Элективный курс. Решение задач повышенной сложности по математике 9 класс.


Программа элективного курса
«Решение задач повышенной сложности по математике».
Автор: учитель математики
Подузова Светлана Юрьевна.
для 9-х классов

Количество часов по учебному плану:17
В неделю 1 часа
В год 17 часов
Проверочных работ 1
Самостоятельных работ 3
Контрольных работ 1
Пояснительная записка
Модифицированная программа элективного курса «Решение сложных задач по математике» рассчитана на второе полугодие. Данный элективный курс разработан в рамках предпрофильной подготовки для ориентации учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей учащихся в углублении их знаний, умений и навыков по математике и готовит обучающихся к переходу в старшем звене на профильный уровень обучения. Он предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Составлена на основе сборника элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н . Студенецкая, Л.С. Сагателова.- Волгоград. “Учитель”. 2007-205 с.
Курс ориентирован на развитие у школьника умений решать задачи практического характера: представление данных в таблицах и диаграммах; Он развивает умение работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов.Большую часть программы составляет решение прикладных задач из курсов физики и химии. Эти задачи практически не решаются на уроках математики. Особое внимание следует уделить задачам на проценты. Полезно ознакомить учащихся с задачами, взятыми непосредственно из жизни (платежи, налоги, прибыль, демография, экология, результаты социологических опросов и т.д).При решении многих задач требуется умение графического построения функции. Такие уроки целесообразно проводить в компьютерных классах, т. к. существует большое количество прикладных программ, работать с которыми будет интересно и не составит сложности. Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Освоение программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, т. к. содержит ценный опыт практической деятельности человека. Программа не создает учебных перегрузок для школьников, т. к. предполагает отсутствие домашних заданий. Она предполагает применение активных методов обучения, т. е. освоение прикладных математических программ. Эффективность программы обеспечивается таким изучением материала, при котором на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет много времени, т. к. получение новых знаний будет базироваться на недавно пройденном материале.
Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- понимать содержательный смысл термина”процент” как специального способа выражения доли величины;
- алгоритмы решения задач на проценты составлением уравнения;
- формулы начисления “сложных процентов” и простого роста;
- понимать что такое концентрация, процентная концентрация.
Учащиеся должны уметь:
- решать сложные задачи на проценты;
- применять алгоритмы решения задач составлением уравнений к решению более сложных задач;
- использовать формулы начисления “сложных процентов” и простого процентного роста при решении задач;
- решать задачи на сплавы, смеси, растворы;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
-уметь работать с графиками, строить и читать;
-переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.
№ п.п. Наименование тем курса Всего часов В том числе Форма контроля
  лекция практика семинар  
1 Классификация основных степенных функций, схематическое преобразование графиков функций 2 1 1   Сам.раб 15 мин.
2 Графическая иллюстрация экономических законов предложения, спроса, жизненного цикла товара. 2 1 1 Сам. раб. 15 мин.
3 Задачи о делении доходов, банковские операции. 2   2 Провер. работа 20 мин.
4 Определение цены изделия, максимизирующей его годовую прибыль
построение зависимости в графическом виде. 2 1 1    
5 Задачи на минимизацию производственных затрат. 3 1 1 1 Сам.раб.
6 Задачи на работу
и производительность труда 2 0,5 1,5 7 Задачи на смеси и сплавы. Задачи на разбавления. 2 0,5 1,5 8 Процентные вычисления в жизненных ситуациях 1 1 9 Контрольная работа 1 1 Литература
1.Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы (“Математика в школе” № 4, 2001г.)
2.Глезер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981 г.
3.Качашева Н.А. О решении задач на проценты (“Математика в школе” № 4, 1991 г. с.39)
4.Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.
5.Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов.
6.Сборник элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н . Студенецкая. Волгоград. “Учитель”. 2007.