Конспект урока ИЗО. Тема «Зимние фантазии»


МБОУ «СШ № 31»
Конспект урока ИЗО
Тема «Зимние фантазии»
Работу выполнила:
Белякова Светлана Борисовна
учитель начальных классов
Иваново 2015
Зимние фантазии.Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.
Класс – 4.
Вид изобразительной деятельности: Рисование по наблюдению заснеженных предметов. Зарисовки деревьев, людей, домов. Рисование по наблюдению, по памяти. 
Цели и задачи.
Углубят представление о пейзаже как о жанре изобразительного искусства.
Закрепят навыки быстрого изображения людей в движении и элементов зимней природы с помощью мягких материалов.
Научатся выявлять особые приметы зимней природы в разные периоды, понимать ее символическое значение в природе, жизни и искусстве, проводить эксперименты с красками, использовать в своей работе наброски собственных впечатлений и наблюдений зимней природы.
Создавать условия для наблюдения и эмоционально-эстетического восприятия детьми зимней природы и произведений живописцев, графиков, а также рисунков сверстников на зимнюю тему.
Содействовать выявлению учащимися особых примет зимней природы в разные периоды, добиться понимания ее символического значения в природе, жизни и искусстве.
Создавать условия для активного экспериментирования с красками, использования детьми в набросках собственных впечатлений и наблюдений зимней природы.
Закреплять у четвероклассников навыки быстрого изображения людей в движении и элементов зимней природы с помощью мягких материалов
Задачи урока: (воспитательные, образовательные, развивающие).
Воспитательные:
формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.
Образовательные:
активизировать интерес к искусству и природе;
формировать умение самостоятельно находить решение творческих
задач, отвечающих выбранной технике;
расширить представления учащихся о зиме;
учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.
Развивающие:
развивать память, внимание, кругозор учащихся;
развивать пространственное мышление;
развивать творческое и художественное мышление, фантазию;
Развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;
развивать умение оценивать свою деятельность и работу товарища
по классическим критериям.
УУД.
Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.
Познавательные:общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках зимней поры; составление описания зимних пейзажей; приведение примеров изображения зимы в поэзии, живописи и графике; формулирование ответов на вопросы учителя; использование образной речи при описании зимних пейзажей; логические– умение формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразительные возможности цвета).
Коммуникативные:уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте зимних пейзажей, своем отношении к произведениям живописи; выразительно читать стихотворения о зиме.
Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие зимней природы и произведений живописцев, графиков, а также рисунков сверстников на зимнюю тему; эстетически восприимчивы к явлениям зимней природы, к произведениям искусства (поэзии, живописи, графики, народного искусства) и красоте окружающего мира.
Тип урока: Урок формирования предметных умений и навыков.
Форма : фронтальная, индивидуальная.
Методы:
а) на усвоение знаний:
простота и доступность изложения материала;
включение диалога «учитель – ученик»;
б) на прочность знаний:
применение ИКТ;
применение наглядных пособий;
в) на повышение интереса к предмету:
использование нетрадиционных форм урока;
игровые ситуации;
музыкальное и литературное сопровождение.
Оборудование:
Для учителя:
медиапроектор;
плакаты-иллюстрации.
Для детей:
альбомный лист А4;
акварель, кисти;
палитра;
вода, тряпочка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Подготовились к уроку,
Мальчики, девчушки??
Глазки зоркие откройте,
Навострите ушки!!!
2. Активизация и постановка познавательной задачи.
Хорощо, молодцы. Все готовы. А говорить мы сегодня будем о русской природе. Чтобы отгадать тему нашего урока вам ребята нужно отгадать загадку.
Презентация. Слайд 2
На дворе белым-бело,
Будто пухом намело,
Встали ребятишки на коньки и лыжи.
И веселый хоровод
Запускает Новый год.
Вот она пришла, кума --
Раскрасавица ?….
Ответ детей: Зима.
Учитель: Да! Говорить будем о природе, а, точнее – о зиме.Тема нашего урока «Зима», «Зимние фантазии».
3. Основной этап работы.
В народе считают, что зима началась, когда установится прочный санный путь, станут реки и затрещат настоящие заправские морозы. В народе говорят:Зима стала, когда реки стали и снег выпал.Зимы нет, когда санный путь не установится. Долгую, суровую, холодную зиму народ отмечает словами: «Зимушка строгая - либо долгая», а зиму мягкую, переменную, с частыми оттепелями называют: «зимушка хилая», «зима сиротская», «ничтожная».
Как вы думаете, почему зиму называют сиротская, ничтожная? (Ответы детей)
Да потому что говорят в народе …. Презентация. Слайд 3 .
Снега надует - хлеба прибудет.Снег поля улучшает.
Декабрь снежный и холодным обещает обильную жатву. Пройдет декабрь с пасмурнымнебом - жди урожая, а с ясным - голодного года.
- Ребята, а что вы можете сказать о зиме?
Ответы учеников (холодная, вьюжная, пушистая, снежная…)
Учитель:Действительно, зима у нас разная: она - то студеная, то с оттепелью, то с метелями, то с капелью, то снежная да с солнцем. И вечер разный: то хмурый, пасмурный, то освещенный последним солнечным лучом, то вьюжный с переливающимися разными цветами снежинками.
Великие поэты, музыканты и художники посвящали свои творения зиме.
Давайте послушаем, как говорят поэты о зиме.
Дети читают стихи:С.Есенин «Белая береза»
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
А. С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»
Смотрят клип «Тютчев «Чародейкою зимою…»» Приложение.
- Ребята, посмотрите, как разные поэты отзываются о зиме. Какие строки вам наиболее запомнились?
Образ зимы, как и любого другого времени года, в художественном творчестве один из вечных, любимых, хотя и противоречивых. И хотя в народе ее называют суровой, злющей, мачехой, в то же время ее часто величают чародейкой, царицей, красавицей.Зима в стихах русских поэтов задумчива и манит великолепием, словно, сама королева зимнего царства и повелительница метелей и вьюг, оковывает и манит своей красотой и величеством. Природа затаилась и спит, спрятавшись под белоснежное покрывало, в то время, как зима освободила силы ветров и морозов, заковавшие весь природный мир в ледяные оковы, словно, строки зимних стихов, околдованные красотой и очарованием русской поэзии. Зима – волшебница, она очаровывает каждого, кто подвластен ее чарам. Презентация. Слайд 4.
Ф.Тютчев пишет: «Чародейкою – зимою околдован лес стоит…»,
С.Есенин вторит «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…». А еще С.Есенин написал красивое и нежное стихотворение о березе».
А. С. Пушкин«Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл — и вот сама. Идет волшебница зима», «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит...», «Мороз и солнце день чудесный…»
Художник И.Э.Грабарь в своей картине «Февральская лазурь» как будто проиллюстрировал впечатления и восхищение русской березой С.Есенина. Давайте полюбуемся картиной И.Э Грабаря. Презентация. Слайд 5.
Так сложилось в народном представлении, что каждое время года — это своего рода символ, образ его одухотворен и наделен человеческими чертами и бесконечно многообразной цветовой характеристикой. Свидетельством тому являются живописные полотна художников.
Давайте посмотрим на зимние фантазии зоркими глазами художника.
Обратите внимание, ребята, на цветовую палитру пейзажей.Презентация. Слайд 6 – 8.
Перед вами картины: А.А.Пластова «Первый снег» и И.Э.Грабаря «Мартовское снег». Художники изображают то, что они видят.
- Какого же цвета снег?
- А запахи увидеть можно?
-Что вы чувствуете, наблюдая за зимними фантазиями художников.
На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть цветом. Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло-коричневой степи. И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. Уж очень ей нравится падающий снег. А вот на картине ворона. Как вы думаете, зачем ее написал художник?
Ответ детей…
- Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу – словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.
Вторая зимняя картина: И.Э. Грабаря «Мартовский снег».
Учитель: Почему, как вы думаете, художник назвал картину «Мартовский снег», а не «Шла девочка за водой», как в русской народной песне?
Ответ детей.
- Правильно! Главный – он, снег. Снег уходящей зимы.Он ещё по-зимнему пышен, но недолго ему осталось лежать на земле, уже светит весеннее яркое, теплое солнце.Чем ближе к весне, тем ярче солнце и ярче тени. Вот синие, а вот голубые тени – их отбросили на снег деревья.Художник написал снег мелкими дробными - мазками. Мазки сливаются в наших глазах в единое целое, они колеблются, дрожат, переливаются.
Учитель: Что изображено на этой картине?
Ответ детей.
Художник Б.М. Кустодиев приглашает нас на парадное гуляние, на масляничной неделе. В честь весеннего праздника пекли блины, как солнце, золотистые и круглые.
Учитель: Какое настроение несёт картина?
Ответ детей...
Учитель: Какие краски применял художник?
Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!
А теперь послушайте, как видит зимнее утро П. И. Чайковский. Внимательно рассмотрите зимние пейзажи, слушая музыку П.И.Чайковского. Это очень поможет вам глубже понять и почувствовать русскую зиму! Ответьте на вопросы.Презентация. Слайд 9 -16.
Физкультминутка
Кружатся снежинки
Вихрем серебристым
Сядем, сжав пружинки,
Распрямимся быстро!
Пухом серебристым
Кружит снег в раздолье!
Кружат фигуристы на ледовом поле!
4. Практическая часть урока.
Работа с тетрадью.
- Ребята присмотритесь к зимнему колориту в картинах вернисажа и попробуйте самим подобрать варианты палитры для вашего зимнегопейзажа (Т., с. 46). Поэкспериментируйте в подборе цвета.
При этом уже сейчас четвероклассники должны иметь в виду колорит будущей картины, которую им предстоит нарисовать на следующем уроке.
Первый этап работы над рисунком – это создание наброска будущей вашей работы. Потренируйтесь в создании набросков (Т., с. 45) с изображениями детей, взрослых, выполненные в один цвет и без предварительного рисунка.
Желательно, чтобы собственные наброски учащихся приближались к тем изображениям действующих лиц, деревьев, архитектуры, которые войдут в творческую композицию.
Практическая часть работы. План работы. (Этапы работы)
Красота русской природы не оставила кого-либо равнодушным. Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж, да и какими цветами будете работать, вы уже определились. Работать будем на альбомном листе в технике «по-сырому». Мы уже пользовались этой техникой, давайте вспомним ее:
Выбираем и намечаем композицию. Создавайте набросок как можно тонкими линиями, чем толще будут штрихи наброска – тем трудней стереть в последствии. Легкими линиями намечаем основные элементы композиции на заднем, среднем и переднем планах. Внимание сконцентрировано на объектах среднего плана — с них и начинаем детальную прорисовку.
Альбомный лист смачивается водой. Наносится фон - небо, облака, земля (снег). Так как живопись целесообразно начинать сверху, то начинаем работу с неба. Закрашиваем небо акварельными красками с большим количеством добавления воды,когда чуть подсохнет, выполняем основные детали нашего рисунка.
Начинаем раскрашивать елочки, деревья, оставляя места для рисования снега (места, где снег на ветках). Снег на елках со стороны, освещенной солнцем, рисуем белой краской, с противоположной стороны – голубой. Рисуем тень, дорожку.Заканчиваем работу прорисовкой деталей тоненькой кисточкой. Далее наносятся блики и тени.
Учитель демонстрирует работу «по-сырому» намольберте.
Выполнение быстрых набросков зимних деревьев, детей и взрослых по памяти и наблюдению. Обсуждение галереи набросков, выявление наиболееудачных и выразительных.
В помощь детям на доске плакат.

Я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер:
И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисуем такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести.
Учитель индивидуально помогает советами детям в творческой работе.
5. Выставка детских работ
Детские работы вывешивается на доске. Радуемся удачным работам. Можно сделать замечания по ошибкам (но только в форме советов).
6.Рефлексия. Презентация. Слайд 17.
Какие художники пейзажисты вам запомнились?
Какого цвета снег?
Какие ассоциации вызывает русская зимушка- зима?
Какая из картин затронула больше всего, разбудила в вас особенные чувства?
Что вы ощущаете, глядя на пейзажи родной земли?
Понравился ли вам урок и почему?
7.Заключение.
Давайте вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня написали. Я думаю, что за такую дружную, плодотворную, замечательную работу похвалить можно всех ребят. Всем большое спасибо.
Убираем за собой рабочее место.
Список использованной литературы:
«Первые шаги в мире искусства» Н.А. Горяева. Москва. «Просвещение» 1991год
Программы  «Искусство (ИЗО)» Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершовой, Н.Р.Макаровой, А.Н.Щировой, Просвещение, 2008
Учебник Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой «Изобразительное искусство» 4 класс, Просвещение, 2010г.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.П., Щирова А.Н.- Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс.
Энциклопедия школы развития личности Кирилла и Мефодия. «Учимся понимать живопись» ООО «Кирилл и Мефодий», М..2007г.