Элективный курс Трудные вопросы русского синтаксиса 9 класс

МКОУ «Бодеевская СОШ»


принято
на заседании методического
объединения учителей
гуманитарного цикла
Протокол №________
от «____»________________2016 г.

Руководитель МО________________

согласовано
Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
______________________________

«____»__________________2016 г.
утверждаю
Директор
________________________________
И. Н. Воронина

Приказ №_______
от «____»________________2016 г.









Рабочая программа
элективного курса
«Трудные вопросы русского синтаксиса»
для учащихся 9 класса
на 2016-2017 уч. год







Составил:

Учитель__русского языка и литературы___

________Волкова Ольга Владимировна_____





с. Бодеевка- 2016

Пояснительная записка
Программа элективного курса «Трудные вопросы русского синтаксиса» – новая модель современного школьного курса для учащихся 9 классов. Рассчитана на 17 часов. Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.
Программа включает в себя:
теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;
вопросы и задания занимательного характера.
Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
– при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);
– при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
– при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;
– при изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;
– при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;
– при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;
– при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;
– при изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.
Вся практическая работа элективного курса может проходить в форме КВН, клуба знатоков, «Брейн-ринга», игр «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и т. д.
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
– обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
– развитие интонационно выразительной речи;
– активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
– проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
– самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
– развитие логического и абстрактного мышления.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.
Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.
Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.
Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель создаст свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной – иллюстративный материал.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
– самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
– обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
– находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества);
– владеть навыками стилистической правки текста;
– самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;
– использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название
тем курса
Всего часов
Формы и методы обучения
Форма
контроля


Введение.
Вопросы синтаксиса.
1
Практическая работа. Составление предложений.
Устный опрос. Взаимопроверка.


Словосочетания
1
Сообщения учащихся.
Создание проектов по темам.
Индивидуальная работа.
«Брейн-ринг».
Готовимся к ОГЭ: Задание7.


Типы предложений. Общие сведения.
1
Сообщения учащихся.
Составление таблицы.

Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами


Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим
2
Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме
Изложение.
Игра «Умники и умницы»
Готовимся к ОГЭ: Задание 8.


Второстепенные члены предложения
2
Семинар. Работа в группах по заданной программе.
Письменный ответ на вопрос.
КВН.
Готовимся к ОГЭ: Задание 9.


Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений
2
Практикум. Сообщения уча-щихся с использованием специально подобранного материала
Дополни ответ товарища Игра «Свое предложение». Рассказ «Кто лучше?»


Однородные члены предложения.
2
Практикум. Беседа.
Наблюдение поэтического текста. Работа в группах
Игра «Будь внимателен!»


Обособление второстепенных членов предложения.
2
Практикум. Работа в группах.
Индивидуальная работа. Игра «Что? Где? Когда?», Готовимся к ОГЭ: Задание8,9.


Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения).
1
Беседа. Написание научной статьи.
Словарная работа.  Конструирование предложений. Готовимся к ОГЭ: Задание 11.



Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов
2
Сообщения учащихся.
Составление таблицы «Виды сложных предложений».
Рассказ на лингвистическую тему. Взаимопроверка и взаимоконтроль Готовимся к ОГЭ: Задание12.


Синонимия предложений разных видов.
1
Сообщения учащихся. Устный журнал
Рассказ на лингвистическую тему. Готовимся к ОГЭ: Задание 13,14.

Содержание программы
Введение.
Вопросы синтаксиса.-1ч.
Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.
Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.
К л ю ч е в ы е   с л о в а   и   в ы р а ж е н и я: варианты ответов в зависимости от логического ударения. Двусмысленность предложения. От интонации меняется смысл предложения.
Словосочетания.-1ч.
Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.Согласование.Управление. Примыкание.
Типы предложений. -1ч.
Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.
Подлежащее и сказуемое. -2ч.
Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения. -2ч.
Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения). Второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению.
Односоставные предложения. -2ч.
Типы односоставных предложений. Назывное предложение. Определенно-личное предложение. Неопределенно-личное предложение. Безличное предложение. Синонимия односоставных предложений.
Однородные члены предложения. -2ч.
Ряды однородных членов в предложении.Трудные случаи расстановки знаков препинания при однородных членах.
Обособление второстепенных членов предложения. -2ч.
Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
Слова, не являющиеся членами предложения. -1ч.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.
Виды сложных предложений. -2ч.
Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций.
Синонимия предложений разных видов.-1ч.
Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.

Литература
Д л я   у ч и т е л я:
1.Водолазьская С.В. Предметная неделя русского языка в школе: конкурсы, викторины, олимпиады.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
2. Дейкина, А. Д., Пахнова, Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.
3. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
4.Русский язык: учебно-метод. Пособие для учителя по подготовке к ГИА-2012. 9 класс/ сост. Г.Ф.Свиридова. – Воронеж: АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», 2012.
Д л я   у ч а щ и х с я:
1. Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.
2. Егораева Г. ОГЭ 2016. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. - М.:Экзамен,2016.
3. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984.

eђ Заголовок 115