Анализ повести Тамань М. Ю. Лермонтова по роману Герой нашего времени (9 класс) .


Анализ повести «Тамань» по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» .Цели урока : 1) проверка знаний учащихся по пройденному материалу (роман «Герой нашего времени» ) 2) анализ повести «Тамань» .Проверочная работа (тест)
В каком году М. Ю. Лермонтов начал работу над романом «Герой нашего времени» ?А) 1842 , Б) 1839 , В) 1838
2. Вспомните полное имя Печорина . А) Александр Григорьевич , Б) Григорий Александрович , В) Алексей Александрович
3. Из скольки повестей состоит роман ? А) из 5 , Б) из 4 , В) из 6
4. Какие 3 повести составляют дневник Печорина ? А) «Тамань» , «Княжна Мери» , «Фаталист»;
Б) «Бэла» , «Фаталист» , «Тамань» ;
В) «Максим Максимыч» , «Бэла» , «Тамань»
5. Назовите воинское звание Максим Максимыча . А) майор , Б) штабс- капитан , В) поручик
6. На каком языке разговаривали друг с другом Печорин и Казбич ? А) на русском , Б) на грузинском , В) они не разговаривали
7. Как звали брата Бэлы ? А) Казбич , Б) Азамат , В) Карагёз
8. Определите воинское звание Печорина . А) прапорщик , Б) поручик , В) майор
Ответы : 1 В , 2Б , 3 А , 4 А , 5Б , 6 В , 7 Б , 8 А
Слово учителя
«Тамань» - повесть , которая составляет дневник Григория Александровича Печорина , мы об этом уже говори . Из неё мы узнаём о приключениях героя в среде контрабандистов . Давайте выясним , что означает слово «дневник» , применительно к повести «Тамань» .
Дневник-это записи личного характера , в которых человек , зная , что они не станут известны другим людям , может излагать не только внешние события , но и внутренние , сокрытые от всех движения своей души .
Аналитическая беседа
Давайте вспомним , что мы узнали из дневника Печорина в повести «Тамань» .Мы уже упомянули : судьба столкнула героя с контрабандистами . Кто такие контрабандисты?
Кто из героев повести занимается контрабандой ?Найдите портрет Янко.
Какая деталь в портрете говорит об опасном занятии ( Нож) .Что вы можете сказать о характере Янко ? (Любуясь силой ловкостью , удалью (Янко и девушки , Лермонтов вместе с тем обнажает их скудный духовный мир . Стремление этих людей – нажива , обман . Деньги определяют их отношения ).
С какой целью автор , говоря о Янко , описывает разбушевавшуюся стихию ? Зачитайте . ( Здесь описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия облика Янко , для которого «везде дорога , где только ветер дует и море шумит» ).
Какие черты характера Печорина выявляются в повести «Тамань» ?Что происходит с контрабандистами после вмешательства Печорина? ( Удалец Янко и очаровательная девушка становятся жестокими , когда речь идёт о дележе краденного добра . Слепой получает медную монету . А ненужной теперь старухе Янко приказывает передать , «что , дескать , пора умирать , зажилась , надо и честь знать»).
Для чего Печорин вмешивается в жизнь контрабандистов ?Вывод
Лермонтов вводит Печорина в чуждую ему социальную среду , чтобы обнажить пустоту и бесцельность его жизни . Опасная игра с контрабандистами – это всего лишь приключение . Таинственность поведения этих людей заставляет Печорина пуститься в авантюру с единственной целью – «достать ключ этой загадки» . Проснулись дремавшие силы , появилась воля , решимость . Но когда тайна была раскрыта – снова скука , безразличие к окружающим людям . «Да какое дело мне до радостей и бедствий человеческих , мне , странствующему офицеру…» ,- с горькой иронией думает Печорин .
Домашнее задание
Прочитать повесть «Княжна Мери» .Задание по группам . Рассмотреть взаимоотношения героев :1 группа Печорин и Грушницкий
2 группа Печорин и Вернер
3 группа Печорин и Мери
4 группа Печорин и Вера