Научная статья Современные подходы преподавания правовых дисциплин

Зубова Мария Александровна
Современные подходы преподавания правовых дисциплин
Оптимизированный путь формирования компетенций студентов при реализации Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественного преподавания, и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных преподавателей и современный зарубежный опыт.
Современные образовательные технологии должны опираться на четко сформулированные результаты обучения в компетентностном формате, использовании активных и интерактивных методов обучения, что по-прежнему актуально в современном преподавании.
Для модернизации процесса подготовки юриста необходимо больше внимания уделять самостоятельной образовательной деятельности студента, осуществлять профессионально ориентированное преподавание всех правовых дисциплин.
Методы обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определёнными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Главное правило преподавательской деятельности – это всестороннее изучение предмета исследования, научная и яркая форма изложения.
Главным механизмом становятся методы активного и интерактивного обучения, которая должна развить у студентов умение анализировать конкретные практические ситуации, принимать решения, добиваться поставленной цели.
Существующие интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, группового опыта, обязательной обратной связи. Интерактивное обучение формирует способность самостоятельно думать, нестандартно видеть проблемную ситуацию, выходы из нее, обосновывать свои позиции, развивает умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и дружелюбие к своим оппонентам.
К инновационным технологиям преподавания юридических дисциплин относится проблемная лекция - преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ; лекция-провокация - лекция с запланированными ошибками; бинарная лекция; лекция-визуализация- передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов; лекция «пресс-конференцию»; лекция-диалог - материал преподносится через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции, ролевые и деловые игры.
Вовлечение в активное изучение дисциплины максимального количества обучаемых и уровень усвоения изученного материала является положительными моментами применения инновационных технологий.
Использование компьютерных технологий в подготовке и проведении занятий (электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные правовые сайты) значительно совершенствуют работу преподавателя, при этом делая процесс усвоения слушателями учебного материала увлекательным, доступным, наглядным.
В преподавании правовых дисциплин необходимо использовать интерактивные методы обучения, разумно сочетая их с классическим чтением лекционного материала и проведением семинарских занятий, что формирует определенные профессиональные компетенции студентов, которые соответствуют потребностям потенциальных работодателей.

Заголовок 115