Разработка урока по теме Русская культура во второй половине XIII – середине XV века


Тема: Русская культура во второй половине
XIII – середине XV века
Урок: исследование
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых
знаний
Цель урока: сформировать представления учащихся о развитии
культуры после монгольского разгрома
Задачи: 1. Выяснить, как развивалась литература, архитектура,
иконопись во вт.пол. XIII середине XV века;
2. Формировать умение работать с текстом,
иллюстрациями, учится анализировать полученную
информацию;
3. Воспитывать чувство гордости за культурное
наследие своего народа.
Оснащение
урока: учебник Е.В.Пчелов. История России с древнейших
времен до конца XVI века; компьютер; проектор;
презентация учителя; сообщение учащихся
(презентации); фрагменты текстов «Повесть о битве на
реке Калке», «Сказание об убиении в орде князя
Михаила Черниговского и его боярина Федора»,
«Задонщина».

Ход урока
I. Орг. Момент;
II. Постановка проблемы урока;
II. Изучение нового материала:
а. Постановка проблемы урока;
б. Вступление учителя;
в. Работа учащихся с фрагментами текста литературных произведений;
г. Работа учащихся с материалом презентации и текстом учебника.
д. Сообщение учащихся об иконописцах.
III. Закрепление материала – вывод урока – решена проблема?
IV. Итоги урока.
Ребята, давайте вспомним с какими событиями связано развитие русских земель в XIII-XV века?
Ответы учащихся
Правильно, Древнерусское государство распалось на множество уделов, их обороноспособность ослабела, из-за чего не смогли дать должного отпора монголо-татарам и русские земли попали в зависимость. Как развивались княжества в период зависимости Руси? Ведь войско хана Батыя разорило русские земли!
Ответы учащихся (Погибло множество произведений искусства, нарушилось преемственность традиций, но Русь оправилась после разгрома, и началось возрождение)
Мы с вами изучили, как русские земли возрождались в политическом и экономическом отношении. А сегодня мы поговорим о возрождении культурном. Запишите тему урока (слайд 1).
Постановка проблемы – мне известно, что Культура Руси этого времени достигла больших высот, ваша цель доказать, что это является истинной на основе фактов.
Проблема урока: доказать гипотезу – культура Руси во второй половины XIII – середины XV века достигла больших высот (слайд 2).
Работа с материалом презентации и текстом учебника. В конце каждого раздела вывод.
Письмо. Вспомните, на чем писали до середины XII века (пергамент), какой тип письма существовал (устав).
Тип письма изменился. Появился полуустав. Сравнить (слайд 3).
Буквы мельче, потеряли четкую геометрическую форму, возник их наклон. Письмо стало беглым. Слова и предложения разделены промежутками.
Скоропись – буквы за линию строк, сокращение слов, разнообразие.
Работа с текстовым материалом. Чему посвящена литература того времени?
Произведения:
-«Повесть о битве на реке Калке»;
-«Повесть о разорении Рязани Батыем» Кто такой Евпатий Коловрат?;
-«Повесть о Михаиле Черниговсом»;
-«Задонщина» - поэма рязанского боярина Софóния;
-Житие Сергия Радонежского – монах Епефаний Премудрый.
Монастыри сыграли большую роль в возрождении Руси. Почему?
Напомните, кто такой Сергий Радонежский и какую роль он играет в освобождении от монгольского владычества?
Архитектура. Вспомните, что собой представляла архитектура Древней Руси? (Деревянное зодчество) Что случилось со многими памятниками деревянной архитектуры? (Сожжены монголо-татарами).
Каменное строительство. Раньше всего началось в Новгороде, а потом распространилось по всей Северо-Восточной Руси. (Работа с материалом презентации и текстом учебника)
Коко́шник (в архитектуре) — полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары.
Иконопись. Иконопись этого периода представлена такими именами как Феофан Грек и Андрей Рублев.
О Феофане Греке нам приготовил сообщение «ученик».
О Андрее Рублеве нам приготовил сообщение «ученик».
Работа с текстом учебника. Опишите письмо Феофана Грека и Андрея Рублева (стр.185-186)
Работа с материалом презентации и текстом учебника.
Вместе с учениками выясняем, смогли ли мы справиться с поставленной проблемой урока.
Делаем выводы.
Вывод урока: Культура Руси в период образования единого Московского государства достигла больших высот. Ее произведения воплощали высокие патриотические чувства и лучшие качества русского человека.
Для учителя
Повесть о битве на реке Калке
В лето 6731 по грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла неслыханная рать, безбожные моавитяне, называемые татары, их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их. И зовут их татары.
СКАЗАНИЕ ОБ УБИЕНИИ В ОРДЕ КНЯЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО И ЕГО БОЯРИНА ФЕОДОРА
И вот какой обычай был у хана и Батыя: когда приедет кто-нибудь на поклон к ним, то не велели сразу приводить такого к себе, но приказано было волхвам, чтобы шел он сначала через огонь и поклонился кусту и идолам. А из всех даров, которые привозили с собой для царя, часть брали волхвы и бросали сначала в огонь, а уже потом к царю допускали и самих пришедших и дары. Многие же князья с боярами своими проходили через огонь и поклонялись солнцу, и кусту, и идолам ради славы мира этого, и просил каждый себе владений. И им невозбранно давались те владения, какие они хотели получить — пусть прельстятся славой мира сего.
«Задонщина» Софоний
И воскликнул князь великий Дмитрий Иванович: "Господи боже мой, на тебя уповаю, да не будет на мне позора никогда, да не посмеются надо мной враги мои!" И помолился он богу, и пречистой его матери, и всем святым, и прослезился горько, и утер слезы.
И тогда, как соколы, стремглав полетели на быстрый Дон. То ведь не соколы полетели: поскакал князь великий Дмитрий Иванович со своими полками за Дон, а за ним и все русское войско.
Для учеников
Повесть …
В лето 6731 по грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла неслыханная рать, безбожные моавитяне, называемые татары, их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их. И зовут их татары.
СКАЗАНИЕ …
И вот какой обычай был у хана и Батыя: когда приедет кто-нибудь на поклон к ним, то не велели сразу приводить такого к себе, но приказано было волхвам, чтобы шел он сначала через огонь и поклонился кусту и идолам. А из всех даров, которые привозили с собой для царя, часть брали волхвы и бросали сначала в огонь, а уже потом к царю допускали и самих пришедших и дары. Многие же князья с боярами своими проходили через огонь и поклонялись солнцу, и кусту, и идолам ради славы мира этого, и просил каждый себе владений. И им невозбранно давались те владения, какие они хотели получить — пусть прельстятся славой мира сего.
«Задонщина» Софоний
И воскликнул князь великий Дмитрий Иванович: "Господи боже мой, на тебя уповаю, да не будет на мне позора никогда, да не посмеются надо мной враги мои!" И помолился он богу, и пречистой его матери, и всем святым, и прослезился горько, и утер слезы.
И тогда, как соколы, стремглав полетели на быстрый Дон. То ведь не соколы полетели: поскакал князь великий Дмитрий Иванович со своими полками за Дон, а за ним и все русское войско.
Повесть …
В лето 6731 по грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла неслыханная рать, безбожные моавитяне, называемые татары, их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их. И зовут их татары.
СКАЗАНИЕ …
И вот какой обычай был у хана и Батыя: когда приедет кто-нибудь на поклон к ним, то не велели сразу приводить такого к себе, но приказано было волхвам, чтобы шел он сначала через огонь и поклонился кусту и идолам. А из всех даров, которые привозили с собой для царя, часть брали волхвы и бросали сначала в огонь, а уже потом к царю допускали и самих пришедших и дары. Многие же князья с боярами своими проходили через огонь и поклонялись солнцу, и кусту, и идолам ради славы мира этого, и просил каждый себе владений. И им невозбранно давались те владения, какие они хотели получить — пусть прельстятся славой мира сего.
«Задонщина» Софоний
И воскликнул князь великий Дмитрий Иванович: "Господи боже мой, на тебя уповаю, да не будет на мне позора никогда, да не посмеются надо мной враги мои!" И помолился он богу, и пречистой его матери, и всем святым, и прослезился горько, и утер слезы.
И тогда, как соколы, стремглав полетели на быстрый Дон. То ведь не соколы полетели: поскакал князь великий Дмитрий Иванович со своими полками за Дон, а за ним и все русское войско.