БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ КАК КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ









Проект программы по теме: « БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ КАК КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».








Составитель Бублик Нина Николаевна
Воспитатель санатория МОРФ















Евпатория 2014

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ КАК КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..6
Понятие экологическое воспитание6
Особенности личности ребенка младшего школьного возраста..8
ГЛАВА II. ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ: «САМОЕ СИНЕЕ В МИРЕ – ЧЕРНОЕ МОРЕ МОЁ»12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.24

















ВВЕДЕНИЕ
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые годы в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
В решении проблемы охраны природы исключительно важное значение имеет ее педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей высокой культуры общения с природой, ответственности за сохранность ее объектов. Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека должно формироваться, начиная с детства, в семье и детских дошкольных учреждениях.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована следующая цель данной работы: изучить педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста в процессе организованной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
1. Детально изучить литературу по данной проблеме.
2. Выявить наиболее эффективные формы и методы работы по воспитанию у детей бережного отношения к природе через формирование экологической культуры.
Разработать и апробировать мероприятие для детей младшего школьного возраста, направленное на формирование бережного отношения к природе.
Методологической основой исследования являются важнейшие положения об экологическом воспитании, эстетическом отношении человека к природе; о роли экологического воспитания в осознанно-правильном отношении к природе и в формировании личности.
Теоретическая значимость состоит в изучение психолого-педагогической литературы, современных программ по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость: разработано открытое занятие для детей младшего школьного возраста, направленный на формирование у них бережного отношения к природе.
ГЛАВА 1. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ КАК КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие экологического воспитания
Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Выявив в сущности экологического воспитания две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение; мы пришли к выводу о необходимости рассмотреть в этой работе только формирование экологического сознания, так как для этого на уроке природоведения могут быть созданы все условия. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности .
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.
Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.
Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.
Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.
Содержание экологического воспитания усваивается в различной деятельности.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

· понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

· освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

· проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

1.2 Особенности личности ребенка младшего школьного возраста

В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б. Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли». В этот период получают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям.
В интеллектуальном плане у ребенка выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что у ребенка в это время появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере.
В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании - умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти - соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении. В мышлении этот синтез выступает объединением в единый процесс всех трех способов решения практических задач: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.
С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все более обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и рассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире.
В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного языка и может быть использован при обучении иностранным языкам.
Одновременно завершается процесс формирования речи как средства общения, что подготавливает почву для активизации воспитания и для развития ребенка как личности. Между ребенком и окружающими людьми возникают многообразные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. К концу раннего детства у ребенка оформляются и закрепляются многие полезные качества, включая деловые. Все это вместе взятое образует индивидуальность ребенка и делает его личностью. Вершиной личностного развития в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств способностей, причин успехов и неудач.
Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.
К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни.
Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций, т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся.

ГЛАВА II. ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ: «САМОЕ СИНЕЕ В МИРЕ - ЧЕРНОЕ МОРЕ МОЁ»

Сценарий открытого мероприятия: «Самое синее в мире – Черное море моё»
Цели:
- практическая: ознакомление и наблюдение за обитателями Черного моря.
- воспитательная: способствовать развитию у детей любви в морским обитателям, уметь замечать их красоту, закрепить знания о правилах поведения в природе, формировать позитивное эмоционально-целостное отношение к природе.
- развивающая: способствовать развитию речи детей, познавательного интереса, формирования умения работать в группе.
- образовательная: расширить и углубить представление у детей о Черном море, его обитателях и экологии Черного моря, а также формировать их представлении о многообразии морских обитателей.
Задача:
- познакомиться с обитателями Черного моря
Оборудование:
- рисунки, иллюстрации с изображением обитателей Черного моря
- подделки из природного материала: ракушек, песка
- аудиозаписи
Предварительная работа:
- чтение книг о Черном море и его обитателях
- разучивание песен, стихотворений, легенд и экологических сказок о обитателях Черного моря
- экскурсия по берегу Черного моря

Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Тема нашего занятия: «Самое синее в мире – Черное море моё». Сегодня мы будем вспоминать все, о чем читали, беседовали, рассказывали и учили на протяжении этого месяца. Наш город Евпатория находится на берегу моря, которое называется (Черное). Расскажите немного о нем.
Рассказ детей о Черном море. (Черное море очень глубокое, вода в море имеет солено-горьковатый вкус, т. к. в ней растворено много морских солей, полезных веществ, она обладает лечебными свойствами; в воде затягиваются ранки, чищенную морскую воду используют для полоскания горла и носа.)
Воспитатель: город Евпатория – детский и семейный курорт и лечат здесь не таблетками и уколами, а теплым морем, ласковым солнцем и целебным воздухом. Послушайте стихотворение в исполнении Максима Кучерявого «Здравствуй, море!».
1.Стихотворение «Здравствуй, море!»
Здравствуй, море!
Здравствуй, сказка!
Сколько музыки в словах.
Здравствуй, море!
Здравствуй сказка!
В этих чудо – берегах.
Удивительным бальзамом
Силы в мускулы нальет
Этот город черноморский,
Евпатория – курорт.

Воспитатель: Ребята, каждое море, как и человек, имеет свой характер, образ, привычки и историю. Нашему морю есть чем гордиться, за миллионы лет оно неоднократно меняло свой облик, вступало в брак с морями и океанами, пережило самую знаменитую библейскую катастрофу и вышло из нее ещё более красивым, обновленным, богатым, гостеприимным и ласковым. Ребята, а вы знаете, почему наше такое бирюзовое, ярко синее, изумрудное море, называют Черным? О нашем море сложено немало легенд, давайте послушаем одну из них. Расскажет ее Кирилл Жуга.

2. Легенда.
Легенда гласит, что в старину древние греки – одни из первых жителей нашего полуострова – назвали море Понтом Аксинским (Морем негостеприимным), но когда они выучили нрав моря и научились по нему путешествовать, не боясь бурь и прибрежных скал, то переименовали его в Понт Эвксинский – Море Гостеприимное. И лишь много лет спустя море переименовали в «Черное», потому что люди жившие там, где сегодня находиться Турция, заметили, что когда в морской воде цветут некоторые водоросли она кажется темной, как чернила. Так и возникло название «Кара Денис» - по-турецки «Черное море».

Воспитатель: Ребята, вы наверное заметили как меняется цвет нашего моря в зависимости от погоды и времени года. Давайте прослушаем стихотворение в исполнении Кати Правиковой «Море Черное – не только черное».

3. «Море Черное – не только черное».
Море Черное – не только черное;
Оно синее, как небеса,
Сердито-серое, или зеленое,
И спокойное, как бирюза
Море Черное – большое,
Утром серо-голубое,
Днем оно зеленое,
Пенное, соленое
Ну а ночью при луне,
Золотым казалось мне.

Воспитатель: Многообразие животного и растительного мира в Черном море просто поражает. Водоросли образуют целые «леса», отличительная особенность их – у них нет корней, а ко дну они прикрепляются присосками. Расскажите, что вы знаете о таких морских обитателях как моллюски?
Дети: К ним относятся: устрицы, мидии, морские гребешки; моллюски являются санитарами моря, мидии фильтруют морскую воду. Все вы, конечно, хорошо знаете рапана – это тоже моллюск. Рапан – не местный моллюск, а попал сюда с Японского моря и прижился у нас. Рапан – хищник, уничтожает мидий и устриц, но приносит пользу тем, что поедает мертвую рыбу.
Давайте споем песню о нашем ласковом Черном море: «Черное море – спросил я в Крыму».

4. Песня: «Черное море – спросил я в Крыму».

Воспитатель: Продолжим разговор об обитателях Черного моря. Интересен рак-отшельник, он прячет свое брюшко в пустую раковину, какого-нибудь моллюска, а когда вырастает и жилище становиться тесным, он находит себе новую раковину. Стихотворение «Рак-отшельник» расскажет Лера.

5. Стих «Рак-отшельник»
Рак-отшельник. Ну и комик!
В лес на пляже в чей-то домик
И нырнул в морской прибой,
Утащив его с собой.
Домик нравиться ему.
И, наверно, потому
На себе он домик носит,
Никого помочь не просит.
С ним гуляет, с ним играет,
С ним на пляже загорает.
И гостить к своим знакомым
Со своим приходит домом.

Воспитатель: Живут в нашем море и крабы, они тоже являются санитарами моря, очищают море от разлагающих остатков и они очень чувствительны к чистой воде. Стихотворение «Краб» расскажет Артём Дачковский.

6. Стих «Краб».
Дождик в море
Кап! Кап! Кап
Не спешит в укрытие краб.
Что он крабу, дождик тот,
Если в море краб живет.

Воспитатель: Все вы прекрасно знаете таких морских жителей как медузы. Их встречается 2 вида в Черном море: аурелия – возле берега, в форме блюдечка, а посередине её крест (безопасна); корнерот – имеет купол и длинные висящие щупальца и может нанести ожог.

Дети: Медузы тоже являются санитарами моря.
Стихотворение «Медузы» расскажет Наталья Курка.

7. Стих «Медузы»
В море плаваю медузы,
Всем показывают блузы.
До чего же много блуз
Море сшило для медуз.

Воспитатель: Дети, давайте немного отдохнем, проведем физкультминутку «К морю».
8. «К морю»
К морю быстро мы спустились,
В волны – прыг! – и освежились.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вот так славно порезвились,
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все плывем мы, как один,
Все плывем мы как дельфин.

Воспитатель: А теперь вспомним стихотворения об обитателях, которых мы еще не назвали.

9. Стих «Игла и Нить».
Ходит по морю игла –
У иглы одни дела;
Рядом ход рыба-нить, –
Видно что-то будут шить.
10. «Бычок и Камбала».
Спросил у камбалы бычок:
– Кто вы тётенька? – Молчок.
Шамкнул:
О, как сон глубок,
Аж глаза сползли на бок!...
11. «Катран».
Встал катран с постели рано.
Дел немало у катрана:
Мерят море, рыб пасти,
На волнах дозор нести.
12. «Ставрида».
Ставрида – рыба стайная,
Придонная и тайная.
И где бы ни жила она –
Растет и множится у дна.
13. «Прилипала».
Любит рыба – прилипала
Прилипать к чему попало:
К великану-теплоходу,
Лишь сошедшему на воду,
К катерам, к фелюгам плоским.
На спине ее присоски.
И к киту прилипнуть может,
И к большой акуле – тоже.
К черепахе водяной
Лишь бы плавать не одной
14. «Морской петух».
Живет в морях.
Морской петух.
Он рыба, а не птица.
Но он кудахтать может вслух
И, как гусак, дразниться.
На нем чешуйчатый наряд
Мерцающей окраски
И в море выплыл, говорят,
Он из волшебной сказки.

Воспитатель: Да, наше море очень щедрое на обитателей. А про кого из обитателей мы забыли вспомнить? Да, правильно, это, конечно же, дельфины. Ребята, а дельфины это рыбы или животные.
Дети: Дельфины – млекопитающие животные, в переводе с греческого «дельфос» - «брат». Дельфины добрые и умные животные. Сохранилось немало о них рассказов. Они спасали людей, загоняли рыбу в сети рыбаков, спасали суда, указывая им путь.
Сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Ныряем мы и видим».

15. Игра «Ныряем мы и видим».
Знакомим участников смены, вспоминая названия морских обитателей. Ребята рассаживаются по кругу. Первый участник называет своё имя и название какого-либо морского жителя на ту же букву, с которой начинается собственное имя. Второй участник повторяет имя первого и название его морского жителя, потом называет своё имя и своего обитателя моря.
Например, (первый) а меня зовут Кирилл, я нырну – увижу камбалу, Катя – конька, Максим – медузу, Диана – дельфина, Богдан – барабулю, Артём – актинию, Сережа – скат, Лера – лиса, Ира – игла.
Проведем викторину от Нептуна.
1. Может плавать и одна и с косяками. Дышит жабрами и водит плавниками (Рыба)
2. Нереститься ей в реках – одна маята, Из семейства лососевых рыба (Кета)
3. То желтея, то краснея, не спеша, плавает она. И красива, и крупна, жжет медуза (Цианея)
4. Ядовит и нравом крут осьминог, иначе(Спрут).
5. Два глаза с одной стороны у рыбешке. И очень расплющена в виде лепешки(Камбала)
6. Драчун и забияка
Не знает страха,
Живет в воде,
Носит иглы на спине. (Ёрш)
7. Он в самом омуте живет
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот
И длинные усы (Сом)

Воспитатель: Ребята, бросается в глаза, что многие черноморские обитатели названы именами наземных животных. Назовите как можно больше морских обитателей, схожих с наземными.
Дети: морская корова, лисица, ёж, конек, слон, лев, леопард, змея, собачка, свинья.
Воспитатель: Вы молодцы.
Ребята, море – живой организм. А после лета осталось много мусора и Международный фонд по защите животных объявляет акцию «Собери пластиковый мусор! Сохрани жизнь в океане!». Нельзя оставаться равнодушным ко всему, что может, нарушит экологию нашего Черного моря, чтоб в дальнейшем мы могли без страха купаться в его чистых водах!
Дети, к нам в гости пришли обитатели Черного моря, давайте послушаем, что они расскажут о себе и о нас людях!
16. Экологическая сказка. МОРСКАЯ СТИРКА
Тюлень Монахов: Добрый день, дорогие друзья! В эфире передача «Морская стирка». И я, ее ведущий, Тюлень Монах, в простонаречьи Тюлень Монахов, приветствую Вас. Ведем мы нашу передачу со дна Черного моря. Сегодня у нас в студии будет много замечательных гостей – черноморских обитателей. Итак, встречайте – гость первый. Катран – колючая акула или морская собака.
Катран: Здравствуйте, здравствуйте все! Я давно хотела попасть на вашу передачу, чтобы рассказать о себе. При слове «акула» у многих пробегает по телу дрожь, подгибаются колени и волосы встают дыбом. Но я, катран, хоть и принадлежу к акулам, опасности для человека не представляю. Наоборот, из моего мяса люди изготавливают балык, моя кожа – шагрень использовалась для полировки дерева, из моей печени добывают жир для медицинских и технических целей
Тюлень Монахов: Извините, Вас послушать, так вы совершено безопасное и очень полезное животное в нашем море, но вот у вас есть оппонент – это черноморский дельфин – белобочка. (Появляется дельфин) Дельфин: Добрый вечер! Я был в тайной комнате и слышал все, о чем говорил катран. Я с ним не согласен. В нашем море были случаи, когда стаи катранов набрасывались на дельфинов. И еще я неоднократно слышал жалобы раков на то, что катран обладает удивительной способностью разыскивать выставленные рыбаками сети и пожирать запутавшуюся в них рыбу.
Катран: Разрешите сказать слово в свою защиту – кушать очень хочется! Рыбки-то в последнее время в море маловато стало, вот и приходится выживать таким образом! А рыбка-то исчезает по вине человека – он виноват во многом.
Тюлень Монахов: Ну, разговор с человеком у нас еще впереди. А что вы, дельфин, хотели бы рассказать нам сегодня?
Дельфин: Я пришел один, но буду говорить от имени всех моих товарищей – черноморских дельфинов. Нас живет здесь 3 вида: я – белобочка, афалина и азовка. В последнее время нас становиться все меньше и меньше. А помните – в былые времена, люди стихи нам посвящали.
Например, такие: (Встает)
Знаешь легенду? Из темных глубин
Мальчика вынес на берег дельфин.
Знаешь, а раньше дельфины могли
Путь кораблям показать до Земли.
Этих животных нельзя не любить,
Силу и разум нельзя не ценить.
Люди в долгу перед нами сейчас
Вы слышите, люди!
Просят дельфины о помощи Вас.
Тюлень монахов:
В нашей потайной комнате сидит еще одни гость – это одна из массовых рыб Черного моря – Ставрида. Мы приглашаем её к нам. (Выходит Ставрида).
Ставрида: Я пришла сюда сегодня не случайно. Через вашу передачу я хочу выразить благодарность замечательной «няне» моих деток, моих малюток – ставридок – медузе – корнероте. Все дело в том, что я откладываю плавучую икру, которая большей частью развивается в нейстоне. Мои мальки, длинною 1-2 см., держатся вблизи медузы – корнероты и при малейшей опасности прячутся под её колоколом, ничуть не опасаясь яда медузы. Иногда под куполом такой «няни» можно встретить до 100 мальков. Когда с моими детками такая надежная «няня» - я за них спокойна. Да, кстати, мои детишки сегодня пришли со мной и хотят для своей любимой няни исполнить песенку. (Появляются ставридки и исполняю песню «Хали-гали»).
Когда мальками мы впервые вышли в свет,
Не знали мы, где спрятаться, о нет.
Но спасена и жизнь и честь:
Медуза – корнерота в море есть.
Нас она всех приютила
И любовью мило окружила.
Нам так назначено судьбой,
Медуза-корнерот мы с тобой.
Хали-гали! Пара-трупер!
Мы – ставридки – просто супер!
Хали-гали! Супер восемь!
И медуза нас не бросит.
Тюлень Монахов: А вот и она! Медуза-корнерот! Мы её тоже пригласили в нашу студию.
Посмотрите, как она прекрасна!
Хрустальный колокол плывет
В прозрачной глубине.
Такое видишь наяву,
А не в волшебном сне.
Есть у медузы красота
И есть бесценный дар.
Медуза: Фильтрую воду не с проста, я – моря санитар.
Тюлень Монахов: Да, и няня, и санитар, все в одном лице.
Медуза: Но я сегодня пришла поговорить не о себе. Те морские обитатели, которых в море осталось уже очень мало и которые не смогли попасть на вашу передачу, попросили меня прочитать их послание людям. Я очень волнуюсь, и голос мой дрожит. (Читает на фоне музыки из к/ф «Бандитский Петербург»)
Со страниц Красной книги смотрим людям в глаза,
Просим вашей подмоги, не хотим исчезать.
Двадцать семь под угрозой,
Нас всего двадцать семь,
И взвывает природа
К вам о помощи всем.
Наше Черное море
Нам большой синий дом.
Только, может быть, вскоре
Лишь песок будет в нём.
Потому очень важно
Наше море спасти:
Детям вашим и внукам
Здесь взрослеть и рости.
Тюлень Монахов: Извините, мне тоже хочется добавить следующие слова:мНе твори зла природе, и запомни на век:
Будь хозяином мудрым, если ты – человек.
Поэтому сейчас я приглашаю к нам в студию человека.(Появляется человек)
Человек: Я был в вашей тайной комнате и все слышал. Друзья мои, я многое понял. У вас своя интересная жизнь, свои отношения, а мы, люди, так бесцеремонно вторглись и постепенно разрушаем ваш мир, нанося этим огромный вред и вам и себе.
Ведь мы, люди, тоже не можем жить без моря. Оно дарит нам красоту, здоровье, пищу, а мы так безжалостно губим его.
Мы тысячи лет брали моря дары,
Диктуя ему свою силу и волю,
О тех не заботясь кто в море живет,
В безбрежном, родном этом водном просторе.
По рекам мы гнали сюда химикаты,
Токсины и разных заводов отходы.
Мы дно углубляли и ставили тралы,
Всем этим губя жизнь морского народа.
Аварии танкеров в море случались,
И пленка из нефти его покрывала.
Не думали мы ни о детях, о внуках
Вы правильно это сегодня сказали.
Когда отдыхали, мы портили пляжи
Пугая и рыб, и креветок, и крабов.
Тюлень Монахов:
Я чувствую: важное поняли вы,
Что вам за спасение браться пора бы.
Человек: И на прощание я хотел бы для вас спеть, а вы мне подпевайте.(Музыка песни «Май»)
Я море черное люблю,
И в этом с вами мы похожи.
Ведь состояние его
И я обеспокоен тоже
Да, стала грязною вода,
Все меньше рыб, дельфинов, мидий
Я признаю свою вину,
Я очень сильно вас обидел.
Припев:
Нам без моря всем жить нельзя,
Только это поздно понял я,
Постараюсь море я спасти,
Чтоб могли вы жить здесь и расти.
Тюлень Монахов: Ну что ж друзья. На этом наша встреча подходит к концу. Её участники прощаются со всеми, кто сегодня смотрел нас и слушал. И я, редкий исчезающий вид Черного моря, Тюлень Монах, надеюсь, что многие из вас сегодня задумались о том, что море Черное – наш дом и беречь его нам надо.(Конец)

Ребята, а теперь подведем урок нашего занятия: мы с вами говорили о том, что вода в море какая? почему? Повторим, какие жители обитают в Черном море. Что мы еще поняли об экологии Черного моря?
Да ребята все вы назвали правильно, ведь Черное море – наш дом и его надо беречь.
На прощание мы с вами споем песню про Черное море.










ЗАКЛЮЧЕНИЕкологический образование дошкольник природа
Данная работа была ориентирована на формирование бережного отношения к природе детей младшего школьного возраста.
В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит пред человечеством важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания.
Проведя теоретический анализ литературы по проблеме исследования, нами был предложен сценарий открытого занятия «Самое синее в мире – Черное море моё», направленный на повышение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.
В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллаев, З. Экологическое отношение и экологическое сознание. // Философские науки. -1991, N2, - С. 186-190.
2. Алексеев, С.В., Симонова, Л.В. Идеи целостности в системе экологического образования старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1991. - 330 с.
3. Бобылева, Л., Дупленко, О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998. -N 7. -С. 36-42.
4. Веселов, Т.М. Формирование экологической культуры старших дошкольников //Дошкольное образование, 2003. - №2. - С.110-113.
5. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы // Начальная школа, 1997. - №4. - С.159.
6. Володченко, И.А. Экологические праздники в детском саду // Листья в ладонях, 1994 - № 3. - С.5-9.
7. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и старших дошкольников. - М.: Аркти, 1999. - 178 с.
8. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998. -N 7. -С. 45-49.
9 Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание, 2005. -N 7. -С. 3-9
10. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
11. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.
13. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
14. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
15. Новолодская, Е.Г. Методика развития экологической культуры у старших дошкольников // Дошкольное образование, 2002. - №3. - С.52-55.
16. Рыжова, Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998, - N 7. - С. 26-34.


























Приложения















































































13 PAGE \* MERGEFORMAT 143315




Заголовок 115