Конспект занятия по внеурочной деятельности в 6 классе Бережное отношение к природе


ТЕМА: Бережное отношение к природе
Класс: 6
Дата: 13.12.2016
Цели и задачи: расширять и углублять природоведческие знания обучающихся, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе и к животным
образовательные: обучение умению делать выводы на основе рассказа учителя, собственного жизненного опыта
развивающие: уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе; понять, почему сохранение и бережное отношение к природе являются христианским служением:
воспитательные: помочь обучающимся осознать личную сопричастность в деле охраны природы;
Вы узнаете:
- Что делает человека выше природы
- Какую ответственность несет человек за сохранение природы
Личностно-значимая проблема:
Бываете ли вы сердиты, если кто-то разрушает то, что вы с заботой и любовью построили?
Знакомы ли вам случаи разрушительного и вредного воздействия человека на природу?
Как вы полагаете, если у нашего мира есть Творец, как Он воспринимает такие действия людей?
Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца.
Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди.
Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение.
Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина.
Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. На одном из наших первых уроков мы говорили о том, что культура – это такой труд, в котором человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным.
Поднимите руку, кто этим летом был в лесу?( Прослушивание фрагментов аудиозаписи фрагмент – лето, голоса птиц.)
Давайте закроем глаза, и представим, что мы в лесу, на огромной зеленой поляне.
-Что вы видите, слышите?
Демонстрация фото « Природа в опасности»
Скажите, совпадает ли то, что вы себе сейчас представляли с тем, что видите?
- Что вы можете сказать об этих фотографиях?
Выводы детей
К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств для себя, а не для всех. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм.
Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что по сути отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли.
Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Истинный Хозяин (Владыка) на земле - Бог, а не человек, который «ходит под Богом».
Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.
Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил.
-А что может каждый из нас для сохранения природы? ( ответы детей, рассуждения) Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить ее от нас. Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей. Если вы пополните ряды ученых, вы сможете внести свой вклад в это святое дело.
Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению.
Христианское милосердие может распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка – «блажен, иже и скоты милует» (Притч.12, 10. церк-слав.перевод).
Милосердное отношение к ним проявляет себя, в частности, в том, что человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. И, конечно, пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним.
Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался.
Библейская история
Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский – «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.
(С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища) 2. О чем предупреждает библейский рассказ о потопе?
Демонстрация презентации, беседа по содержанию
Отломленная ветка
Вдоль парковой аллеи бежал мальчик. Был ясный весенний день, на деревьях пели птицы, среди цветов летали разноцветные бабочки. Мальчику было весело. Он бежал размахивая руками.
Вдоль аллеи росли маленькие липки. Их недавно посадили. Мальчик, развлекаясь, оторвал целую ветку. Веточка упала на землю. Мальчик на минуту остановился, глянул на дрожащие листочки. Посмотрел и на липку: с северной стороны стволика зияла рана…
Мальчику стало жалко деревце, но жалость жила в его сердце не долго.
Прошло много-много лет. Вчерашний мальчик стал уже дедушкой.
И вот тёплым весенним днём пришёл он в тот парк, в котором бегал в детстве маленьким шаловливым мальчиком. Вдоль аллеи росли высокие стройные липы. Только одна была словно поранена с северной стороны. У неё как будто руки не было. Вместо ветки – глубокий шрам.
Дедушка остановился. Узнал липку. Это он когда-то отломил ей маленькую веточку. И вот теперь на высоком дереве не было большой ветки. Меньше листьев зелёных. Меньше цветов липовых, меньше жужжания пчелиного – потому что сломал он веточку. Меньше и радости на свете.
Дедушка вздохнул. Он стоял на аллее и смотрел на ровную дорожку, по которой бежал маленький мальчик.
(По В. А. Сухомлинскому).
Я предлагаю создать свой небольшой проект – « Я в мире природы»    
Работа над проектом(устным журналом)
1 страница «По страницам Красной книги»
2 страница «Правила поведения в природе»
1Продолжи предложение природа-
2. Вам знакомо слово «экологический кризис»? Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?
3. Нарисуй три круга. Расположи их один над другим. Впиши в них слова «Природа», «Бог», «Человек» так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому (чему) .( Бог учит человека заботиться о природе)
5. В чем проявляется милосердие к животным? Есть ли у тебя домашние питомцы и какие у тебя обязанности перед ними?
6. Чувствуют ли животные доброе сердце человека? Встречались ли вам такие случаи?
Вывод детей по теме урока.
Спасибо всем за работу.