Методическая разработка внеклассного занятия- деловая игра Мы и выборы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная основная школа
с.Белая Фалёнского района Кировской области
Конкурс среди педагогических работников Кировской области на лучшую методическую работу по вопросам формирования правовой и политической культуры у молодёжи, посвящённый Году учителя в России.

Номинация «Политическая культура молодёжи»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

«ДЕЛОВАЯ ИГРА « МЫ И ВЫБОРЫ »










Автор работы:
Лыскова Ирина Андреевна,
учитель обществознания
МОУ ООШ с.Белая
Фалёнского района






с.Белая
2010 г.
Изучение общественных наук для современной молодёжи необходимо и актуально, так как россияне не отличаются высокой правовой и политической культурой. Будущим гражданам нашей страны очень нужны знания в области экономики, юриспруденции, социологии, политологии, этики Поэтому перед преподавателем обществознания стоит задача дать своим ученикам основы этих знаний, формировать политическую и правовую культуру учащихся как будущих избирателей. Наши уроки должны быть насыщены сведениями о сущности избирательной демократической системы, процедурах подготовки и проведения выборов, защиты прав избирателей. Кроме того, во внеурочной деятельности происходит закрепление полученных на уроках знаний, их систематизация.

Предлагаю разработку деловой игры «Мы и выборы»

ЦЕЛЬ игры состоит в том, чтобы способствовать повышению общеправовой культуры и формированию активной гражданской позиции.

ЗАДАЧИ игрового действия направлены на то, чтобы:
дать представления ученикам о народовластии в России, о представительной власти, о демократии;
создать условия для самореализации и адаптации учащихся в конкретной ситуации из общественной жизни;
повысить интерес к предмету через создание игровой ситуации.

Во время игры можно выяснить
представления учащихся о формировании представительной власти, проведения выборов, правах и свободах человека;
то, какова их социальная адаптация (коммуникативность, умение ориентироваться в ситуации, делать свой выбор);
представления о правовой этике, культуре межличностных отношений а так же помочь увидеть достоинства оппонента в предвыборной борьбе;
выявить умения принимать нестандартные решения в ходе игры, самореализовать себя.

Такая форма занятия как деловая игра должна содержать элемент конфликтности, напряжённости, требующий поиска выхода. В данной игре этот элемент присутствует в выборе кандидатов на пост спикера парламента школы и партий (на выдвижение депутатов от партий в парламент). Игра направлена на личностную ориентацию учащегося: каждый из участников игры делает самостоятельный выбор, голосуя за кандидатов или партию.



Ход игры.

Учитель: Сегодня на занятии мы обобщим ваши знания о том, как в нашей стране проходят выборы. И проведём мы его в виде игры.
1. Чтобы вспомнить некоторые вопросы, касающиеся нашей темы, проведём игру «Ассоциации». [1, стр. 72] Назовите слова-ассоциации на следующие термины:
Депутат, избирательная комиссия, дебаты, референдум, пиар-кампания, списки, наблюдатель.

Учитель: Выборы – важный элемент демократии. У каждого человека своё отношение к выборам, к политикам. Вы, молодое поколение будущих избирателей, должны серьёзно относится к своим политическим правам и активно их использовать.

Если хочешь изменений
Ты в стране своей родной,
Должен принимать решенья,
Отдавая голос свой.

Надо быть всегда активным,
Думать, взвешивать, решать
И из разных кандидатов
Лишь достойных выбирать.

Существует много партий,
И у каждой – лидер свой.
В них старайся разобраться


Чтобы был во всём примером,
Слово твёрдое держал,
Избирателям был верен,
Их наказы выполнял.

Агитацию послушай
И газеты почитай,
Разберись, какой же лучше –
Вот тогда и выбирай!

(И.Лыскова) И решить, какой же твой!

2. Для того, чтобы провести выборы, нам нужна избирательная комиссия, Предложите количественный состав и её членов.
Формирование избирательной комиссии.

3. Комиссия займется составлением списков избирателей (для этого берутся классные списки) и образованием избирательных округов и избирательных участков.

4. Выдвижение, регистрация кандидатов.
В нашей игре будут участвовать четыре команды. Задание для всех одно: участие в выборах депутатов в парламент школы и спикера парламента, поэтому каждая команда должна сформировать какую-либо партию, представляющую интересы школьников, родителей, учителей и выиграть на выборах, выдвинув своего кандидата в депутаты.

Задание 1.
Назвать свою партию, выдвинуть лидера.

Задание 2.
Провести опрос электората о перечне анкетных данных, деловых и нравственных качеств людей, за которых бы отдали голоса.
[см. Приложение 1] [2, стр.37]
Задание 3.
Составить предвыборную программу, выражающую интересы тех, кого эта партия представляет.

5. Предвыборная агитация.

Задание 1.
Обсудить высказывания:
«Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство,» (Д.Адамс)
«Управление государством зависит от подбора мудрых людей.» (Конфуций)
«Голосуй за человека, который обещает меньше всех, будешь меньше всех разочарован.» (Барух)
«Неосведомлённость одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех.» (Д.Кеннеди) [3, стр.142]

Задание 2.
Составить текст рекламного ролика о необходимости участия гражданина в демократических выборах. (Это задание для членов избирательной комиссии, текст зачитывается по мере составления)

Задание 3.
Провести встречу с избирателями. Представить программу партии и её кандидата. Ответить на вопросы избирателей.
Обратить внимание избирателей на помещённую на доске памятку для анализа программ :
Реальность обещаний: есть ли возможность их реализовать.
Политический характер программ – будут ли они поддержаны большинством парламента?
Нужны ли предлагаемые изменения школе? [4, стр.149]

Члены избирательной комиссии задают группам вопросы об избирательном процессе:
- Что такое избирательный процесс?
- Что такое избирательные округа?
- Во сколько лет можно стать депутатом Государственной думы?
- Что такое предвыборная агитация?
- Как происходит голосование?
- Что такое предвыборная программа?
- Кто может быть наблюдателем на выборах?

Задание 4.
Пресс-конференция с кандидатами.
Проводится тест. Избиратели задают кандидатам вопросы, а избирательная комиссия учитывает положительные ответы одним баллом. Вопросы избирателям раздаются заранее:
- Теряетесь ли вы в трудных ситуациях?
- Легко ли можете убедить людей?
- Удаётся ли вам добиться, чтобы все вокруг вас хорошо работали?
- Оцениваете ли вы сами свою работу? Успехи? Неудачи?
- Чувствуете ли настроение партнёров?
- Достигаете ли цели, к которой стремитесь?
- Принимая решение, выбираете из множества вариантов?
- Готовы ли вы на риск, чтобы получить нужный результат?
Комиссия объявляет результаты:
1-3 балла: небольшой лидерский потенциал.
4-6 баллов: вы сами определяете ход вашей жизни, но ещё есть над чем поработать
7-8 баллов: вы полностью контролируете жизненную ситуацию, лидерские наклонности притягивают к вам людей. [4, стр.148]

6.Голосование.

Учитель: Сейчас мы проведём голосование, чтобы определить нашего политического лидера. Пока избирательная комиссия готовится, мы разгадаем кроссворд, чтобы вспомнить некоторые термины.
Разгадывается кроссворд «Демократия», помещённый на доске. На вопросы отвечают коллективно. [см. Приложение 2]
Избирательная комиссия раздаёт бюллетени, а после тайного голосования (для этого устроены кабины) подсчитывает голоса и оглашает результаты, поздравляет победителя.
Предоставляется слово победившему в выборах, а затем представителям от партий, которые высказываются о том, как улучшить свою позицию в будущем.

Учитель: Мы провели эту игру для того, чтобы вы побывали в разных социальных ролях и поняли необходимость участия в выборах, ведь через несколько лет вам придётся выбирать депутатов, президента, а это очень ответственно.
В заключении предлагаю командам составить синквей по итогам игры.
[см. Приложение 3] [1, стр.122]
Затем отмечаются самые активные участники игры и те из учащихся, которые как-то проявили себя.
Список литературы.

1.Корнева Т.А. Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. – М: изд. Глобус,2009.

2.Драхлер А.Б. Рабочая тетрадь к учебнику Я.В.Соколова «Граждановедение».
8 кл. – М: Дрофа, 1999.

3.Степанько С.Н. Обществознание. 8-9 кл. Элективный курс. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Корнева Т.А. Внеклассные мероприятия по обществознанию. – М: Глобус, 2008.



























Приложение 1.



Опросный лист «Качества людей, за которых
бы вы проголосовали»

Составьте перечень качеств и расположите их в порядке их значимости

Анкетные данные

___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________

Деловые качества

_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________

Нравственные качества

_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________






Приложение 2.

Кроссворд «Демократия»





1.


Д














2.

Е















3.
М














4.

О















5.
К














6.

Р














7.

А










8.





Т













9.


И
















Я
10.












Активный, пользующийся максимальным авторитетом член группы, которого она может выдвинуть своим представителем. (Лидер)
Всенародное голосование по поводу принятия важных государственных решений. ( Референдум)
Документ, удостоверяющий депутатские полномочия (Мандат)
Один из факторов ограничения избирательного права. (Возраст)
Человек, выдвинутый быть избранным. (Кандидат)
План действий партии или кандидата, предлагаемый избирателям в предвыборную кампанию (Программа)
Высший представительный законодательный орган власти, формируемый выборным путём. (Парламент)
Документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов. (Бюллетень)
Деятельность сторонников кандидата или партии с целью добиться победы на предстоящих выборах. (Агитация)
Орган, организующий голосование. (Комиссия)





Приложение 3.

Синквейн.

1.Памятка для написания синквейна

Задание: Напишите синквейн, используя понятие «ВЫБОРЫ»

Помните: синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

2.Варианты синквейнов, написанные учащимися на данном занятии.

Выборы.
Всеобщие, честные.
Думать, решать, выбирать.
Свободные выборы – выражение демократии.
Право.
Голосование.
Активное, пассивное.
Избирать, опускать, подсчитывать.
Каждый человек должен выбирать по-своему.
Гражданин.
Референдум.
Всенародный, государственный.
Изъявлять, голосовать, повлиять.
Мы решаем судьбу страны.
Опрос.