Курс по химии в 10 классе Электронное строение и механизмы реакций в органической химии


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №:9»
г. Бугульма РТ
Рабочая программа
курса по химии
Электронное строение и механизмы реакций в органической химии
для 10 класса
Пояснительная записка.
Курс разработан для учащихся 10-ых классов, 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Данный курс предусматривает углубленное изучение теоретических основ органической химии. В нём на более высоком уровне рассматриваются вопросы электронного строения органических соединений и механизмы химических реакций. Часто у учащихся возникает непонимание, как можно предсказать свойства вещества и его реакционную активность по его химическому строению. Следовательно, нарушается чёткое понимание взаимосвязи «строение ↔ свойства» и появляются затруднения в определении генетических взаимосвязей между веществами изучаемых классов.
Использование электронной теории освобождает учащихся от необходимости заучивания большого числа, на первый взгляд, не связанных между собой фактов, что в прошлом было характерно для органической химии. Новый подход не требует от учащихся запоминания нового материала, но помогает им несравненно лучше использовать уже известный материал.
Между тем понимание учащимися понятия «электронное строение», «механизм» реакций необходимо для успешной сдачи экзаменов и продолжения учебы в ВУЗах химического, биологического и медицинского направлений.
Последние полвека характеризуются огромным увеличением объёма знаний, касающихся органических реакций и в особенности важных деталей их механизма. Успехи в понимании механизма реакций обусловлены в основном использованием электронных теорий в органической химии, которые не только дали возможность систематизировать и объяснить большое количество уже известных фактов, но позволили также предсказать условия успешного проведения новых важных реакций.
Исходя из существования трёх основных классов реагентов – электрофилов, нуклеофилов и радикалов, будут рассматриваться основные особенности поведения каждого из этих реагентов в наиболее важных органических реакциях – замещения, присоединения, отщепления и в перегруппировках.
Во всех случаях примеры для данного курса выбирались с таким расчётом, чтобы наиболее существенные особенности процесса не были замаскированы второстепенными деталями и выявлялись в возможно более простой форме.
Этот курс направлен на расширение объёма фактического материала в области органической химии, на формирование понимания пути превращений органических соединений и главное, на обучение учащихся ориентироваться в новых для них ситуациях при решении незнакомых уравнений.
Содержание курса строится на дедуктивной основе, оно не привязано к конкретным классам органических соединений. Это позволит учащимся на основе знаний фундаментальных понятий, идей, закономерностей осознанно воспринимать фактологический материал органической химии.
Большое внимание уделяется изучению стереохимии различных реакций.
Эти сведения имеют мировоззренческое значение.
В методике проведения занятий следует обратить внимание на лекции и семинарские занятия после изучения каждой темы; при этом следует использовать различные наглядные пособия, в первую очередь модели (масштабные, шаростержневые).
Цели курса
углубить знания учащихся о электронном строении атомов и механизмах реакций в органической химии;
изучить типы связей в соединениях углерода, их разрыв и образование;
научить составлять уравнения реакций к генетическим цепочкам с зашифрованными формулами продуктов, ориентируясь на указанные реагенты или условия;
продолжить формирование навыков работы с тестами разных типов (типа А,В,С), чтобы добиться хорошей подготовленности к экзаменам;
создать условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Для успешной реализации данного курса необходимо, чтобы учащиеся владели хорошей зрительной памятью, были способны пространственно представлять структуру молекул и обладали навыками анализа и прогнозирования.
Формы и методы обучения
Курс по теме «Электронное строение и механизмы реакций в органических веществах» - это целевой функциональный узел знаний, в котором теоретический материал различных тем по органической химии объединён в единую целостную систему. Каждое занятие данной системы имеет целевой план действий, сформированный банк информации (печатный и электронный варианты) и подобранный запас заданий для достижения дидактических целей.
Данный курс можно рассматривать как программу обучения, предусматривающую систему лекций, семинаров и продуманные индивидуальные занятия дома.
Содержание учебного материала подобрано в соответствии с темой и дидактической целью. На каждом занятии выделяются важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности… Объём материала подобран оптимально, охватывает изучаемые в школьной программе классы веществ.
Основной формой обучения является лекция, построенная с учётом возрастных особенностей учащихся. Главная задача лекции – вызвать интерес к материалу, возбудить творческую мысль, а не свести всё к сообщению готовых научных истин, которые следует понять и запомнить. Данный курс по химии предусматривает также лекционно-семинарскую и практическую формы работы по темам, перечисленным в программе. Не менее важной является и проверка усвоения теоретических понятий. Для оперативного контроля усвоения учебного материала предусматривается опрос у доски и текущий письменный контроль – так называемые «летучки», или сигнальные проверочные работы. Уровень усвоения разделов курса будет устанавливаться с помощью итоговых контрольных работ, задания которых после проверки обсуждаются на семинаре.
Некоторые разделы тем будут изучаться учащимися самостоятельно по материалам (в электронном варианте) с последующим разбором на семинаре или докладом одного ученика перед всеми учащимися.
ученик должен знать/понимать
типы связей в соединениях углерода, их разрыв и образование;
о электронном строении и механизмах реакций в органической химии;
составлять уравнения реакций к генетическим цепочкам с зашифрованными формулами продуктов, ориентируясь на указанные реагенты или условия;
условия, необходимые для делокализации;
разрыв и образование связей;
стереохимические аспекты механизма реакций;
нуклеофильное замещение у насыщенного атомами углерода;
реакция электрофильного и нуклеофильного замещения в ароматических системах.
Уметь
называть типы реакций в органической химии;
определятьфакторы, влияющие на доступность электронов в связях и в отдельных атомах;
объяснять нуклеофильное замещение у насыщенного атомами углерода.
характеризовать стереохимические аспекты механизма реакций;
объяснять электрофильного и нуклеофильного замещения в ароматических системах;
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК ХИМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ (НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ИЗДАНИИ, КОМПЬЮТЕРНЫХ БАЗ ДАННЫХ, РЕСУРСОВ Интернета);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
оценки влияния влияние уже присутствующих заместителей:
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной, рефлексной.
Содержание курса
Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой (1ч)
Тема 1. Структура и реакционная способность( 12 ч.)
Связи в органических соединениях. Электронная теория химических связей Коселя – Льюиса.
Ковалентная связь: неполярная, полярная, координационная, семиполярная. Электронная теория ковалентной связи. Современные представления о ковалентной связи. Квантово-механическое описание ковалентной связи (σ -, π -)Формальные заряды. Ковалентность, координационное число. Увеличение ковалентности за счёт образования координационной связи по донорно-акцепторному механизму.
Атомные орбитали. Гибридизация.Теория гибридизации Л. Полинга. Правило Тернея. Метод молекулярных орбиталей. Связующая электронная орбиталь. Разрыхляющая молекулярная орбиталь.
Характеристика ковалентных связей. Семиполярная связь. Простые углерод-углеродные связи. Двойные углерод-углеродные связи. Тройные углерод-углеродные связи.
Сопряжение, бензол и ароматичность. Условия, необходимые для делокализации.
Тема2. Электронные эффекты в органических молекулах ( 10 ч.)
Изменения в строении органических молекул. Изменения в реакционной способности. Факторы, влияющие на доступность электронов в связях и в отдельных атомах.
Эффект поля и индуктивный эффект, определение. Виды. Влияние индуктивного эффекта на свойства органических соединений. Полярный эффект. Смещение электронной плотности под действием индуктивного эффекта. Характеристика индуктивного эффекта.
Мезомерный эффект, определение, виды. Сопряжённые системы. Эффекты сопряжения атомов элементов третьего периода. Влияние мезомерного эффекта на физические и химические свойства органических соединений. Эффекты, изменяющиеся во времени. Сверхсопряжение (гиперконъюгация). Эффект обратного сверхсопряжения. Теория резонанса. Концепция резонанса. Резонансные структуры.
Тема 3.Типы реакций и классификация реагентов (6ч.)
Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной связи. Основа классификации органических реакций. Классификация реакций. По механизму раскрытия связей и характеру действующего реагента: гетеролитические: нуклеофильные, электрофильные.
б)гомолитические: радикальные
в) молекулярные
По результату реакции делятся на реакции:
а) присоединения
б) замещения
в) отщепления (элиминирования)
Понятие о субстрате, реагенте. Классификация реагентов: радикальные, нуклеофильные, электрофильные реагенты.
Тема 4.КИНЕТИКА И ТЕРМОДИНАМИКА ОРГАНИЧЕСКИХ
РЕАКЦИЙ (8ч.)
Реакционнаяспособность.Количественнаямерареакционнойспособности.Кинетическоеуравнение, порядок реакции, молекулярность реакции. Мономолекулярные реакцииПонятие о лимитирующей стадии реакции.Энергия активации. Относительнаяреакционная способность соединений.
Тепловой эффект реакции. Энтальпия. Отрицательное и положительное значение энтальпии.Переходное состояние. Определение. Факторы, влияющие на структуру переходного состояния.
Катализ и скорость реакции.Влияние катализатора на изменение потенциальной энергии реагирующей системы.Термодинамический и кинетический контроль реакции. Энергетическая диаграмма. Примеры.
Тема 5. Нуклеофильное замещение у насыщенного атома углерода (11ч.)
Мономолекулярное нуклеофильное замещение.Механизм SN1.Реакции нуклеофильного замещения у насыщенного атома углерода у галогенопроизводных, спиртов и простых эфиров. Стадии мономолекулярного нуклеофильного замещения.Энергетический профиль реакции SN1-замещения.Бимолекулярное нуклеофильное замещение SN2. Энергетический профиль реакции SN2-замещения. Влияние строения углеводородного радикалапринуклеофильном замещении у насыщенного атома углерода.Влияние характера уходящей группы.Прочность связи уходящей группы.Уходящие группы. Влияние природы растворителя. Полярные растворители. Конкурентность реакций SN1 и SN2-замещения.Вопросы стереохимии.Примеры реакций нуклеофильного замещения
при насыщенном атоме углерода. Реакции нуклеофильного замещения алкилгалогенидов.Реакции нуклеофильного замещения спиртов. Реакции нуклеофильного замещения простых эфиров.
Тема 6. Реакция электрофильного и нуклеофильного замещения в ароматических системах (13 ч.)
Электрофильный реагент. Электрофильная атака бензола: π- и σ-комплексы. Нитрование. Нитрующая смесь веществ. Галогенирование и сульфирование. Алкилирование. Реакция Фриделя-Крафтца.
Электрофильное замещение в присутствии заместителей. Индуктивный эффект заместителей. Мезомерный эффект заместителей. Суммарный эффект. Ориентация замещения. Влияние условий проведения реакций. Соотношения орто- и параизомеров. Ориентанты первого рода. Электрофильное замещение в других ароматических системах.
Нуклеофильные реагенты. Нуклеофильное замещение в ароматических системах. Замещение атомов водорода. Замещение неводородных атомов: галогена, нитрогруппы, сульфогруппы, фенильных гидроксильных групп. Замещение галогена в неактивированном ядре. Эквимолекулярные смеси изомерных продуктов.
Тема 7. Присоединение по двойнымC = C,C = O
связям.Реакция отщепления (элиминации) (4ч.)
Присоединение по двойным C = C связям.Присоединение брома и раствора брома. Ориентация при присоединении галогеноводородов. Другие реакции присоединения: гидратация, присоединение карбониевых ионов, гидроксимировани , гидрирование.
Присоединение по двойнымC = O связям: гидратация, присоединение спиртов, присоединение – CN, HSO3 – и других агентов.Реакция отщепления. Условия.
Тема 8.Обобщение сведений обэлектронном строении и механизме реакций в органической химии(2ч.)
Решение проблемных задач, предсказание направления и механизма реакций, их стереохимии.Составление уравнения реакций к генетическим цепочкам с зашифрованными формулами продуктов, ориентируясь на указанные реагенты или условия. Установление структуры, гибридизации атомов, типов изомерии для соединений с определённой молекулярной формулой.
Учебно-тематическое планирование
№ Название темы Кол- во часов Тип урока Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды контроля измерители
Планируемые
результаты освоения
материала Дата
проведения
теория практика План Факт
1 Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. 1 Комбинированный Участие в беседе, привести примеры моделирования химических явлений, взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Работа с дополнительной литературой Знать методы исследования химических веществ и превращения
Уметь объяснять роль химического эксперимента впознаний природы. 02.09.2014 Тема 1. Структура и реакционная способность( 12 ч.)
1 Связи в органических соединениях. Электронная теория химических связей Коселя – Льюиса.
1 Комбинированный Индивидуальна работа. Определение химических связей в органических соединениях Текущий Работа с дополнительной литер Знать химические химические связи
Уметь объяснять электронную теорию химических связей Кселя – Льюиса. 02.09.2014 2 Ковалентная связь. Координационное число.
1 Комбинированный Участие в беседе, индивидуальная работа Текущий. Фронтальный опрос Знать виды ковалентной связи координационное число., Уметь определять виды ковалентной связи 09.09.2014 3 Свойства ковалентной связи, природа ковалентной связи. 1 Комбинированный Участие в беседе, индивидуальная работа Тренировочные упражнения Знать свойства ковалентной связи 09.09.2014 4-5 Атомные орбитали. Гибридизация. Теория гибридизации Л. Полинга. Правило Тернея.
1 1 Комбинированный Выполнение упражнений. Групповая работа. Тренировочные упражнения Уметь объяснять теорию гибридизации
Знать типы гибридизации, теорию гибридизации. 16.09.2014 6-7 Метод молекулярных орбиталей. Связующая электронная орбиталь. Разрыхляющая молекулярная орбиталь.
1 1 Комбинированный Объяснять единство и взаимосвязь органических и неорганических веществ Задания из авторского метод.пособия Уметь объяснять метод молекулярных орбиталейЗнать про связующие и разрыхляющие электронные орбитали. 23.09.2014 8 Связи в соединениях углерода: простые, двойные, тройные. 1 Комбинированный Семинар, индивидуальная работа. Работазадачниками по химии, тестами Знать сигма и пи – связей, механизм их образования
Уметь составлять схемы сигма и пи – связей различных молекул 30.09.2014 9 Составление схем сигма – и пи- связей различных молекул 1 Комбинированный Выполнение заданий разного уровня сложности Задания из авторского метод.пособия Знать сигма и пи – связей, механизм их образования
Уметь составлять схемы сигма и пи – связей различных молекул 30.09.2014 10 Связи в соединениях углерода: C-O и C-N, связи сопряжение, бензол и ароматичность 1 Комбинированный Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов Лабораторная работа . «Реакции, идущие с образованием газа, осадка и воды». Знать реакции ионного обменаУметь писать уравнения химических реакции с образованием газа, осадка и воды. 07.10.2014 11 Условия, необходимые для делокализации. 1 Урок получения новых знаний Выполнение заданий разного уровня сложности Работа с дополнительной литературой Знать условии, необходимые для делокализации 07.10.2014 12 Итоговое занятие. Выполнение упражнений по теме «Структура и реакционная способность»(Тест №1) 2 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании и упражнений Работа с ДМ, задачниками по химии, тестами Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений
14.10.2014 Тема2. Электронные эффекты в органических молекулах ( 10 ч.)
1 Изменения в строении органических молекул. Изменения в реакционной способности. 1 Комбинированный Привести примеры изменения в строении органических молекул Работа с дополнительной литер Знать изменения в строении органических молекул. Уметь объяснять эти изменения 14.10.2014 2 Факторы, влияющие на доступность электронов в связях и в отдельных атомах
1 Комбинированный Участие в беседе, работа со схемами Работа с дополнительной литературой Знать влияние факторов в связях
Уметьпоказывать это влияние на примерах 21.10.2014 3 Эффект поля и индуктивный эффект, определение. Виды. 1 Комбинированный Участие в беседе Задания из авторского метод.пособия Знать эффект поля и индуктивный эффект
Уметь определять их виды 21.10.2014 4 Влияние индуктивного эффекта на свойства органических соединений. Полярный эффект. 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании и упражнений Выполнение упражнений Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений
28.10.2014 5 Смещение электронной плотности под действием индуктивного эффекта. Характеристика индуктивного эффекта.
1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании и упражнений Выполнение упр. Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений
28.10.2014 6 Мезомерный эффект, определение, виды. 1 Урок получения новых знаний Участие в беседе, работа со схемами Работа с дополнительной литературой Знать мезомерный эффект и виды 11.11.2014 7 Сопряжённые системы. Эффекты сопряжения атомов элементов третьего периода. 1 Урок получения новых знаний Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Работа с дополнительной литературой Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании
11.11.2014 8
Влияние мезомерного эффекта на физические и химические свойства органических соединений. 1 Комбинированный Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании
18.11.2014 9 Эффекты, изменяющиеся во времени. Сверхсопряжение (гиперконъюгация).
1 Комбинированный Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр.
Уметь применять знания, умения и навыки при решении задач
18.11.2014 10 Итоговое занятие. Выполнение упражнений по теме «Электронные эффекты в органических молекулах»(Тест №2) 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. И тестовых задании Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании
25.11.2014 Тема 3.Типы реакций и классификация реагентов (6ч.)
1 Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной связи. 1 Комбинированный Участие в беседе, работа со схемами Выполнение упр. Знать гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной связи
Уметь применять при выполнении упр.
25.11.2014 2 Основа классификации органических реакций. Классификация реакций. 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении задании
02.12.2014 3-4 По механизму раскрытия связей и характеру действующего реагента: гетеролитические: нуклеофильные, электрофильные.
б)гомолитические: радикальные
в) молекулярные
1 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
02.12.2014
09.12.2014 5 По результату реакции делятся на реакции:
а) присоединения
б) замещения
в) отщепления (элиминирования)
1 Комбинированный Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочныхЗадания из авторского метод.пособия Знать классификацию реакции
Уметь применять при выполнении заданий 09.12.2014 6 Понятие о субстрате, реагенте. Классификация реагентов: радикальные, нуклеофильные, электрофильные реагенты.
1 Комбинированный Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
16.12.2014 Тема 4. КИНЕТИКА И ТЕРМОДИНАМИКА ОРГАНИЧЕСКИХРЕАКЦИЙ (8ч.)
1 Реакционная способность. Количественная мера реакционной способности 1 Комбинированный Участие в беседе, работа со схемами Работа с дополнительной литературой Знать количественную меру реакционной способности 16.12.2014 2 Кинетическое уравнение, порядок реакции, молекулярность реакции. Мономолекулярные реакции 1 Комбинированный Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Работа с дополнительной литературой Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
23.12.2014 3 Понятие о лимитирующей стадии реакции.Энергия активации.
1 Комбинированный Участие в беседе, работа со схемами Работа с дополнительной литературой Знатьо лимитирующей стадии реакции 23.12.2014 4 Тепловой эффект реакции. Энтальпия. Отрицательное и положительное значение энтальпии. 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании и решении задач Работа с дополнительной литературой Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
13.01.2015 5 Переходное состояние. Определение. Факторы, влияющие на структуру переходного состояния.
1 Комбинированный Участие в беседе, работа со схемами Работа с дополнительной литературой Знать факторы, влияющие на структуру переходного состояния 13.01.2015 6 Катализ и скорость реакции.Влияние катализатора на изменение потенциальной энергии реагирующей системы. 1 Комбинированный Участие в беседе, привести примеры моделирования влияния катализатора Работа с дополнительной литературой Знать катализ и скорость реакции 20.01.2015 7 Термодинамический и кинетический контроль реакции. Энергетическая диаграмма. Примеры.
1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании и решении задач Работа с дополнительной литературой Уметь применять знания, умения и навыки
20.012015 8 Итоговое занятие. Выполнение упражнений по теме «КИНЕТИКА И ТЕРМОДИНАМИКА ОРГАНИЧЕСКИХ
РЕАКЦИЙ»(Тест №3)
1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании и решении задач Выполнение упр. итестовых заданииУметь применять знания, умения и навыки при выполнении разного уровня задании
27.01.2015 Тема 5. Нуклеофильное замещение у насыщенного атома углерода (11ч.)
1 Мономолекулярное нуклеофильное замещение. Механизм SN1. 1 Комбинированный Участие в беседе, работа со схемами Работа с дополнительной литературой Знать мономолекулярное нуклеофильное замещение, механизм SN1. 27.01.2015 2 Реакции нуклеофильного замещения у насыщенного атома углерода у галогенопроизводных, спиртов и простых эфиров. 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Работа с дополнительной литературой и выполнение заданииУметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
03.02.2015 3 Стадии мономолекулярного нуклеофильного замещения. Энергетический профиль реакции SN1-замещения. 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании и Работа с дополнительной литературой Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
03.02.2015 4 Бимолекулярное нуклеофильное замещение SN2. Энергетический профиль реакции SN2-замещения. 1 Комбинированный Участие в беседе, работа со схемами Работа с дополнительной литературой Знать бимолекулярное нуклеофильное замещение
10.02.2015 5 Влияние строения углеводородного радикала при нуклеофильном замещении у насыщенного атома углерода. 1 Урок получения практических навы- ков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
10.02.2015 6 Влияние характера уходящей группы.Прочность связи уходящей группы.Уходящие группы. 1 Комбинированный Участие в беседе, работа со схемами Работа с дополнительной литературой Знатьвлияние характера уходящей группы,прочность связи 17.02.2015 7 Влияние природы растворителя. Полярные растворители. 1 Комбинированный Участие в беседе, работа со схемами Работа с дополнительной литературой Знать про полярные растворители 17.02.2015 8 Конкурентность реакций SN1 и SN2-замещения. Вопросы стереохимии. 1 Комбинированный Участие в беседе, работа со схемами Работа с дополнительной литературой 24.02.2015 9 Примеры реакций нуклеофильного замещения
при насыщенном атоме углерода. Реакции нуклеофильного замещения алкилгалогенидов. 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Задания из авторского метод.пособия Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
24.02.2015 10 Реакции нуклеофильного замещения спиртов. Реакции нуклеофильного замещения простых эфиров. Примеры
1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Задания из авторского метод.пособия Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
03.03.2015 11 Итоговое занятие. Выполнение упражнений по теме «Нуклеофильное замещение у насыщенного атома углерода»(Тест №4)
1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
03.03.2015 Тема 6. Реакция электрофильного и нуклеофильногозамещения в ароматических системах (14 ч.)
1 Электрофильный реагент. Электрофильная атака бензола: π- и σ-комплексы. 1 Комбинированный Участие в беседе, работа со схемами Работа с дополнительной литературой Знать π- и σ-комплексы. 10.03.2015 2 Реакции нитрования. Нитрующая смесь веществ. 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Задания из авторского метод.пособия Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
10.03.2015 3 Реакции галогенирования и сульфирования. 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. и тестовых задании Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
17.03.2015 4 Алкилирование. Реакция Фриделя-Крафтса1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Задания из авторского метод.пособия Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
17.03.2015 5-6 Электрофильное замещение в присутствии заместителей. Индуктивный эффект заместителей. Мезомерный эффект заместителей. Суммарный эффект. 1 Комбинированный Участие в беседе, работа со схемами Работа с дополнительной литературой Знать индуктивный эффект и мезомерный эффект 07.04.2015 7-8 Ориентация замещения. Влияние условий проведения реакций. Соотношения орто- и пара изомеров. Ориентанты первого рода 1 Комбинированный Участие в беседе, работа со схемами Работа с дополнительной литературой Знать ориентантатов первого рода 14.04.2015 9 Электрофильное замещение в других ароматических системах. 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Задания из авторского метод.пособия Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
21.04.2015 10 Нуклеофильные реагенты. Нуклеофильное замещение в ароматических системах. Замещение атомов водорода. 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. и тестовых задании Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
21.04.2015 11 Замещение неводородных атомов: галогена, нитрогруппы, сульфогруппы, фенильных гидроксильных групп. 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. и тестовых задании Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
28.04.2015 12 Замещение галогена в неактивированном ядре. Эквимолекулярные смеси изомерных продуктов.
1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Задания из авторского метод.пособия Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
28.04.2015 13-14 Итоговое занятие. Выполнение упражнений по теме «Реакция электрофильного и нуклеофильного замещения в ароматических системах» (Тест №4)
1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. и тестовых задании Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий19.05.2015
05.05.2015 Тема 7. Присоединение по двойнымC = C, C = O
связям. Реакция отщепления (элиминации) (5ч.)
1 Присоединение по двойным C = C связям. Присоединение брома и раствора брома. 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. и тестовых задании Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
12.05.2015 2 Другие реакции присоединения: гидратация, присоединение карбониевых ионов, гидроксимировани , гидрирование.
1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. и тестовых задании Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
12.05.2015 3 Присоединение по двойным C = O связям: гидратация, присоединение спиртов, присоединение – CN, HSO3 – и других агентов. 1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. и тестовых задании Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
19.05.2015 4 Реакция отщепления. Условия.
1 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. и тестовых задании Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
19.05.2015 Тема 8. Обобщение сведений об электронном строении и
механизме реакций в органической химии (2ч)
1-2 Обобщение сведений об электронном строении и
механизме реакций в органической химии 2 Урок получения практических навыков Обобщать и применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных задании Выполнение упр. и тестовых задании Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий
26.05.2015 Учебно-методическое обеспечение
1.Потапов В.М. Органическая химия: Пробное учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов школ с углублённым изучением химии. – М.: Просвещение, 1996.
2.Сайкс П. Механизмы реакций в органической химии. – Изд. 3-е. – М.: Химия, 1977.
3.Чертков И.Н. Методика формирований у учащихся основных понятий органической химии. – М.: Просвещение: 1991
4.Т.В.Никитюк,А.М.Никитюк,И.Г.Остроумв «Химия. Тесты для повторения и подготовки». Саратов.:»Лицей химии).М.: «Просвещение»,2009.
5.О.СГабриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумов. «Задачи по химии и способы их решения».М.:Дрофа,2008.
6.Научно-методический журнал «Химия в школе»,2009-2012
7.Р.А.Лидин, Л.Л.Андреева, В.А.Молочко «Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы».М.:Дрофа,2009.
8.Образовательная коллекция. Химия для всех-XXI: Решение задач.Самоучитель»,2009.
9. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов,А.А.Карцова «Общая химия» (учебник для 11 класса с углубленным изучением )
10. «Закономерности протекания химических реакции»;
11. Электронный справочник «Кирилла и Мефодия»;
12. «Органическая химия и неорганическая химия»
13. «Единый государственный экзамен»