Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Давайте посчитаем с матрешкой»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» с. Екатериновка Партизанского муниципального района
Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Посчитаем с матрешкой».
Подготовил:
Кузнецова Антонина Васильевна
Воспитатель первой категории
МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка».
Екатериновка
2016г.
Задачи:
Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?».
Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.
Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче.
Дидактический наглядный материал.
Демонстративный материал. Фланелеграф, пирамидка с колечками разного цвета (красного, синего, зеленого, желтого), геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).Раздаточный материал. Двух полосные карточки, круги и квадраты по 5 штук, дорожки из бумаги разной длины.
Методические указания.
Игровая ситуация «Давай поиграем с матрешкой».
1 часть. Игровое упражнение «Сосчитаем колечки у пирамидки».
Дети вместе с воспитателем рассматривают пирамидку: «Что это? Из чего собрана пирамидка? Колечки одинакового цвета? Что надо сделать, чтобы узнать, сколько колечек у пирамидки?»
Воспитатель уточняет правила счета и предлагает нескольким детям посчитать колечки: «Сколько колечек у пирамидки?» Затем напоминает правила порядкового счета и просит ребенка посчитать колечки по порядку, называя их цвет.
2 часть. Считаем круги и квадраты.
Воспитатель сообщает детям, что мы будем считать круги и квадраты (ставим на лесенку 4 круга). Выясняет у ребят, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько положили кругов. В случае затруднения напоминает, что их надо посчитать.
Воспитатель считает и делает обобщающий жест, интонационно выделяя итоговое число. Уточняет у детей: «Сколько кругов поставили?» Дети: « четыре»
Воспитатель считает квадраты, потом спрашивает у ребят: «Сколько поставили квадратов? Что можно сказать о количестве квадратов? По сколько их?» По четыре.
Дети вместе с воспитателем делают вывод: «Кругов и квадратов поровну: четыре круга и четыре квадрата.
Воспитатель ставит на лесенку еще один круг («К 4 кругам поставим еще один круг) и выясняет: «Как узнать, сколько стала кругов? (Посчитать) Сколько кругов? Сколько квадратов? Пять кругов и четыре квадрата- сравните, кого больше. (Пять кругов больше, чем четыре квадрата.) Четыре квадрата и пять кругов – сравните, кого меньше. (Четыре квадрата меньше, чем пять кругов.) Как сделать так, чтобы кругов и квадратов стало поровну?»
Вместе с детьми воспитатель обговаривает и показывает способы уравнивания предметов: добавление или убавление одного предмета. Потом, называя числа, воспитатель вновь считает круги и квадраты и вместе с детьми делает вывод о равенстве групп на основе результатов счета.
Физкультминутка.
Дети встают в круг и говорят считалку: «Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик по гулять, вдруг охотник выбегает прямо в зайчика стреляет. Пих-пах не попал серый зайка убежал». Дети идут по кругу, останавливаются, ставят на ладошку два пальца и двигают ими, затем указательным пальцем «стреляют» вверх и прячут пальцы за спину.
3 часть. Игровое упражнение «Не ошибись».
Воспитатель уточняет название геометрических фигур, выложенных на фланелеграфе (квадрат, круг, треугольник и квадрат), и предлагает поиграть.
Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг –прыгают, квадрат –хлопают в ладоши, треугольник – подымают руки вверх, прямоугольник –шагают на месте.
4 часть. На столах у детей – дорожки из бумаги.
Воспитатель дает задания: «Что можно сказать о длине дорожек? Сравните их по длине. По какой дорожке может добежать матрешка быстрее? (По короткой.) Покажите короткую полоску, длинную полоску. Какого цвета длинная полоска и какого цвета короткая».