Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста


Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Г.Н. РизатдиноваВоспитатель детского сада "Мозайка republic"

Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются они сюжетно-ролевыми. В них детьми воспроизводится всё, что они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых. Так ребёнок начинается социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив, моделируя своё поведения, развивая коммуникативные и лидерские качества, оценивая свои поступки и сверстников.
Большое значение для становления ребёнка дошкольного возраста как личности имеют сюжетно-ролевые игры.
«Сюжетно-ролевые игры — это игры коллективного характера, формирующие у детей способность общаться со сверстниками».
Сюжет — основной элемент сюжетно-ролевой игры. Без него игры не будет. Сюжет — это та область деятельности, которую воспроизводят дети. Играя, дошкольник воспроизводит действия, события, взаимоотношения из жизни, при этом его игровые действия (осматривать пациента, готовить пирог, строить дом и т. д.) — главные средства, с помощью которых он реализует сюжет. Сюжеты игр бывают разными.
Следующий важный элемент игры — это её содержание, которое ребёнок воплощает при помощи определённой роли. Роль — это главный компонент игры и средство реализации сюжета. То есть, малыш, принимая роль, отождествляет себя с каким-то героем и живёт в игре по принципу соответствия этой роли, основанной на собственных представлениях. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Особенности и польза сюжетно-ролевой игры:
Определённые правила и их соблюдение детьми.
Социальная направленность игр.
Богатая эмоциональная палитра.
Развитие интеллекта.
Активное развитие творчества.
Речевое развитие.
Виды сюжетно-ролевых игр:
Бытовые: «Дом», «Семья», «Дочки-матери», «Праздник», «День рожденья»
Производственные и общественные: «Школа», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Библиотека», «Больница», «Автобус», «Поезд», «Милиция», «Пожарная бригада», «Стройка», «Армия» и другиеГероико-патриотические: «Герои войны», «Полёт в космос» и т.д.
Литературные: по сюжетам известных детям литературных произведений, мультфильмов, телепрограмм.
Режиссёрские: игры, в которых ребёнок сам озвучивает кукол и выполняет за них действия.
Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.
Необходимы условия для развития игрового сюжета, создание предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетичными, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.
Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям.
Объективные условия для развития творческой активности детей в игре:
а) источники различной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер;
в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к детской деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.
К субъективным условиям относятся:
а) интересы детей, их избирательность, устойчивость;
б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои впечатления, применить имеющийся опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.
       
 Творчество вплетено в игровую деятельность; причем для ребенка важнее сам процесс игры, а не результат. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, является «эмоциональное поглаживание», к которому относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительные подкрепление его действий (похвала, одобрение).
На протяжении дошкольного детства сюжетно-ролевая игра проходит несколько этапов: игры в отдельные действия взрослых, простые ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, творческие сюжетные игры.
 От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма.
Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации.
 Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа, продумыванию и воплощению его роли .             Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение  к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности.