Отчёт об учебно – исследовательской экспедии по теме: Путь расширения возможностей изучения родного края Кизинка и ее окрестности (Мостовский район, Краснодарский край)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 Берёзка» посёлка Мостовского
Муниципального образования Мостовский район
Отчёт об учебно – исследовательской экспедии по теме:
Путь расширения возможностей изучения родного края
Кизинка и ее окрестности (Мостовский район, Краснодарский край)
Автор :Воспитатель высшей категории
Ляшенко Ирина Викторовна
П.г.т. Мостовской
2015г.
Содержание
1.Введение 1-2
1.1. Памятники прошлого 3
1.2. Исследование и классификация дольменов 4
2. Актуальность 5
3.Заключение 6
Использованная литература 7
Приложение 8
Введение
На территории Краснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид. Это — дольмены. Вот уже несколько лет они привлекают к себе внимание сотен людей. Большинство из них — последователи одного из современных религиозно-мистических течений, избравшего дольмены объектом поклонения. Чтобы увидеть воочию древние постройки и прикоснуться к тайне древности паломники преодолевают тысячи километров, добираясь из самых отдаленных уголков России и ближнего зарубежья. Происхождение этих памятников все еще остается загадочным. Но благодаря археологическим исследованиям последних лет, мы все больше узнаем о тех, кто оставил после себя эти конкурирующие с природой и временем усыпальницы. Точно так же, как по крупицам археологи извлекают из земли древние артефакты, перед нами шаг за шагом раскрывается повседневная жизнь древних строителей, их технические возможности и научные знания, их верования и обычаи. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 Берёзка» посёлка Мостовского является экологической площадкой в рамках инновационного сетевого проекта «Эколог». С 2012- 2015 учебного года работает над темой «Экология Мостовского района» педагоги-энтузиасты детского сада № 1 успешно создают такое образовательное пространство, в котором реализуются творческие способности дошкольников и самих педагогов, непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
— развитие познавательного интереса к миру природы;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
1
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Сбор сведений (поиск информации)
Что нам интересно узнать:
- что такое дольмены;
- когда и кто их построил;
- для чего они нужны;
- какие виды дольменов бывают;
- где еще можно встретить дольмены.

2
Памятники прошлого
Дольмены — мегалитические гробницы, уникальные памятники прошлого, оставленные нам народами Кавказа. Их строительство началось на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. Дольмены, как стражи, стоят между прошлым, настоящим и будущим, восхищая нас своей грандиозностью, в которой отразилась история тысячелетий.
Гигантские каменные гробницы получили название от бретонсктого (кельтского) tol — стол, men — камень, каменный стол.
Дольменная культура сыграла заметную роль в становлении абхазо-адыгского этноса на его раннем этапе. Мегалитические мавзолеи вошли в словарный состав языков народов западной оконечности Кавказа и в их предании. Мегрелы называли дольмены «одзвале», «садзвале» (вместилища костей), а также «мдишкуде» (дома великанов), абхазы — «адамра» (древние могильные дома). Адыги первоначально пользовались словом «кеу-неж», которое имеет тот же смысл, что и абхазское «адамра», а в более поздние времена термином «испыун» («испун», «спыун»), который переводится как дом карлика («спи» карлик, «унэ» дом). Согласно адыгским преданиям, дольмены — жилища, построенные великанами («нарт», «еныжь») для соседнего с ними племени карликов («спи», «цан», «цанна») из великодушия и жалости к беззащитным существам (впрочем, имеется вариант легенды, утверждающий, что коварные карлики вынудили хитростью простодушных гигантов выполнить эту работу). Более поздние адыгские сказки утверждают, что круглое отверстие входа дольмена гномы, как лихие джигиты, преодолевали, выпрыгивая из испыуна и запрыгивая внутрь его верхом на зайцах. Русскоязычное население, появившееся на Северо-Западном Кавказе в XIX веке, называло дольмены «богатырскими хатками», «дидовами» или даже «чертовыми хатами». Дольменная культура распространена на Западном Кавказе, от Таманского полуострова до Абхазии. Протянулась 480 км в длину и 30-75 км в ширину. К концу 1976 года было обнаружено 2308 дольменов. На Черноморском побережье Кавказа — 268, из них в районе Геленджика около 100, причем более 40 — в районе сел Пшады и Михайловского перевала. Анализируя письменные источники XIX-ХХвв., можно отметить, что в районе Новороссийска — Геленджика уничтожено более половины мегалитических гробниц, являющихся достоянием не только российской, но и мировой культуры. Процесс их утраты продолжается. Сотни дольменов уничтожены при строительстве дорог, карьеров, жилья, во время лесоразработок, планировании сенокосов, садов, разрушены кладоискателями... Дольмены принесли Западному Кавказу мировую археологическую известность, включены во все энциклопедии.
3
Исследование и классификация дольменов
Области распространения дольменов в мире тяготеют к Мировому океану. Первоначально европейской науке сделались известными дольмены Индии, Палестины и ряда европейских стран — Франции (Бретань), Италии, Греции, Дании и Скандинавских стран. Дольмены считают принадлежностью индоевропейской расы. Существует гипотеза, согласно которой строители дольменов принадлежали к единому народу мореплавателей. По другой гипотезе, дольменная культура присуща различным народам, имевшим между собой контакты. Известный советский исследователь дольменов Л. И. Лавров считает, что, отправляясь от второй гипотезы, можно исследовать вопрос о морских путешествиях древних кавказских горцев, которые хотя и заимствовали, но усовершенствовали технику строительства дольменов. Более того, так как о настоящее время принято относить время постройки дольменов горного Закубанья к 2300—2000 годам до нашей эры, то есть считать их ровесниками египетских пирамид, Лавров считает несомненным факт существования в эту эпоху контактов между строителями дольменов и строителями пирамид. В пользу этого, по его мнению, свидетельствует одинаковая в обоих случаях исключительная забота о загробной жизни. Впервые дольмены на Западном Кавказе были обнаружены русским академиком П. С. Палласом в 1793 году. Проезжая вдоль Северной косы на Таманском полуострове (близ станицы Фонталовской), он встретил развалины татарского села Чокрак-Кой, "… а несколько дальше,— добавляет он в своем отчете,— на ровной возвышенности много могил… с большими плоскими известковыми и песчаниково-шиферными плитами, поставленными на ребро в продолговатые четырехугольные ящики. Происхождение их не татарское, а, пожалуй, черкесское". В 1818 году французский археолог Тебу де Мариньи открыл группу дольменов в ущелье реки Пшады. В начале 30-х годов XIX века его соотечественник Дюбуа де Монпере и англичанин Дж. Белл обнаружили еще несколько дольменов между Геленджиком и Джубгой, а также большие дольменные группы в верховьях реки Абин; около десяти лет спустя эти исследователи первыми опубликовали зарисовки таинственных мавзолеев. Во второй половине XIX столетия экспедиции к дольменам предпринимались Ф. С. Бампером (1865—1870), К. Д. Фелицыным (1878), который вошел в историю науки как крупнейший знаток дольменов и первооткрыватель многих дольменных групп Прикубанья, В. И. Сизовым (1888). Пионер кубанского краеведения, учитель екатеринодарской гимназии В. М. Сысоев объездил по поручению Московского археологического общества в 1892 году область распространения кубанских дольменов, осуществив одну из первых попыток определения их общего числа. О дольменах писали известные исследователи П. С. Уваров (1891) и Л. Я Апостолов (1897). Первый наиболее полный каталог дольменов был составлен к 1960 году Л.И.Лавровым (1139 дольменов). Им же была предложена классификация дольменов Западного Кавказа существующая с некоторыми изменениями и сегодня. Все многообразие дольменов Л.И.Лавров разделил на четыре основных типа.
«Обычный» (плиточный дольмен), т.е. самый распространенный тип дольменов.
Это «четырехугольный ящик, каждая сторона которого, а также крыши и часто дно представляют собой отдельную монолитную плиту».
4
2. Составные дольмены – с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит.
3. Корытообразные дольмены.
4. Дольмены – монолиты.

Актуальность такого обобщения очевидна: в настоящее время многие образовательные учреждения проводят интересную работу по изучению природы, исторического прошлого своего родного края. В нашем детском саду эта большая работа проводится в рамках летней экспедиции. Задумывая этот проект, гипотетически предположили, что если педагоги при поддержке родительского сообщества, с помощью ученых, специалистов смогут создать условия для научно-поисковой работы в период лета, то это будет качественно новый шаг в дополнительном образовании. Это поставит педагогов в позицию исследователей. Педагоги будут создавать новые программы, методики расширения образования, а ребёнок получит возможность приобрести новые знания и новый опыт креативной деятельности. Определился концептуальный подход к развитию этого вида образовательной деятельности. В ходе организации и проведения экспедиции субъектами становятся педагог и родители. Педагоги совместно с родителями ищут решение исследовательской задачи.Исследование понимается нами, как творческий процесс познания мира, себя и своего места в этом мире. Комплексная экспедиция представляет собой:
– выездную форму учебно-воспитательной работы и кабинетную.
Выездная форма работы экспедиции – это яркое эмоциональное событие в жизни педагогов. Жизнь в полевом палаточном лагере в окружениигор. Подготовка к экспедиции начинается после новогодних каникул.Готовятся программы, формируется команда, готовится учебное оборудование, оснащение полевого лагеря всем необходимым. Несколько днейучастники экспедиции ежедневно ведут исследовательскую и поисковую работу, фиксируя весь ход работы в полевых дневниках, делаязарисовки, фотографии, собирая коллекционный материал.
Кабинетная работа – это обработка материалов: работа с литературой, консультации с учеными, исследования, подготовка коллекций, фотоматериалов. Все участники экспедиции живут в одном полевом лагере. В одном районе подбирается и поле деятельности для всей команды. Команда исследует район по своим программам и методикам. При этом существует единая программа исследовательской деятельности, подведения итогов, организации жизни и быта, досуговой деятельности. Обобщение и анализ собранного материала, написание исследовательских работ, выступление на педсоветах, на районных и краевых конференциях “Первые шаги в науку” дают возможность педагогам повысить свою компетентность, реализоваться.
Подготовка экспедиции проходит по следующим этапам:
– выбор места стоянки лагеря и района исследований;
– подготовка научной программы экспедиции, программы работы,отбор методик;
– формирование команды на добровольной основе;
– согласование по вопросам питания, водного режима с органами СЭС;
5
– подготовка кострового снаряжения, пищеблока, инвентаря, спортивногоснаряжения;
– оснащение аптечкой первой помощи, подбор медработника;
– заготовка продуктов питания;
– организационный сбор перед выездом, инструктаж по технике безопасности,медицинский осмотр участников экспедиции.
Работа экспедиции на выезде также организуется по отработанной схеме:
– 1 день. Заезд, Благоустройство лагеря, хозяйственного блока. Открытие лагеря,Заседание научного Совета;
– 2 последующих дня – это дни работы команды, которые отправляются помаршруту и работают программе;
– в последний день проводится закрытие лагеря, снимается все оборудование, Важным этапом экспедиции является конференция по итогам летней работы.
Она проводится в детском саду. В период летних каникул и в сентябре месяце приводятся в порядок все материалы, коллекции, печатается и оформляется фотоматериал, выпускаются газеты, оформляются выставки интересных находок, готовятся краткие научные сообщения. Это мероприятие проводится торжественно, приглашаются гости – специалисты экологической службы, СМИ, представители других садов, родители:– участники экспедиции. Во время подготовки конференции и во время её проведения решаются важные образовательные задачи:
– педагоги учатся обобщать материал, делать научный отчет;
– учатся выделять в содержании отчета главные, наиболее существенные идеи иконцентрировать на них своё внимание;
Решаются многие воспитательные задачи:
– создаётся “ситуация успеха” для педагогов;
– присутствие в зале других педагогов,родителей, именитых гостей повышает статус педагога;– отчет всей команды – эта коллективная работа рождает “чувство локтя”.
Дальнейшая работа с материалами исследований, полученных в экспедиции, строится таким образом:
– готовятся проекты на районнуюконференцию “Первые шаги в науку
Заключение
Сохранение дольменов, памятников мирового класса — это вопрос культуры, национального достояния, совести и общественного мнения. Человек третьего тысячелетия должен стать на более высокую ступень своего развития, опираясь на опыт прошлого, уважать культурные традиции ушедших поколений, сохранять память предков. Не разрушать, а восстанавливать памятники истории и культуры, ведь без прошлого нет настоящего, не будет и будущего. И самое, пожалуй, главное - экспедиция формирует единый коллектив педагогов, родителей, объединенных общими идеями и интересами.
6
Использованная литература
1.Учебник: «Кубановедение» 3 класс, авт. Ерёменко Е.Н., Мирук М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. – Краснодар, ОИПЦ Перспективы образования 2013 г.
2. Кубановедение: археология, мифология, культура: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Краснодар, 2008.
3. В.Н. Ратушняк. Энциклопедия кубановедение от А до Я.
4. Б.А. Трехбратов .Историко-краеведческий словарь школьника.
Использованная литература с сайта
ossiya/krasnodarskij-kraj/progulka-po-drevnim-pamyatnikam-kizinki-otzyvy-foto.html
7
Приложение
Дольмены х. Кизинка
В Баговском сельском поселении несколько населенных пунктов: станица Баговская, поселок Узловой, х. Кизинка и село Бугунжа. Местность с дольменами расположена в 12–15 км к северо-западу от станицы Баговской, примерно в 8-11 километрах от хутора Кизинка. Почти все дольмены расположены на левом берегу реки Кизинка (левый приток реки Ходзь), на плоских возвышенностях. На горе Кислой 311 дольменов; Наблюдательной – 43; Поповской – 163; Суимовой – 8; Церковной – 36.
Дольмены - памятники древней культуры. Считается, что они впервые появились в Индии, а затем распространились по побережью Средиземного моря, на Кавказе, в Африке и Европе. До сих пор никто точно не знает, для чего они были построены. По виду чаще всего они похожи на большие каменные скворечники или ульи. Принято их разделять на плиточные (из отдельных плит), составные (из отдельных блоков), корытообразные (высеченные в камне и накрытые плитой) и монолиты (целиком из одного камня или в скале).Дольменам хутора Кизинка не менее 5000 лет. Ученым о них известно с 1980 года, в это время здесь работала научная экспедиция. Археологи (те, кто изучает древние предметы) изучили дольмены окрестностей х. Кизинка и насчитали их более 500 штук. Все дольмены распечатанные, то есть открытые. Но многие местные жители, в том числе и мой дедушка, рассказывают, что на самом деле дольменов больше, некоторые из них находятся в лесах и возле пещер, а еще говорят, что есть у нас и несколько нераспечатанных дольменов. Дольмены на хуторе Кизинка плиточные. Многие из них уже ушли под землю. Некоторые частично разрушились. Большая часть сильно разрушена и на земле остались только кусочки плит. У наших дольменов есть несколько особенностей:
- здесь на хуторе Кизинка самое большое известное скопление дольменов в Закубанье;
- дольмены х.Кизинка сделаны из известняка;
- они небольших размеров, чуть больше метра;
- отверстия у них не круглые, как в других дольменах, а полукруглые;
- Рядом с дольменами лежат камешки, на которых написано их имя.

8