Интеллектуальная игра по химии на тему Д. И.Менделеев (8 класс)


Интеллектуальная игра, посвященная
180-летию Д.И. Менделеева
Ход игры
Ведущий: Добрый день, уважаемые участники, их группы-поддержки и гости нашей игры. Наша сегодняшняя встреча посвящена великому русскому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. 8 февраля 2014 года наша страна, весь научный мир отметит 180-летнюю годовщину со дня рождения ученого.
«Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии (взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе и т.д.) и других сопредельный с химией и физикой дисциплин, глубокий знаток химической промышленности вообще, особенно русский, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве...» – такую характеристику дал Д.И. Менделееву Лев Александрович Чугаев.В простых и сложных веществахВсе элементы изучались.Их сочетания в телахВеками лишь распознавались.В разнообразиях ониЧерты подобий проявляли, И люди не одной страныМеж ними сходство все искали.Никто, однако не открылТого, что обнаружил гений!Провидец мир весь поразил, Проникнув в сущность изменений.Закон периодов нашелНаш русский химик Менделеев, Чем, безусловно, превзошел Он всей науки корифеев.Своей системой показалВ различье элементов – сходства. И этим миру доказалНауки русской превосходства!С.ЩипачевПроецируется портрет Д.И. Менделеева, звучит классическая музыка Глинки романс «Я Вас любил»
«Высокий, широкоплечий, с длинными русыми волосами, ярко-синими глазами, удивительно подвижный, весь какой-то заметный, с богатейшей мимикой – так его описывали современники. «Грива длинных пушистых волос вокруг высокого белого лба, очень выразительного и подвижного... Ясно синие проникновенные глаза... В нем находили сходство с Гарибальди...
При разговоре он всегда жестикулировал. Широкие, быстрые, нервные движения рук отвечали всегда его настроению. Тембр голоса у него был низкий, но звучный и внятный, но тон его очень менялся и часто переходил с низких нот на высокие, почти теноровые... Когда он говорил про то, чего не любил, то морщился, нагибался, охал, пищал» (из воспоминаний племянницы Д.И. Менделеева Н.Я. Капустиной-Губкиной).
Затем, ведущий представляет команды и членов жюри.
Выходят команды и представляются и говорят свой девиз. Жюри записывают и оценивают название команды и ее девиз.
Оценка от 0 до 5 баллов.
I конкурс. Конкурс презентаций на тему: «Научный подвиг Дмитрия Ивановича Менделеева»
Жюри оценивает каждую презентацию. Как критерии оценивания выступают: информационная нагрузка, стиль и качество оформления.
Оценка от 0 до 5 баллов.
II конкурс. «Разминка»
Участвуют все команды. Учитель задает вопросы, которые параллельно проецируются на экран.
Оценка за правильный и полный ответ — 3 балла, за дополнение — 1 балл

III конкурс. «Своя Игра»
В этом конкурсе участвуют все команды. Время выполнения конкурса ограничено — 15 минут. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Оценка от 0 до 16 баллов.
IV Конкурс. Конкурс капитанов
Если капитан дает неверный ответ или не отвечает, вопрос «разыгрывается» между остальными капитанами.
Оценка за каждый правильный ответ — 1 балл
V конкурс. «Ромашка»
Каждый вопрос оформлен в виде лепестка. Эти вопросы складываются в виде ромашки. Представитель каждой команды выходит и вытягивает для своей команды 4 лепестка-вопроса. На выполнение данного конкурса отведено 5 минут. Ответы должны были быть записаны на лепестках и по истечении времени сданы жюри. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Ребята могут смотреть на периодическую систему химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева, которая высвечивается на экран.
Оценка за каждый правильный ответ — 1 балл (каждой команде от 0 до 4 баллов)
VI Конкурс «Мозговой штурм»
• Если команда дает правильный ответ, то она получает баллы, назначенные за вопрос, и продолжает играть, если отвечает неправильно – право хода переходит к другой команде, а данное количество баллов вычитается из баллов, набранных командой.
• Если выпадает «К о т в м е ш к е», то команда передает вопрос соперникам.
• Если выпадает «А у к ц и о н», то команда имеет право увеличить «стоимость» вопроса.
Таблица 1
Тема «Стоимость» вопроса
Родственники и друзья 10 20 30 40 50
Интересы и увлечения 10 20 30 40 50
Должности и звания 10 20 30 40 50
Работы 10 20 30 40 50
Коллеги 10 20 30 40 50
Вопросы
Родственники и друзья.
10. Какую должность занимал отец Д.И.Менделеева?
(Директор Тобольской гимназии.)
20. Какое отношение к Д.И.Менделееву имел известный русский поэт Александр Блок?
(А.Блок был женат на дочери ученого – Любови Дмитриевне Менделеевой.)
30. Какую фамилию носили дед Д.И.Менделеева со стороны матери и дед со стороны отца?
(Фамилия деда со стороны матери – Корнильев, фамилия дедасо стороны отца – Соколов.)
40. «А у к ц и о н». Д.И.Менделеев говорил, что для него дети и внуки – самое дорогое в жизни. А сколько детей было у Дмитрия Ивановича?
(Шестеро – три сына и три дочери.)
50. Дружба Д.И.Менделеева с этими учеными началась в русском кружке в Гейдельберге. Эти ученые пришли в науку вместе с Дмитрием Ивановичем в 60-е годы XIX века. Их сблизила не только любовь к науке, но и любовь к музыке и природе. Назовите этих ученых.
(И.М.Сеченов и А.П.Бородин.)
Интересы и увлечения.
10. Назовите любимых писателей Д.И.Менделеева.
(Ж.Верн и А.Дюма.)
20. Назовите любимый балет Д.И.Менделеева.
(«Лебединое озеро», П.И.Чайковский.)
30. Менделеев очень любил музыку. Назовите любимую оперу Дмитрия Ивановича.
(«Иван Сусанин», М.И.Глинка.)
40. Какое любимое литературное произведение Д.И.Менделеева в детстве часто читала ему мать, Мария Дмитриевна?
(«Демон», М.Ю.Лермонтов.)
50. По какому поводу крестьяне соседних с имением Д.И.Менделеева деревень с любопытством и восхищением спрашивали Дмитрия Ивановича, «талан» у него или «счастье»?
(Применяя научные методы ведения сельского хозяйства,Д.И.Менделеев получал в своемимении урожаи в два раза выше,чем крестьяне из соседних деревень.)
Должности и звания.
10. «А у к ц и о н». Какую последнюю должность занимал Д.И.Менделеев?
(Управляющий Главной палаты мер и весов.)
20. На какую должность был назначен Д.И.Менделеев после защиты магистерской диссертации?
(Приват-доцент Петербургскогоуниверситета по кафедре химии.)
30. В каком году было проведено торжественное присвоение Д.И.Менделееву степени доктора Оксфордского и Кембриджского университетов?
(В 1894 г.)
40. Почетным членом скольких зарубежных академий и университетов был избран Д.И.Менделеев?
(Семидесяти одной.)
50. «К о т в м е ш к е». «Знаменитый портрет». Существует портрет Д.И.Менделеева в мантии почетного доктора права Эдинбургского университета. Кто из русских художников написал этот портрет?
(И.Е.Репин.)
Работы.
10. Назовите тему первой, магистерской диссертации Д.И.Менделеева.
(«Удельные объемы».)
20. Как называлась докторская диссертация Д.И.Менделеева?
(«О соединении спирта с водой».)
30. За какую книгу и в каком году Д.И.Менделеев получил Демидовскую премию?
(«Органическая химия», 1862 г.)
40. Какой знаменитой женщиной-химиком была переведена на французский язык статья Д.И.Менделеева «Происхождение нефти»?
(Ю.В.Лермонтовой.)
50. «К о т в м е ш к е». «Система элементов». Когда Д.И.Менделеев разослал отпечатанные листки с «Опытом системы элементов…» многим отечественным и зарубежным химикам?
(1 марта 1869 г.)
Коллеги.
10. Кого из выдающихся русских ученых-химиков Д.И.Менделеев называл «дедушкой русских химиков»?
(А.А.Воскресенского.)
20. У Д.И.Менделеева было имение Боблово в 18 км от города Клина. Недалеко от Боблово находилось имение Шахматово, принадлежавшее другу и соратнику Менделеева, деду Александра Блока. Как звали этого ученого?
(А.Н.Бекетов, ректор Петербургскогоуниверситета.)
30. Этот русский ученый осуществил один из важнейших синтезов. Немецкий профессор химии В.Гофман сказал о нем: «Если бы … не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то имя его и тогда осталось бы записанным золотыми буквами в истории химии». Известно также, что он, выслушав доклад Меншуткина о периодическом законе, заявил, что Менделеев делает не то, чем следует заниматься настоящему исследователю. Правда, через два года он изменил свое мнение. О ком идет речь?
(Н.Н.Зинин.)
40. Дмитрий Иванович писал о нем: «...один из замечательных русских ученых. Он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов. Ученик знаменитого нашего академика Н.Н.Зинина, он сделался химиком не в чужих краях, а в Казани, где и продолжает развивать самостоятельную химическую школу». О ком идет речь?
(А.М.Бутлеров.)
50. «А у к ц и о н». Не все зарубежные химики сразу оценили значение открытия Д.И.Менделеева. Уж очень многое оно меняло в мире сложившихся представлений. Этот известный немецкий физикохимик, будущий лауреат Нобелевской премии, утверждал, что открыт не закон, а принцип классификации «чего-то неопределенного». О каком ученом идет речь?
(В.Оствальд.)
Завершение игры
Ведущие подводят итоги работы команд, в то время как жюри подсчитывают баллы, набранные командами. Далее жюри берет слово и высказывает свое мнение об игре. После оглашаются результаты игры и идет награждение победителей.
Ведущий:
«Широта ума, сила воображения и активность души – вот что такое гений», – писал Дени Дидро. Эти слова в полной мере можно отнести и к Д.И. Менделееву, хотя он себя гением и не считал: «Трудился всю жизнь, вот и тал гений». Открытия Менделеева в области химии трудно переоценить – он заложил основы современной науки. Кроме того, он сделал ряд открытий в физике, испытал радости полевода-новатора, совершил путешествие на воздушном шаре, придумал ряд приборов для воздухоплавания, подготовил введение в стране метрической системы, выдвинул и обосновал идею подземной газификации топлива. Во всех этих и многих других славных деяниях Менделеев предстает как энциклопедист, учёный необычайной разносторонности и всеохватного ума.
Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский ученый, гений и патриот земли Русской.
Список литературы:
Химия в школе. 2009., № 1.
Химия в школе. 2009., № 2.
Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии: Пособие для учащихся. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 1983.
Макареня А.А., Филимонова И.Н., Карпило Н.Г. Д.И. Менделеев в воспоминаниях современников. – М.: Атомиздат, 1973.
Штемплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Методическое пособие 8-й – 9-й класс. М., 1977.
Поделиться…