Трудные вопросы внешней политики России 9 — 19 век. Элективный курс

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
Протокол заседания МО №__ ___________( ) «Гимназия № 1»
«____»__________2014г «______»____________2014 _______ (А.А. Храпко)
Руководитель МО учителей Приказ № ___
общественных наук от «___»_______ 2014
______________(И.Б. Гуманова)











Программа элективного курса
«Трудные вопросы внешней политики России 9 – 19 вв.»
10 класс




Разработала учитель истории и обществознания
И.Б. Гуманова














Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Находкинского городского округа
2014 год
Пояснительная записка
Историческое образование выполняет особо важную функцию системе патриотического воспитания. Знакомство с героическими страницами исторического прошлого способствует формированию у школьников чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены и его познавательными, и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Программа данного элективного курса «Трудные вопросы внешней политики России 9 – 19 вв.» предназначена для учащихся 10 класса гимназии. Данный курс охватывает внешне-политические аспекты России с 9 по 19 век. Курс рассчитан на 34 часа, разработан на основе справочно-энциклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по истории России
Программа курса составлена с учетом следующего:
1.Данный период российской истории является очень сложным, содержит очень много фактического материала.
2. Необходимость более детального изучения России с древнейших времен до конца XIX века.
3. При изучении истории России на базовом уровне возникает необходимость более глубоко и детально рассмотреть вопросы внешней политики данного исторического периода
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о внешней политике России. Введение данного курса обусловлено тем, что создается система профильного обучения, а также тем, что в существующей учебной программе вопросам внешней политике не уделяется достаточного внимания.
Актуальность предлагаемого элективного курса возрастает в связи с развитием процесса интеграции современной России с мировым сообществом. Огромную важность в образовании личности приобретают вопросы участия России в международных отношениях; приоритеты внешней политики; формирование территорий на протяжении тысячелетия, взаимоотношения русского государства с соседями.
Отличительными чертами данной программы является практическая направленность, вертикальное рассмотрение одного из аспектов исторического процесса. Особый акцент в программе сделан на знакомство с историческими картами и документами, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Цель элективного курса – расширить и углубить знания учащихся о внешней политике России середины IX - ХIХ вв., для целостного представления исторического процесса, содействие формированию исторического мировоззрения.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является содействие формированию исторического мировоззрения, целостного представления одного из аспектов отечественной истории – внешней политики.
Задачи:
Формировать систему знаний основных направлений  и событий внешней политики Руси и России IX - ХIХ вв.,
Формировать систему знаний основных направлений  и событий внешней политики России 18 – 19 вв.
Раскрыть сущности военно-исторических явлений, их причинно-следственных связей;
Освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории вооруженных сил, об истории становления и развития русской (российской) армии, военных реформах, войнах, битвах, сражениях, деятельности полководцев и военачальников, роли России как активного участника всемирной истории, героического прошлого, примеров беззаветного служения Отечеству, поддержание традиций народа и армии;
развивать у старшеклассников умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним, работать с историческими картами;
развитие у учащихся исторического мышления;
овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
формирование ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных;
воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своего и других народов, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности.
Совершенствовать умения исторического анализа, работы с исторической картой и историческими источниками.
Углубить понимание взаимодействия внутренней и внешней политики, происходившего в мировом сообществе.
способствовать духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим и героическим страницам истории нашей страны.
Программа предусматривает проведение установочных лекций, практических занятий, семинаров. При организации обучения активно используются такие педагогические технологии как проблемное обучение, модульное обучение, проектные и информационные технологии. Особое место отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами


В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные темы

1
Внешняя политика Киевской Руси 9- 13 вв
6 часов

2
Внешняя политика Московско Руси ( вторая половина 13 – вторя половина 15 в
4 часа

3
Внешняя политика России во второй половине 15 – 16 вв
3 часа

4
Внешняя политика в 17 в
5 часов

5
Внешняя политика в 18 в
4 часа

6
Внешняя политика в 19 в
8 часов

7
Уроки практикумы и обобщения
4 часа










Календарно-тематический план
Наименование разделов
всего
Формы работы
Сроки

1 Вводный урок. Становление русского военного искусство
1
Беседа


Раздел 1. Киевская Русь IХ–ХIII вв.
5



2 Русь и кочевники  
1
Лекция


3 -4 Русь и Византия: пути интеграции
2
Групповая работа


5 Русь и монголо-татарское нашествие. Историография вопроса
1
Исследование, индивидуальное сообщение


6 Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды
1



7 Обобщение материала. Урок - практикум
1



Раздел 2. Московская Русь (вторая половина XIII– вторая половина XV вв.)
4



8 Факторы влияния монгольского управления на Русь в оценках русских историков
1
Семинар


9 – Борьба против ордынского ига.
2
Групповая работа, практикум


10 Д. Донской – победитель Золотой Орды. Мифы Куликовской битвы




11 Великая Литва или «альтернативная Русь»
1
Лекция, обсуждение и сравнение


Раздел 3. Россия во второй половине XV–XVI вв.
3



12 Внешняя политика во второй половине XV– первой трети XVI вв.
1
Лекция, дискуссия


13 – Внешняя политика в 30–50-х гг. XVI в. .
1
Групповая работа


14 Первая война России и Европы. Победы и поражения в Ливонской войне
1



Раздел 4. Россия в XVII в.
4



15 Роль внешнего фактора в национальном кризисе начала 17 в
1
Лекция, беседа


16 Русское военное искусство в Смутное время
1



17 Борьба за возвращение утерянных земель в Смутное время
1
лекция


18 Войны 50–60-х гг. XVII в.: проблемы воссоединения России И Украины в 17 в
1
практическое занятие


19 Россия 15 – 17 вв. Практическое занятие
1
Семинар


Раздел 5 Россия в XVIII в




20 Хроники Северной войны
1
Лекция


21 Внешняя политика во второй четверти XVIII в
1
Групповая работа


Внешняя политика во второй половине XVIII в. Расширение границ империи
1
Лекция Индивидуальные сообщения
практическое занятие


23 Восточный вопрос в зарубежной и Отечественной историографии
1



Раздел 6 Россия в XIX в.
8



24 Наполеоновские войны и изменения политической карты мира
1
Беседа


25 Война 1812 года в истории, литературе и музыке
1
Исследование


26 Россия и проблемы проливов 30 – 40 гг 19 в
1
Лекция. практическая часть


27 Обострение Восточного вопроса в 30 –е годы . Крымская война в истории, литературе, живописи
1
Исследование, дискуссия


28 Внешняя политика мировых держав 1856 – 1871 годах.

1
Групповая работа, практическая часть


29 Великий Восточный кризис 1875 - 1878 годах.
Русско – турецкая война 1877 - 1878
1
Лекция


30 Россия и Европа в 80 - начале 90 - х годов XIX века
Внешняя политика России в 80–90-е гг. XIX в.. Александр 3 – царь миротворец
1
Групповая работа,


31 Русско – турецкие войны 17 – 19 век в оценках историков и современников
1
практическое занятие


32 Военные реформы в истории России 9 – 19 вв
1
Семинар


33 - 34 Практикум решения дискуссионных заданий по теме «Внешняя политика России» 17 – 19 век
1
Практикум








Содержание программы
Раздел 1. Киевская Русь VIII–ХIII вв.
Взаимоотношения восточных славян с гуннами, готами, аварами. Русь и кочевники (хазары, печенеги, половцы). Борьба с Хазарским каганатом. Походы Игоря, Святослава, Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого.
Взаимодействие Руси и Византии. Походы Олега и Игоря на Константинополь. Визит в Византию княгини Ольги. Походы Святослава. Христианизация Руси от Византии. Владимир и Византия.
Отношения Руси с народами Западной и Восточной Европы. Династические браки. Тевтонский и Ливонский орден. Борьба с крестоносцами. Невская битва и Ледовое побоище.
Империя Чингисхана. Нашествие монголо-татар. Битва на р. Калка. Походы хана Батыя. Разорение Северо-восточной Руси. Установление иго.
Раздел 2. Московская Русь (вторая половина XIII– вторая половина XV вв.).
Взаимоотношение Золотой орды и Руси. Борьба с монголо-татарским игом. Политика московских князей по отношению к Орде.
Начало открытого противостояния. Битва на р. Воже. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша.
Образование Великого княжества Литовского. Отношения с Великим княжеством Литовским. Объединение земель вокруг Москвы. Способы расширение владений Московского княжества.
Раздел 3. Россия во второй половине XV–XVI вв.
Стояние на р. Угре. Свержение монгольского ига. Русско-литовские войны.
Восточное направление во внешней политики. Борьба с Казанским, и Астраханским ханствами. Ливонская война. Набеги крымского хана. Присоединение Сибири.
Раздел 4. Россия в XVII в.
Поход Лжедмитрия I. Польская и шведская интервенция в период Смуты. Народные ополчения. Минин и Пожарский.
Смоленская война. Воссоединение России и Украины. Б.Хмельницкий. Зборовский и Белоцерковский договор. Война с Речью Посполитой. Азовское сидение. Войны с Речью Посполитой и Швецией. Андрусовское перемирие.
Раздел 5 . Россия в XVIII в.
Азовские походы. Северная война. Прутские походы. Русско-турецкий «вечный мир». Персидский поход. Руско-английские и русско-французские отношения.
Русско-османские отношения. Осада Чигирина. Бахчисарайское перемирие. Русско-турецкие войны 1735–1739 гг. и 1768–1774 гг. Война со Швецией 1741–1743 гг.
Семилетняя война. «Северная система» Екатерины II. «Греческий проект». Раздел Речи Посполитой. Присоединение Крыма. Русско-турецкие войны 1768–1774 гг. и 1787–1791 гг. Отношение с Европой. Русско-шведская война 1788–1790 гг. Создание антифранцузской коалиции.

Раздел 6 Россия в XIX в.
Антифранцузские коалиции. Русско-иранская война. Русско-турецкая война 1806–1812 гг. Русско-шведская война 1808–1809 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813–1815 гг.
Русско-турецкая война 1828–1829 гг. Кавказская война. Крымская война.
Борьба за отмену условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Присоединение Средней Азии. Политика на Дальнем Востоке.
Новые международные союзы. Изменение внешнеполитического курса.
Итоговое повторение.

Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной
истории;
периодизацию основных внешнеполитических аспектов истории России отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем внешней политики России 9 – 19 вв
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки внешней политики России
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению внешней политике России исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.







Основная литература
Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории: Курс старшего возраста // Учебники дореволюционной России по истории. М., 1993
Тарле Е.В. Крымская война. Т.1 - 2. // Соч. - Т.8 - 9. - М.,1959
Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. Пособие для учащихся старших классов с углубленным изучением истории, гимназий и лицеев. М., 1996
Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1995
Дипломатический словарь / Под ред. А.А.Громыко, А.Г.Ковалева, П.П.Севостьянова, С.Л.Тихвинского, т.1 стр.7, М., «Наука», 1985

Дополнительная литература
Балканские народы и европейские правительства в XVIII - начале ХХ в. Документы и исследования. - М.,1982
Бартольд В.В. Турция, ислам и христианство. // Соч. - Т.4. - М.,1966.
Виноградов В.Н. «Святые места» и земные дела. (Англо - русские отношения накануне Крымской войны). // Новая и новейшая история. - 1983. - № 5, 6.
Виноградов В.Н. Николай I в «Крымской ловушке». // Новая и новейшая история. - 1992. - № 4.
Виноградов В.Н. Об исторических корнях «горячих точек» на Балканах. // Новая и новейшая история. - 1993. - № 4.
Виноградов В.Н. Русско - турецкая война 1877 - 1878 гг. и освобождение Болгарии. - М.,1978.
Виноградов К.Б. Мировая политика 60 - 80 - х годов XIX в.: События и люди. - Л.,1991.
Внешняя политика России XIX и начала ХХ века. Документы Российского министерства иностранных дел. - М.,1962. - Серия 1. - Т.4.
Восточный вопрос во внешней политике России (конец XVIII - нач.ХХ вв.). - М.,1978.






















13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 315