«Концепт «отец» в рассказе А.П.Чехова «Панихида» как средство самораскрытия идейного замысла писателя».

«Концепт «отец» в рассказе А.П.Чехова «Панихида» как средство самораскрытия идейного замысла писателя».

Класс: 10 А.

Предмет: стилистика.

Цель: изучение роли концепта «отец» в творчестве А.П.Чехова через описание разнородных в семантическом плане языковых единиц произведения.

Задачи:
1)Выявить особенности функционирования концепта «отец» в указанном произведении, дать ему характеристику.
2)Составить лингвокультурологический словарь основных образов – символов, связанных с концептом «отец».
3) Обосновать важность роли концепта «отец» для раскрытия идейного содержания рассказа.

Тип урока: комбинированный.






Обзор содержания урока.
Данный урок представляет собой практическое занятие по стилистике, целью которого стало составление словаря текста «Панихида». Данная работа на уроке учит анализировать текст, быть внимательным к писательскому слову, помогает увидеть истинный смысл произведения, а также способствует расширению кругозора учащихся и формированию грамотной речи.
Русский методист А.А. Артамонова отмечает, что сегодня литература, даже если речь идет о художественных произведениях, ставших явлениями в мировой культуре, не воспринимается большей частью молодых людей правильно. Этому есть немало причин. Одна из них в том, что читающий не находит на страницах классиков «личностных смыслов», содержание книги воспринимается отстраненно, не вызывает эмоционального отклика, движения души и мысли. В связи с этим очень важно при изучении произведений литературы опираться на концептуальный анализ текста.
Для проведения данного урока был выбран рассказ А.П. Чехова «Панихида». Этот художественный текст благодаря своей информативной и эмоциональной насыщенности и, одновременно, лаконичности, позволяет максимально раскрыть содержание концепта «отец» как ключевого в произведениях А.П. Чехова.
Для того чтобы достичь максимально адекватного прочтения текста с проникновением в глубинные структуры его смысла, нужно разработать соответствующую задаче алгоритмизированную технологию, опирающуюся на комплексный анализ всех элементов текста.
Практическим выражением подобной технологии является опыт создания лингвокультурологического словаря текста, который позволит читателю увидеть отражение в тексте целого ряда особенностей языковой картины мира писателя, а также связь с другими текстами разных культур и мировой культуры в целом.
В словаре представлена комплексная лингвистическая характеристика слова, его связь с другими словами и окружающим миром, а также отражены межпредметные связи лингвистики и литературоведения.
Для достижения результатов работы было необходимо
1.Осуществить входную и выходную диагностику глубины понимания текста, уровня речевой культуры читателей.
2.. Выявить проблемы, препятствующие проникновению в глубинный смысл произведения, наметить пути их преодоления.
3. Составить словарь текста «Панихида».
Краткое содержание структуры урока.
Первый этап: актуализация знаний, погружение в проблему.
Цель: выявление речевой компетенции, а также степень общего развития учащихся (как понимают смысл слова «отец, что знают об авторе, о значении таких понятий, как «сострадание», «милосердие» и т.д.)
В начале урока учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
Анкета.
-Какие ассоциации вызывает у вас слово «отец»? Составьте ассоциативный ряд.
-Назовите основные значения этого слова.
-Подберите синонимы к слову «отец».
-Как образ отца проявляется в рассказе «Панихида»?
-Какое символическое значение имеет этот образ в произведении?
-Дайте оценку отцовским качествам Андрея Андреевича.
-Назовите автобиографические черты рассказа.
-Какова идея произведения?
Вывод: примитивное понимание смысла текста привело к неверному его толкованию. Необходимо исследовать текст, провести комплексный анализ всех компонентов языка произведения, чтобы идея рассказа стала очевидной для каждого. С этой целью предлагается составить специальный словарь текста.
Этапы работы над словарем текста.
Этап 1. Организация работы в группах.
Задания для групповой работы (в сокращении).
1.Найти биографические сведения о писателе и его отце.
2.Выписать из текста непонятные слова, определить их семантическое значение.
3.При повторном внимательном прочтении текста найти концептуальные слова, связанные с образом отца в произведении.
4.Найти в тексте слова, употреблённые в несвойственном для них значении.
5.Выписать из текста примеры слов, которые являются тропами (изобразительно-выразительными средствами).
Критерии выбора концептуальных слов: повторяемость, необходимость, концептуальная и образная значимость. Кроме того, если отдельное слово или группа слов занимают ключевую позицию в тексте, то они должны быть самостоятельным объектом анализа. Исключение ключевых лексических элементов из художественного текста приводит к распаду этого текста как эстетически организованного целого.
Этап 2. Проверка работы групп, обмен информацией.
Этап 3.Осуществление деятельности по составлению словаря текста
«Панихида».
Следующим этапом урока стало создание лингвокультурологического словаря, куда вошли слова – символы, связанные с образом отца А.П.Чехова. Структура словарной статьи отражает комплексную характеристику заглавного слова: правописание, ударение, основные грамматические пометы, толкование значения слова, его концептуальное содержание.
Словарь текста «Панихида» (в сокращении)
1)Отец, отца, стар. Зват. Отче,м.
1.Мужчина по отношению к своим детям. Родной о.
2. Служитель церкви. Святой о.
У Чехова: лавочник, невежда, эгоист, жестокий и грубый человек.
2) Актриса, -ы, ж.
1.Исполнительница ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении.
У Чехова: преступница, блудница, отверженная.
3) Воспитание, -я, ср.
1.Процесс формирования характера и навыков. 2.Процесс внушения чего-нибудь кому-нибудь. 3.Процесс воздействия на духовное и физическое развитие, обучение правилам поведения.
У Чехова: отсутствие заботы о детях, равнодушное отношение к их судьбе
4) Высокомерие, -я, ср.
1.Гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь.
У Чехова: пошлость, эгоизм, потребительское отношение к жизни.
После составления словаря была проведена повторная беседа на восприятие текста.
Вопросы (в сокращении).
-Объясните значение слова «панихида». Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
-В чем ужас положения Андрея Андреевича? С какой целью автор выбирает место действия рассказа – церковь?
-Кто в рассказе противопоставлен герою? Охарактеризуйте дочь Андрея Андреевича.
-Какие автобиографические детали вы увидели в рассказе?
-Какова идея рассказа?
Итог урока: творческая работа по теме «Какую проблему поднимает А.П.Чехов в рассказе «Панихида»(подготовка к ЕГЭ).
Вывод. В результате работы со словарем текста 99% учащихся сумели понять идейное содержание рассказа, а также своеобразие творческой манеры писателя. Учащиеся пришли к выводу, что рассказ «Панихида» заставляет задуматься о роли милосердия и сострадания в нашей жизни. Основная проблема рассказа связана с мыслью об ответственности родителей за судьбу своих детей. Главный герой рассказа, Андрей Андреевич, потерял самое дорогое в жизни – дочь. Но он не чувствует этой потери. Ему мучительно стыдно за то, что дочь его была актрисой. Этот род деятельности у необразованного, костного героя ассоциируется с безнравственностью, поэтому дочь для него – «блудница», преступница, позорящая честь семьи. Ужас положения Андрея Андреевича заключается в том, что он не видит своей вины в смерти дочери. Рассказ «Панихида» содержит автобиографические детали. Род деятельности Андрея Андреевича, его равнодушное отношение к судьбе дочери, неприятие театра – все это было свойственно и отцу А.П.Чехова. Рассказ «Панихида» замечателен тем, что автор не становится в суровую позу судьи человеческих поступков, не осуждает явно равнодушных и безразличных. Автор призывает всех обратить внимание на свое поведение, работает над тем, чтобы каждый читатель встал на сторону добра и милосердия.
Лингвокультурологический словарь текста помогает избежать ошибочных толкований идеи произведения, способствует активизации мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, развивает речь учащихся, обогащает словарный запас.
Современное прочтение произведения - это всегда стремление проникнуть в художественный мир писателя. Для Чехова главной задачей было создание ярких образов. Лишь в том случае, когда автор выбирает героев, поступки, слова, исходя из их художественной ценности, он может достигнуть естественной правды художественного произведения. «Живые правдивые образы создают мысль, а мысль не создает образа» - таково творческое кредо Чехова.































Литература.
1.Чехов А.П. Собр. соч.: В 8 т. М., 1970. Т. 4–6.
2.Тихомиров С. «Отец и сын в повести Чехова «Моя жизнь», М.2002год.
3.Виноградова М.С. «Истинный» человек Чехова – человек с «измененным» состоянием сознания // Материалы научно-практической конференции «100 лет после Чехова». – Ярославль: Изд-во Ярослав. гос. пед. ун-та, 2004. – С. 34–38.
4. Словарь русского языка: В 4 т. М., 1981–1984 (МАС). Т. 3. C. 698.
5.Шанский Н.И. Краткий этимологический словарь русского языка. М., Просвещение, 1975. 542с.
6.Рацибурская Л.В. О новом комплексном лингвокультурологическом словаре для школьников // Пушкинский альманах, Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006.
8.Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975.
9. Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. –М., 2000.
10. Николина Н. Филологический анализ текста.- М.2003.


15