь находятся самые высокие горы на Земле - Гималаи и величайшая вершина – (Джомолунгма) Эверест- 8848 м. Озеро Байкал – самое глубокое озеро планеты Земля. Каспийское море — крупнейшее озеро мира. И Китай - крупнейшее по численности населения государство мира.
2) - Какой материк самый маленький?
- Вы в Австралии бывали? Вы Австралию видали? Неужели никогда вы не ездили туда?
Австралия – самый сухой материк Земли. Материк редкостей. Но нам об этом континенте расскажет….
Австралия – самый маленький материк земли. Название Австралия – означает «Южная земля»
На нём размещается только одно государство
– Австралия. Австралия — самая жаркая часть
всей суши Южного полушария
Только здесь обитают кенгуру, коалы и другие сумчатые животные. Они носят своих детёнышей в сумках на животе.
3) - А самый жаркий материк? ( Африка) Слайд
- Говоря об Африке, мы сразу вспоминаем об африканских слонах, о царе зверей-льве, о самом длинношеем животном- жирафе. А что нам расскажет об этом континенте …………………………….
Африка – это второй по величине материк после Евразии, самый знойный континент Земли. Круглый год там жарко, никогда не бывает морозов, и местные жители никогда не видели снега. Здесь находится одна из самых красивых гор мира – Килиманджаро, вершину которой украшают ледники. Самая крупная река Африки – Нил. И самая большая пустыня Африки и всего мира – Сахара. Египетские пирамиды - представляют собой огромные каменные сооружения, которые использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.
4) - А самый холодный материк? ( Антарктида) Слайд.
Антарктида- край вечных льдов. Самый высокий континент. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Что же нам расскажет…..
Антарктида – это континент, который находится на самом юге Земли. Самый холодный материк. Средняя температура зимних месяцев от -60 до -70 градусов, летних от -30 до -50.
Распространённые обитатели Антарктиды – это пингвины, морские слоны, морские львы, морские леопарды, тюлени.
Суровый климат Антарктиды препятствует её заселению . Материк не принадлежит ни одному государству. Здесь разрешена только научная деятельность и на её территории расположены научные станции, на которых, в зависимости от сезона, живёт от 4000 человек.
5 ) - Какие ещё остались материки? ( Северная и Южная Америка) Слайд
Северная Америка находится на севере Западного полушария Южная Америка на Западном и Южном полушариях . Соединяются Панамским перешейком п которому проходит Панамский канал.
- О них нам расскажут ………
Северная Америка – материк, большую часть которого занимают две страны – Соединённые Штаты Америки (США) и Канада
На материке очень много достопримечательностей – как природных, так и созданных человеком:
Одни из самых удивительных деревьев нашей планеты — секвойи. Эти величественные гиганты тысячелетиями растут ввысь и вширь. Их высота может достигать более 110 метров. Большой Каньон – это разнообразие скал и пещер, выработан рекой Колорадо в толще известняков,
песчаников и сланцев. Его длина составляет 446 км, глубина — до 1600 м.
Гора Рашмор - в ней высечен гигантский
барельеф с портретами четырёх президентов США.
Здесь мы можем увидеть самые высокие в мире дома - небоскрёбы и Диснейленд — парк развлечений в котором был бы воссоздан мир мультфильмов и сказок Уолта Диснея, где интересно всем: и взрослым, и детям.
6) Южная Америка
Это четвёртый по занимаемой площади материк
планеты. Он богат влажными тропическими лесами с яркими птицами, обезьянами и другими удивительными животными. Это самый дождливый материк.Здесь протекает самая самая длинная и полноводная река мира Амазонка . Её длина – 7100 км и самый высокий в мире водопад Анхель , общая высота которого 979 метров.
Спасибо всем ребятам за их выступлени.
VI Первичное закрепление нового материала
а) Работа в группах.
Практическая работа
а) На доске висит нарисованная карта полушарий, но на ней нет материков. Поэтому предлагаю сделать маленький проект «Составление своей карты». Но прежде давайте повторим правила работы в группе.
Правила работы в группе:
- перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;
- не говорить всем сразу;
- учиться разговаривать вполголоса;
- не спорить зря, а доказывать, объяснять.
б) ЗАДАНИЕ
- Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию.
Собранные материки помещаются на карту полушарий.
Выполнение работы.
в) - Молодцы, все справились! Ребята, а какое умение отрабатывалось при выполнении этого задания? (Умение работать в парах)
VII .Итог работы. Рефлексия.
Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить?
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки?
Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Теперь вы убедились, что все в ваших руках.
VIII . Домашнее задание.
Выполнить задание в рабочей тетради.