Конструкт урока русского языка«Обобщение знаний о падежах имен существительных».


Конструкт урока русского языка в С(К)ОШ 7 вида
(подготовлен совместно со студенткой специальности 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»,
Коноваловой Екатериной Николаевной)
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Тема: «Обобщение знаний о падежах имен существительных».
Планируемый результат:
Личностный: проявляют познавательный интерес к русскому слову, стремятся совершенствовать свою речь, аккуратно ведут свои записи в тетрадях.
Метапредметный: учащиеся совместно с учителем ставят цель урока, осуществляют самоконтроль, демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание, демонстрируют умение выстраивать логические цепи рассуждений, сотрудничают с учителем и сверстниками, демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметный:демонстрируют знания о падежах имен существительных; определяют падеж по вопросам, предлогам.
Цель урока: обобщение, систематизация знаний и способов действий, связанных с падежами имен существительных; совершенствование умений определять падеж по вопросам, предлогам.
Задачи:
Воспитательная: пробуждать познавательный интерес к русскому слову, стремление совершенствовать свою речь, воспитывать аккуратность.
Развивающая: развивать регулятивные УУД (целеполагание, контроль, оценка); развивать познавательные УУД (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия; логические: – построение логической цепи рассуждений; развивать коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью).
Образовательная:обобщить и систематизировать знания обучающихся о падежах имен существительных; совершенствовать умения определять падеж по вопросам, предлогам; активизировать словарный запас.
Принципы обучения и воспитания:
Принцип природосообразности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип индивидуализации; принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, щадящий режим; принцип коррекционной направленности воспитательного процесса.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). По дидактическим целям:
Методы приобретения новых знаний;
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого, частично – поисковые. Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Методы получения новых знаний (объяснение, демонстрация)
Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)
Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемы или создание проблемной ситуации)
Методы контроля и самоконтроля.
Методы воспитания:
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; поручение.
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
Демонстрационные:карточки со словами: зелень, веселье, пловец, бег, каток;
Индивидуальные: тетрадь, карточки с заданиями, вопросы падежей; знаки для рефлексии.
Тип урока:Урок обобщения и систематизации
План урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.
Комплексное применение и систематизация знаний.
Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
Информация о домашнем задании (на творческом уровне).
Рефлексия учебной деятельности.
Список литературы:
1.ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.2.Учебник «Русский язык» автор Т.Г.Рамзаева  4 класс  в 2 частях (М.Дрофа, 2008)
3.Дмитриева О.И., Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс.-М.: ВАКО,2006
Ход урока:
Этапы урока, задачи работы Методы и приемы обучения и воспитания Деятельность учителя, обучающихсяПланируемый результат с учетом формируемых УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Задача: сконцентрировать внимание детей на предстоящую работу
По источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные (демонстрация),
По дидактическим целям:
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
Методы контроля и самоконтроля.
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, проверьте вашу готовность к уроку.
-Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
-Для начала, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Имя существительное». Она направлена на развитие внимания, а также на развитие умений отличать эту часть речи от других частей.
-Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда слышите имя существительное:
                                                   Зелень, зеленеет, зеленый.
                                                   Веселый, веселит, веселье.
                                                   Бег, бегун, бежит.
                                                   Пловец, плыть, плаванье.
                                                   Каток, катание, кататься.
-Кому понятно, поднимите руку?
-Молодцы, вы оказались очень внимательными и верно выделили имя существительное. Поднимите руку, кому было легко выполнить задание?
-По каким признакам отличаете имя сущ? Личностные УУД:
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.
Познавательные УУД:
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.
Задача: способствовать обогащению и активизации словаря, актуализировать знания об имени существительном По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).По дидактическим целям:
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого, частично – поисковые.Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемы или создание проблемной ситуации)
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог. -А теперь откройте свои тетради, запишите дату, классная работа и составьте 3 предложения, используя 3 любых существительных. (На доске аншлаги с именами существительными: зелень, веселье, бег, пловец, каток) Каждое предложение записываем с красной строки, с заглавной буквы. Выделите грамматическую основу предложения.
-Кто желает прочитать свои предложения? Назовите грамматическую основу. Какой частью речи выражено подлежащее? Какой частью речи выражено сказуемое?
-Каким членом предложения, чаще всего, выступает имя существительное?
-Молодцы, мы с вами потренировались в составлении предложений, в выделении грамматической основы и пришли к выводу: имя существительное в предложении чаще всего выполняет роль подлежащего.
- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением.- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока:
- Воскликнул Именительный:“Мой именинник, тот,Который изумительноНауку познаёт!”
- Того, - сказал Родительный:“Я отрицаю, ктоНе может без родителейНадеть себе пальто”.
- Тому, - ответил Дательный,-Плохое имя дам,Кто не любит старательно Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -Я буду обвинять,Кто книжку вразумительноНе может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный,Я только лишь в ладу,Кто очень уважительно Относится к труду.
- О том, - сказал Предложный,-Я предложу рассказ,Кто в жизни делать можетПолезное для нас.
- Так, какая же тема нашего урока? Прочитайте на доске название темы.
- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах имен существительных. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?
1.Повторить названия падежей, вопросы каждого падежа.
2. Повторить падежные окончания имён существительных.
3. Потренироваться определять падежи имён существительных.
-На доске вопросы падежей, но они расположены вразброс. Нам нужно подобрать каждому из падежей, соответствующие вопросы, на которые они отвечают.
-Работаем ПО ЦЕПОЧКЕ. Сколько падежей в русском языке? (6)
-Назовите по порядку с вопросами.
-Молодцы, ребята! Мы вспомнили падежи и вопросы падежей. Личностные УУД:
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД:
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение работать с классом;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
3.Комплексное применение и систематизация знаний.
Задача:
Обобщить и систематизировать знания о падежах имени существительного, совершенствовать умения определять падеж по предлогам и вопросам. По источнику получения знаний: наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
По дидактическим целям:
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Методы выработки учебных умений инакопления опыта (упражнение)
Методы контроля и самоконтроля.
Методы воспитания:
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. -Выполним работу на карточках для того, чтобы потренироваться в определении падежей имен существительных.
Определите, в каких падежах употреблено слово банты.Банты Алла потеряла,И о бантах плачет Алла.«Нету бантов!» Не беда,Бабочки летят сюда!Банты эти прилетели,На косички Алле сели.Бантами довольна Алла:О таких давно мечтала.
-Прочитайте задание, что нужно сделать?
-Сверху над словом бант вы указываете падеж, в котором употреблено данное слово.
-А сейчас, мы проверим, верно ли вы определили падеж. Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите в руки простой карандаш. Я буду читать стихотворение и называть падеж, а вы проверяете, если верно-ставим «+», если неверно «- «.
-У кого все плюсы-молодцы, у кого 1 минус-нужно быть внимательнее, у кого больше 2 минусов-следует еще раз повторить падежи. Что помогло определять падеж?
-На доске записаны слова: (НА МАКЕТЕ ПОКАЖИ)Подъехать (площадь), найти (дорога),выбежал (роща), дорожить (дружба),стоять (берёзка), встаёт (туман).- Вам необходимо составить и записать словосочетания с данными словами и, подходящими по смыслу, предлогами. Определить падеж имён существительных.
-Выходим по одному к доске, составляем и записываем словосочетание, определяем падеж.
-Назовите предлоги, с которыми употребляются имена сущ?
-Хорошо, мы вспомнили предлоги, с которыми употребляется имя существительное, и как по ним определить падеж.
Физминутка «Падежи»
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из текста;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
Задача:
Проверить уровень усвоения изученного материала По дидактическим целям:
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)
Методы контроля и самоконтроля.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. -Теперь для того, чтобы вы продемонстрировали свои знания в определении падежей имен существительных, выполним самостоятельную работу.
Самостоятельная работа по вариантам (на карточках)
Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:
I вариант II вариант
Бр…дил по л…су,
ч…деснаяп…года,
прячутся под б…рёзами,
всп…минали о лете. Прол…тала над лесом,
был на …кскурсии,
вырастают из гр…бницы,
шли по тр…пинке.
Самопроверка 
- А теперь, проверьте.
I вариант II вариант
Бродил по лесу, (Д.п.)
чудесная погода, (И.п.)
прячутся под берёзами, (Т.п.)
вспоминали о лете. (П.п.) Пролетала над лесом, (Т.п.)
был на экскурсии,(П.п.)
вырастают из грибницы, (Р.п.)
шли по тропинке. (Д.п.)
-Если вы верно вставили пропущенные буквы, определили падежи-поставьте себе отметку «5», если у вас в одном случае падеж определен неверно и допущены 1,2 ошибки- отметка «4», более 2 ошибок- «3».
-Поднимите руку у кого 5? У кого 4?
-Молодцы!
Задание – тест на определение падежной формы существительных.
- Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.
Заблудился в лесу;
Перепрыгнул через лужу;
Вышел из ворот;
Побежал по коридору;
Беспокоились о сыне;
Стучали в дверь;
Разрезал ножницами;
Подарила бабушке;
Стучал молотком;
Отвечать у доски.
Самопроверка. Личностные УУД:
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности;
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из текста;
Регулятивные УУД:
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других.
5.Информация о домашнем задании
Задача:
Дать инструктаж на выполнение домашнего задания. По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа). -Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому откройте свои дневники и запишите домашнее задание: написать мини-сочинение об осени из 10-12 предложений, указать падеж имен существительных. 6.Рефлексия учебной деятельности
Задача:
Подвести итог урока, дать оценку деятельности
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение -Давайте подведем итоги нашего урока.
-О чем сегодня шла речь на уроке? Какие задачи мы ставили перед собой?
-Где нам пригодятся эти знания?
-Сегодня на уроке самыми активными были Катя, Лера, Саша, Сережа - молодцы!
-Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными.
-Оцените свою работу на уроке с помощью знаков( «!»- выделяете существительное из других частей речи, знаете падежи, умеете определять падеж по вопросам и предлогам.
«?»-возникают трудности при определении падежей.
«… «-тему не усвоили, нужна помощь. Личностные УУД: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Регулятивные УУД:
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.