Проект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы Тема: «Чудо-камни» ( «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Тальменский детский сад № 9»
Тальменский район Алтайский край

Номинация: «Дошкольное и предшкольное образование»
Проект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы
Тема: «Чудо-камни»
( «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)
Автор-разработчик:
воспитатель МК ДОУ
«Тальменский детский сад №9»
Фоминых Лариса Владимировна
Тальменка, 2016
Пояснительная записка
Данное занятие разработано и проведено с учётом возрастных особенностей детей в старшей группе детского сада и имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью духовно-нравственного развития в современных условиях. Так как проблемы нравственности в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к духовно-нравственной культуре необходимо начинать с детства. Каким вырастет ребёнок, во многом зависит от того, какие знания будут заложены в его сознание. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от его внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, воспринимает и понимает мир, в чём видит смысл жизни и своё человеческое назначение. Отсюда вытекают многочисленные современные проблемы нашей жизни, связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, разрушительной деятельности человека.
Для включения учащихся в деятельность и создания положительного эмоционального настроя, приветствие детей проведено в игровой форме.
Для мотивации деятельности использована интрига, которая вызывает интерес изучения новой темы.
Создание проблемной ситуации подводит детей к формулированию темы занятия.
Организованная фронтальная работа направлена на усвоение воспитанниками новых знаний.
Физминутка на данном занятии не предусмотрена так, как занятие проходит в форме путешествия, на котором дети совершают пеший поход.
На этапе практической работы у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, трудолюбие, старание и творчество.
Подобранные вопросы для рефлексии, помогают детям проанализировать и осмыслить свою работу. Вся работа на занятии сопровождалась показом презентации.
Цель: создать условия для формирования представлений у дошкольников о том, какими свойствами обладают камни и где их можно использовать.
Программные задачи:
Образовательные: 
-обобщить и уточнить знания детей о камнях;
-формировать представления о способах обработки камня с момента его добычи до изготовления изделий;
-донести до  сознания детей, что красивые изделия это итог работы мастеров.
Развивающие:
- развивать речь,   расширять и активизировать  словарь, упражнять в подборе признаков, поддерживать естественный интерес и любознательность детей, стремление к творческой деятельности.
Воспитательные: 
воспитывать бережное уважение  к труду людей, умение любоваться, видеть прекрасное, трудолюбие, терпение.
Предварительная работа: экскурсия в выставочный зал детского сада, сбор камней разной формы и цвета, рассматривание физической карты.
Работа с родителями: предложить родителям рассмотреть совместно с детьми, что вокруг нас сделано из камня, рассмотреть домаукрашения, сходить в ювелирный отдел магазина.
Оборудование: 
Для педагога:
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация «Колывань камнерезная», шкатулка из яшмы, шкатулка из дерева, ювелирные украшения с разными камнями, сувениры из камня.
Для детей: фартуки, гуашь, кисти, влажные салфетки, стаканчики с водой.
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Форма проведения: ООД воспитателя, участие родителей в непосредственной образовательной деятельности.
Этапы
мероприятия Деятельность педагога Деятельность детей
и родителей Ожидаемый
результат
Вводный этап
1.Эмоциональный настрой.
Воспитатель ставит детей в круг, предлагает взяться за руки и путём пожатия руки передать хорошее настроение следующему ребёнку.
Выполняют действия.
Положительная эмоциональная готовность детей к предстоящему занятию.
2.Мотивация к деятельности.
Сегодня у нас с вами необычная деятельность. Посмотрите, у меня есть волшебное кольцо. Оно не простое, с волшебным камнем. Сейчас, мы с вами попробуем повернуть его на моём пальце и посмотрим, что произойдёт. Но почему оно не работает?
Давайте попробуем отгадать загадку, может, тогда волшебство произойдёт:
Поворачивают кольцо. Проявление
интереса к деятельности.
3. Создание проблемной ситуации.
(Воспитатель читает загадку).
Загадка:
В серёжках у мамы огнём он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Тяжёлый, большой – одному не поднять,
А может быть лёгким – в ладошке лежать.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?» (Это камень).
Слушают. Высказывают свои предположения. Основной этап.
4.Новизна информации.
1 слайд.
2 слайд.
3 слайд.
4 слайд.
5 слайд.
6 слайд.
7,8,9,10
слайды.
11слайд.
Воспитатель:
-А где можно встретить камни? (на земле, в реке, в горах).
-Я предлагаю вам отправиться в поход. Чтобы узнать о камнях как можно больше, во время путешествия нам надо быть очень внимательными. А так как мы отправляемся в поход, нам необходимо собрать рюкзак.
-Но так как наше путешествие будет недолгим, поэтому я предлагаю взять с собой воду и коврики для отдыха.
-И так в путь!
-Перед нами дорога, а из чего она? (из камней). Давайте с собой возьмём камешек с дороги и пойдём дальше.
-А что же видим мы впереди? (речка).
-Здесь тоже есть камни.
-Давайте с собой возьмём камешек с реки и сравним его с тем, что мы взяли на дороге.
-Какой по ощущениям камешек с реки? (гладкий).
-А почему?
Дети: это так вода обтачивает камни со всех сторон.
-А тот, который мы взяли на дороге? (шероховатый, острый, неровный).
- Так как сегодня жарко, я предлагаю вам расстелить коврики, и попить водички. Пока мы с вами отдыхаем. То попробуем узнать ещё что-нибудь интересное о камнях.
Опыты с камнями.
Вот эти камешки лежат на солнышке, потрогайте их.
-Какие они?
Дети: Они горячие.
А вот эти, лежат в тени, потрогайте их.
-Какие они?
Дети: Они холодные.
-Какой вывод, мы с вами можем сделать?
Дети: Камни способны сохранять и отдавать тепло.
Воспитатель:
-Молодцы!
-А теперь давайте проведём ещё один опыт.
-Давайте нальём в чашку воду и опустим туда камень.
-Что произошло?
Дети: Он утонул.
-А теперь давайте опустим в воду кусочек дерева.
- Что с ним произошло? Утонул ли он?
Дети: нет, он плавает на поверхности.
Воспитатель:
-А почему?- Какой можно сделать вывод?
Дети: Камень тяжелее воды, а дерево легче.
Воспитатель:
Молодцы!
-Ребята, а может, вы знаете, того кто ест камни?
Дети: Крокодилы, птицы. Воспитатель:
-А как, вы думаете, человек может питаться камнями?
Дети: Нет.
Воспитатель:
-А я с вами не согласна.
-Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня.
-Хотите узнать, что же это?
-Это каменная соль.
Воспитатель:
- А нам пора двигаться дальше и продолжать наш путь.
-Перед нами горы.
-Каким цветом на карте изображены горы?
Дети: Тёмно-коричневым, светло-коричневым.
-Кто может объяснить почему?
Дети:
-Чем темнее цвет, тем горы выше, светлые горы ниже.
Воспитатель:
-А из чего состоят горы?
Дети: Горы состоят из камня.
Воспитатель:
-А вы знаете, где применяют камень?
Дети: В строительстве.
Воспитатель:
-И не только.
-А хотите узнать, где ещё используют камни?
- Тогда делаем привал.
-Располагаемся поудобнее и будем слушать мой рассказ.
Воспитатель:
-Мы живём в Алтайском крае, в рабочем посёлке Тальменка. Южнее от нас расположен поселок Колывань, который расположен у подножия Колыванского хребта. Колывань – старейшее городское поселение предгорного Алтая, ранее называвшееся Горной Колыванью.
(Показ презентации).
Колывань камнерезная.
Воспитатель:
-В посёлке есть камнерезный завод, который носит имя И. И. Ползунова. Вот там и обрабатывают камни.
Воспитатель:
-Вот так добывают камни, которые потом везут на завод.
-Так выглядит цех, где обрабатывают камни.
-А это станки для обработки камня.
-Чтобы получить красивые изделия, камень надо обработать.
Вот так выглядят обработанные и необработанные камни.
Изделия из камня.
- Одни камни используются в строительстве, а другие для изготовления украшений и сувениров.
Картины из камня.
-А ещё из камней мастера делают картины, которые украшают стены театров, в Петербурге есть царица ваз, которая сделана на Колыванском камнерезном заводе.
-У нас в детском саду тоже есть картина, которая сделана из камня, вы все её видели.
-Вам она понравилась?
Воспитатель:
-Ребята, у меня для вас сюрприз.
-Посмотрите что же это (шкатулка ).
-Она выполнена мастерами на Колыванском заводе, камень из которого она сделана, называется Яшма.
-Потрогайте её и скажите, камень, из которого сделана шкатулка обработанный или нет?
Дети:
-Обработанный.
Воспитатель:
-А как вы догадались?
Дети:
-Шкатулка гладкая и блестящая.
Воспитатель:
-А теперь посмотрите, какого цвета камень из которого сделана эта шкатулка?
Дети:
-Зелёный и коричневый.
Воспитатель:
-Значит, камни бывают разного цвета.
-Эта шкатулка непростая, она волшебная.
-А теперь, давайте откроем шкатулку и посмотрим, что же в ней лежит?
(Воспитатель открывает шкатулку).
-Вам нравятся эти украшения?
-Посмотрите на камни, которые их украшают.
-Разные они или одинаковые?
-Какой можно сделать вывод?
Дети:
-В природе много разных камней.
-А как, вы думаете, кто сделал такую красоту?
Дети:
-Мастера.
Воспитатель:
-Их называют мастера-ювелиры.

Высказывания детей.
Собирают рюкзаки, одевают их на плечи.
Высказывания детей.
Берут с собой камешки и продолжают движение дальше.
Трогают, сравнивают, делают выводы.
Обобщают, делают вывод.
Обобщают, делают вывод.
Встают, надевают рюкзаки и движутся дальше по маршруту.
Подходят к импровизированным горам, рассматривают физическую карту.
Слушают рассказ.
Смотрят презентацию.
Высказывания детей.
Рассматривают шкатулку.
Высказывания детей.
Рассматривают украшения. Формирование познавательного интереса.

Развитие тактильного восприятия.
Дети запомнят, как под воздействием природы камни могут менять форму.
Знакомятся, что происходит с камнями воздействием определённых факторов.
Развитие тактильного восприятия.
Развитие наблюдательности.
Развитие умозаключения.
Учатся ориентироваться по карте.
Развитие речи воспитанников.
Познание нового.
Донесение до  сознания детей, что красивые изделия это итог работы мастеров.
Развитие речи воспитанников.
Развитие любознательности, эмоционального удивления.
5. Практическая работа. - А вы хотите побывать в роли мастеров и смастерить что-нибудь красивое?
-Тогда давайте пройдём в нашу мастерскую.
-Я предлагаю вам поработать мастерами росписи по камню.
-Достаём камешки, которые собрали по дороге, берём кисти, краски и приступаем к работе.
(Воспитатель напоминает правила работы с красками).
Выполняют роспись по камню.
Развитие трудолюбия, терпения.
Развитие мелкой моторики, навыка самостоятельной работы.
Проявление творчества, фантазии, инициативы.
Отражение эмоций и приобретённых знаний в продуктивной деятельности.
6. Итоговый этап.
Рефлексия. Воспитатель:
-На этом наш поход подошёл к концу.
-Нам пора возвращаться обратно в детский сад.
-Перед вами стоят 2 шкатулки, вспомните, из какого материала сделана эта шкатулка?
Дети:
-Из камня.
Воспитатель:
-А как называется этот камень?
Дети:
-Яшма.
- А из какого материала сделана другая шкатулка?
Дети:
-Из дерева.
Воспитатель:
-Сейчас я предлагаю вам положить камешек в шкатулку из камня, если вам понравился наш поход, если не понравился, то положите камешек в шкатулку из дерева.
- Что нового узнали?
-Что было самым интересным?
-Я предлагаю вам оформить в группе выставку вашего мастерства. Надевают рюкзаки, возвращаются в пункт отправления.
Дети делятся впечатлениями.
Обратная связь.
Список литературы:
Кейль С.А. Камнерезный завод. История и проблемы. Ползуновский альманах №2, 2004.-С.170-173.
       Родионов, Л.М.Колывань камнерезная. Повествование о рудниках, горных инженерах, подмастерьях и мастерах.— Барнаул, 1986. – С.435 .