Конспект урока обществознания на тему Выборы в демократическом государстве (10 класс))

Швецова И.В.
учитель истории и
обществознания
МКОУ СОШ п. Пластун
Тернейского района
Приморского края




Предмет: обществознание
Класс: 10
Тема урока: Демократические выборы
Тип урока: урок изучения нового материала (2 часа).
Технология урока: урок с элементами интерактивной технологии.
Словарь урока: абсентеизм, активное избирательное право, пассивное избирательное право, политический блок, выборы, парламент, парламентаризм, фракционность, избирательные системы, плебисцит, референдум, электорат, избирательный ценз.

Основные этапы урока.

Этапы урока
Формы и методы
Ожидаемые результаты
Формы контроля и оценивания

1.Мотивация.
3мин.
Мозговой штурм.
Учащиеся выделяют основную проблему, высказывают собственные взгляды по поставленным вопросам.
Активность участия в работе.

2. Работа с понятиями.
10 мин.
Анализ понятийного аппарата.
Учащиеся определяют основные понятия темы
Точность формулировок. Навыки устного выступления.

3. Обсуждение основной проблемы.
10 мин.
Работа в группах. Дискуссия. Работа с текстом учебника.
Учащиеся знакомятся с избирательными цензами и определяют принципы демократических выборов.
Умение работать с текстом, выделение главного, точность аргументации, соответствие примеров выдвинутым положениям.

4. Виды избирательных систем.
10 мин.
Лекция учителя. Дискуссия.
Учащиеся знакомятся с различными видами избирательных систем и обсуждают сложные вопросы, связанные с выборами.
Умение аргументировать свой ответ и приводить яркие примеры.

5. Причины абсентеизма.
10 мин.
Ролевая игра с элементами дискуссии.
Учащиеся определяют возможные причины неучастия граждан в выборах
Навыки устного выступления, анализ ситуации

6. Ролевая игра «Выборы».
45 мин.
Ролевая игра
Учащиеся на практике знакомятся с ходом избирательного процесса и основными процедурами.
Умение применить полученные знания в практической деятельности.

7. Рефлексия.
2 мин.
Упражнение «плюс- минус-интересно»
Ученики отвечают на 3 вопроса
Умение сформулировать эмоции от урока


Ход урока.

Этап вводно – мотивационный.
Учитель зачитывает стихи И. Губермана.

Сильна Россия чудесами
И не устала их плести:
Здесь выбирают овцы сами
Себе волков себя пасти.

Боюсь, как дьявольской напасти,
Освободительных забот:
Когда рабы приходят к власти,
Они куда страшней господ.
ВОПРОСЫ.
- О чём идёт речь в стихах?
- Каково отношение поэта к выборам? Как это можно объяснить?
- Согласны ли Вы с его позицией?
- Какие исторические и политические события мог иметь в виду поэт?

Этап познавательный.
Работа в группах.
ЗАДАНИЕ. Учащимся предлагается найти в тексте учебника, в Интернете и обсудить в группах основные понятия темы
Основные понятия темы.
Абсентеизм (от лат. Absentia - отсутствие) - уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах парламента, президента, местных органов власти и т.п.
Выборы политические - способ выявления политических интересов населения и принятия коллективных решений на основе равноправного волеизъявления граждан.
Избирательные системы - процедуры выявления и согласования политических предпочтений населения, включающие определение весомости каждого голоса, порядок его подачи и способ подведения итогов. Имеются две основные избирательные системы: пропорциональная и мажоритарная. Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов. Кроме того, обычно устанавливается минимальный процент голосов, необходимый для получения мандата (обычно 5%). Мажоритарная система предполагает выборы одного депутата от каждого избирательного округа. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.
Плебисцит (от лат. Plebs-простой народ и scitum-решение, постановления) - всенародное голосование или опрос, призванный принять решение или выразить важное для государства мнение.
Политический маркетинг- создание привлекательного для избирателей имиджа кандидата
Референдум (лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - волеизъявление (голосование) всех граждан государства (или членов другого объединения, организации) по важному для него вопросу, важнейший институт непосредственной демократии.
В отличие от выборов при референдуме объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. Своеобразной формой референдума является плебисцит. Во Франции плебисцит считается более широким понятием, чем референдум. В США не делают различий между референдумом и плебисцитом. Законодательству РФ известно только понятие референдум. Референдумы подразделяются на общенациональные и местные; на конституционные и законодательные; консультативные и “решающие”; обязательные и факультативные.
Электорат - избирательный корпус, граждане данной страны, обладающие правом голоса (активным избирательным правом), круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.
Активное избирательное право – право отдавать свой голос за того или иного кандидата на выборную должность.
Пассивное избирательное право право выдвигать свою кандидатуру на ту или иную выборную должность.
Избирательный ценз – ограничение участия в выборах. Делятся на демократические (оседлости, возраста, психического здоровья, законопослушности) и недемократические (расовые, имущественные, сословные, национальные, образовательные и др.)

ЗАДАНИЕ группам: познакомиться с рядом высказываний о выборах, высказать собственное отношение к одному из высказываний

«С хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола добудет, а с дурным советчиком и меньшего лишится» (Даниил Заточник)
«Избирательный бюллетень сильнее пули» (Линкольн А.)
«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (Нейтан Д.)
«Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов» (Бисмарк О.)
«Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующее поколение» (Черчилль У.)
«Когда плохие граждане добиваются почетных должностей, то, чем менее достойными они приходят к власти, тем более небрежными становятся и преисполняются безрассудства и наглости» (Демокрит).
При наличии времени можно заслушать выступление групп (3 мин)

3. Учитель обсуждает с учениками вопрос: «Всегда ли выборы являются демократичными?».
При ответе на вопрос предлагается приводить примеры из истории и современной жизни, обсудить в группах и написать ряд условий, при которых выборы не будут считаться демократичными (отсутствие альтернативных кандидатур, дезинформация избирателей, недемократические цензы (имущественный, социальный, этнический), многоступенчатость, возможная фальсификация результатов, подкуп избирателей, ситуация вооруженного конфликта, давление на избирателей (силовое, психологическое и др.). Помочь ответить на поставленный вопрос может обращение к материалу учебника (стр. 252-253).
Среди других проблем, которые могут быть рассмотрены на этом этапе урока, следующие:
Почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет, хотя паспорт человек получает с 16 лет, а уголовная ответственность в некоторых случаях наступает с 14 лет?
Нужно ли установить имущественный ценз для кандидатов в депутаты, чтобы уменьшить опасность подкупа народных избранников
В чем причина абсентеизма (низкой активности избирателей)? Как можно преодолеть это явление и следует ли это делать?

4. В ходе небольшой лекции учитель знакомит учащихся с двумя основными избирательными системами – пропорциональной и мажоритарной. Затем в 4-х группах предлагается обсудить положительные и отрицательные стороны каждой из систем (первая группа анализирует положительные стороны мажоритарной системы, вторая – отрицательные стороны мажоритарной системы, третья- плюсы пропорциональной системы, четвёртая- минусы пропорциональной системы). Помощь в этом вопросе может оказать материал учебника (стр. 253-256).
Вопрос всем группам: Какая избирательная система наиболее предпочтительна в условиях современной России?

5. Отдельно следует обсудить отношение различных слоёв к выборам.
Проводится небольшая ролевая игра. Каждая группа будет играть роль представителей определенной возрастной или социальной группы (молодежи, пенсионеров, творческой интеллигенции, рабочих, крупных собственников и т.п.). Каждая группа должна выразить «своё» отношение к выборам и пояснить это отношение. В ходе общего обсуждения выясняются основные причины неявки избирателей на выборы.

6. Итогом рассмотрения темы может стать проведение игры «Выборы». Операционно-познавательный этап.

Учитель: Теперь, когда мы теоретически подкованы, приступим к практике. Начинаем деловую игру «Выборы в Государственную Думу РФ».
Представляю вам зарегистрированные партии: «Свободная Россия», «Коммунисты России», «Мы». На пресс-конференции присутствуют журналисты газет «Пластунский вестник», «Северное Приморье», «Вестник Тернея».
В ходе деловой игры ребята представляют свои программы.
Учитель: Уважаемые журналисты, прошу задавать вопросы.
В ходе пресс-конференции представители партий отвечают на вопросы журналистов. Учитель корректирует ход деловой игры.
Учитель: Представляю вам избирательную комиссию.
Избирательная комиссия, состоящая из учащихся, рассказывает о функциях избирательной комиссии.
Учитель: Сейчас вам предоставляется право отдать свой голос за ту партию, которая достойна быть представленной в Государственной Думе.
Учащиеся голосуют. Избирательная комиссия подсчитывает голоса. В это время один из учеников оглашает результаты социологического опроса на тему «Какими качествами должен обладать депутат?».
Избирательная комиссия оглашает итоги голосования, поздравляет победителей.

7. Рефлексия. Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно».  Его можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» - учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке.




Заголовок 815