Методическая разработка занятия кружка «Тропинки Здоровья»


МБОУ СОШ №12
Методическая разработка
занятия кружка
«Тропинки Здоровья»
Тема: «Отдых и развлечения в семье.
Масленица»
Составитель: учитель начальных классов
Воловодова Тамара Евгеньевна
г. Красный Сулин

Цель: Создание условий для успешной социализации обучающихся, для воспитания гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, максимальной реализации творческого и интеллектуального потенциала каждого ребёнка в рамках реализации модели «Школа полного дня»
Задачи:
Способствовать пробуждению национального чувства, интереса к изучению обычаев и традиций предков.
Активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.
Развитие творческих способностей учащихся
Описание занятия:
Учитель: Какой день хороший – гости в нашем доме, родители. Неспроста народ честной собрался. «Отдых и развлечения в семье» - тема нашего занятия. Но у каждого праздника свои традиции. Традиции какого праздника мы будем сегодня вспоминать.
Дети: Масленицу гулять!
Учитель: А вы знаете, что это за праздник такой?
(ответы детей)
Учитель: Это старинный народный праздник отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".Масленица - проводы зимы, встреча весны. Празднуется целую неделю. За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал.Прощай, зима сопливая!Приходи, лето красное!
День первый
Понедельник - "встреча". Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.
А у нас загадки.
Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
(Масленица.)
Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные ...(Блины.)
Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины –
Едем к… !(Тёще на блины)
Масленица – объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … !(Икра)
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки –… (Блины)
Учитель: Другим символом весны является солнышко.
Под музыку запевка «Солнышко» коллективная творческая работа детей по изготовлению солнышка класса. И у нас Солнышко сият, греет, …… (дети продолжают эту цепочку)
Второй день
Учитель: Вторник называли - « заигрыш»: в этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их .Зима не велит на месте стоять. (девочка в белом платьице)
Погляди, народ! К нам Весна идёт! (Появляется Весна в красивом платье.)
– Здравствуй, Весна-красна!
– Здравствуй, Зима!
Учитель: Встреча мирная сегодня и у Зимы, и у Весны, игривая .– А ну-ка, ребята, кто зиму любит, к зиме в помощники!
– Те, кто Весну ждёт - к весне!
Игра «Снежки».
Зима.
– Да, сильна ты, Весна! Я отступаю!
Третий день
Учитель: А вот и среда на пороге – «лакомка». В этот день готовили самые вкусные блюда, и конечно – блины. Пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.
(Мастерская по украшению блюд из блинов под песню «Ой, блины, блины», при участии родителей)
Звучат пословицы из уст детей
• На Масленой повеселись, да блинком угостись
• Масленница семь дней гуляет
• Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить.
• Масленица идет, блин да мед несет.
• Масленица объедуха, деньгам приберуха.
• Блин не клин, брюха не расколет.
• Не все коту Масленица, бывает и Великий пост.
Учитель: Продолжаем мы забавы для гостей, друзей, для всех!
Четвертый день
Учитель: Четверг – “Разгуляй”. В этот день народ катался на лошадях. Одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки возили по деревням гулять Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы. Чаще всего они были в костюмы цыган, медведя.Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт!Песня «Оладушки»(в исполнении группы ребят)
Учитель: Нередко во время гулянья раздавались шутливые
дразнилки, не ради обиды, а чтоб повеселиться.
(дети выкрикивают безобидные дразнилки)
«Николай, Николай, сиди, дома не гуляй,
В балалаечку играй! »
«А ты, Наташка – пышка, на улицу вышла,
На камушек села, три яблока съела! »
«Андрей – воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из - под палочек! »
«Маринка – корзинка, прыгала, скакала
В болото упала! »
«А у Васьки на носу, ели кошки колбасу! »
Чокли-мокли, Чокли-мокли, У тебя глаза намокли.
Если долго будешь плакать, Ты лягушкой будешь квакать.
Плакса, вакса, гуталин На носу горячий блин!
Вображала хвост поджала И под печку убежала,
А под печкой крокодил Вображалу проглотил.
Жадина, говядина, Пустая шоколадина!
Командир полка - Нос до потолка,
Уши до дверей, А сам, как муравей!
Кто хвалится, тот в яму провалится!
Учитель: Полно вам дразниться!!
Пятый день
Учитель: На пятый день, в пятницу ходят к «тёще на блины». Тёща –это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами. Пятница – тёщины вечёрки! Кто «тёща» для вас?(бабушка)-Посидим с бабушками и разгадаем.( Работа в группах. Родительская помощь.)Сочините четверостишие. Закончите фразы в каждой строке следующими словами:
_____________________________ весна
_____________________________ сапожок
_____________________________ не до сна
_____________________________ дружок.

______________________________ блинцы ______________________________бубенцы
______________________________ ветерком
______________________________ вечерком.
______________________________ баба
______________________________ метель
______________________________ рада
______________________________ капель
(представители групп зачитывают четверостишия)
Шестой день
Учитель: А в субботу не безделки – золовкины посиделки!
На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости.
А у нас настал момент подарки раздаривать.
Под музыку «Масленица детская» дети дарят гостям заготовки солнышек.
Седьмой день
День седьмой идет по счету.
Помириться всем охота.
Кто тебя обидел зря –
Не держи на них ты зла.
Всех прости, тебя простят
И придет к вам мир и лад.
В огонь бросали весь мусор собранный за неделю. Но так иногда хочется очистить и душу. На листочке напишите мини - исповедь «Что мне иногда мешает быть добрым». Это месячник добродетели. Покопайтесь в душе, напишите хотя бы одно слово. Гости могут принять в этом участие (Дети и гости пишут)Учитель: А у нас в школе рождается новая традиция. Все бумажечки с написанными плохими качествами бросим в огонь на общешкольном мероприятии «Широкая Масленица».
За содружество всем спасибо – детям, гостям, родителям!
(Выход «ручейком», под песню «Ой, девки пошли»,соблюдая правила гостеприимства, - пропускаем гостей.)
Список литературы:
1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2.
2.  Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г. Москва.— М.: ИСМО РАО, 2004.
3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2
4. Н.Ф. Дик Начальная школа от А до Я. // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006
5. О.Е. Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В. Киселёва Я – гражданин России!// Москва: «Вако»,2006
6. Алтарёва С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные, тематические праздники.// Москва: «Вако»,2006
7. Использование сайтов интернета.