Урок по обществознанию для 9 класса «Голосование, выборы, референдум»


МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока
по обществознанию
9 класс
учитель высшей категории
Шарипова Елена Петровна

Урок 12 9 класс.
Тема: Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе. (2 урок)
Тип урока: закрепление изученного
Форма: комбинированный с элементами деловой игры
Цель урока:
1 Образовательная: — раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателя; добиться усвоения учащимися основных понятий урока, выяснить с учащимися, что такое политическое участие; какова роль и функции выборов в органы власти; каковы основные типы избирательной системы; раскрыть сущность политического процесса;
2 Развивающая: -сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
— ознакомить учащихся с избирательным законодательством, продолжить формирование у них навыков работы с документами правового характера;
— развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию;
3 Воспитательная. —распространение знаний в области избирательных прав граждан в молодежной среде; формирование у молодежи активной жизненной позиции; повышение значимости выборов в глазах будущих избирателей
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
побудить у учащихся мотивацию к изучению этой темы в большем объеме, чем предусмотрено программой;
дать возможность проявить способности учащихся в разных видах творчества;
привить интерес к изучению предмета обществознания.
Методы: самостоятельная работа учащихся , исследовательский, проблемно –поисковый, индивидуальная работа, творческие выступления, проектная деятельность, тестирование
Оборудование: доска, мультимедиа, слайды презентации, карточки с заданиями, маршрутные листы, «сундучок с сюрпризом», документы для избирательной компании, презентации, рабочая тетрадь, бейджики, ширма, урна, паспорта, сладости для проблемной ситуации .
Основные понятия: выборы, избиратель, избирательные принципы, активное избирательное право, пассивное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, кандидат.
Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», выдержки из Уголовного Кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях
Ход урока:
I Организационный момент.
II Проверка знаний.
III Вводная беседа
IV Закрепление изученного материала.
V Рефлексия.
VI Практическая работа.
VII Домашнее задание.
V III Итоги урока, оценки,
Предварительная работа (за 2 недели до урока)
Деление учащихся на группы партии, выдвижение кандидатов на пост президента школы;
Работа с учащихся по основным вопросам темы, составление макета проектов, создание программы для кандидатов;
Проведение предвыборной агитации среди 9, 11 классов(выступления, листовки, буклеты);
Подготовка документов для избирательной компании
Время Деятельность учителя Деятельность детей
1
10 I Организационный момент. Сегодня мы поговорим об избирательном праве.
Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».
Наверное, каждый взрослый человек в современном обществе знает, что такое выборы. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи – наблюдают за этим процессом со стороны. В представлении обычного гражданина выборы часто сводятся к простой процедуре заполнения бюллетеня, которая не более чем эпизод в их повседневной жизни.
Важность выборов многие склонны недооценивать.
Мы постараемся сегодня пережить эти важные моменты взрослой самостоятельной жизни.
Мы провели большую предварительную работу. Предвыборная компания завершается, сегодня пройдут выборы Президента школы.
II Проверка знаний. Проверка политической зрелости
по теме «Политическая сфера общества»
1. Какова власть парламентариев (у нас – депутатов Госдумы и членов Совета Федерации)?
а) исполнительная; б) законодательная; в) судебная.
2. Закончите определение:
«Политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления – это …………….»
3. Каковы основные признаки правового государства?
а) большое количество законов; д) разделение властей;
б) верховенство закона; е) мощный полицейский аппарат;
в) гарантия прав и свобод личности; ж) суровость законов;
г) преобладание права над моралью; з) сильный, независимый, гласный суд.
4. Кто (что) является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?
а) парламент; б) президент; в) народ.
5. Чем является по государственному устройству Россия?
а) Федерацией; б) конфедерацией; в) унитарным государством.
6. Выберите лишнее. К недемократическим режимам власти относятся:
а) тоталитарный; б) парламентский;
в) авторитарный; г) фашистский.
7. По достижении какого возраста гражданин РФ приобретает активное избирательное право?
а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 год.
Осознание задач урока, знакомятся со слайдами презентации №1-2
Слайды №3-4
Письменно выполняют тестовые задания
Слайд № 5-6
2
2
2
26
1
1
8. Высшим непосредственным выражением власти народа являются:
а) референдум; б) свободные выборы; в) и то, и другое.
9. Закончите определение:
«Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах, называется ………………………..»
10. Работа над основными понятиями
на соответствие
А- Избирательная система 1-от лат. «то, что должно быть сообщено») - всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права; проводится по особо важным вопросам государственной жизни.
Б- Референдум 2-это совокупность положений, описывающих будущее устройство общества и выражающих критику стоящего у власти правительства; это средства и механизмы решения злободневных социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается народ.
В- Политическая программа 3- это упорядоченная совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути, формы и методы образования представительных органов государственной власти.
III Вводная беседа
Тема урока Голосование, референдум, выборы в демократическом обществе.
В жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства.
Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, примем участие в демократических выборах. Наша задача — выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие возникают проблемные ситуации на выборах.
IV Закрепление изученного материала.
- типы избирательных систем;
- разновидности выборов.
V Рефлексия.
Ответить «да или нет»
Может ли страна обойтись без выборов?
Можно стать президентом РФ не имея высшего образования?
Какие существуют избирательные системы?
Могут ли в демократическом государстве участвовать в выборах люди, имеющие минимальный уровень доходов?
Могут ли женщины голосовать на выборах?
Вы приходите на выборы, а возле кабинки стоит человек, указывающий вам, за кого голосовать. Правомочно ли это?
VI Практическая работа.
Выборы президента школы
Участники:
2- кандидата на пост президента школы;
2 - члена избирательной комиссии»
2- доверенных лица от кандидатов;
1-корреспондент;
2- наблюдателя;
Остальные учащиеся и учителя - избиратели
Встреча с избирателями, знакомство с программами кандидатов.
Работа команды Представление партией своего кандидата.(презентации)
Работа избирательной комиссии, подготовка избирательного участка(оформление, документы). Назначение наблюдателей,
Голосование и подсчет голосов
Решение проблемной ситуации
Учитель специально во время голосования ходил раздавал конфеты и агитировал то за одного, то за другого кандидата.
Обсуждение этой ситуации
Обнародование результатов
Динамическая пауза. (процесс голосования)
VII Домашнее задание. § 7, термины, задания в рабочей тетради все.
V III Итоги урока, оценки, Ещё раз поздравить победителя, поблагодарить за работу всех
Слайд №7 устно ответить на вопросы по схеме
Слайд № 8-9
Отвечают на вопросы слайд №-10
Слайды 11-15
Выступают индивидуально с (презентациями), знакомятся с программами кандидатов(презентация), наблюдают за ходом выборов, пишут статью в школьную газету, принимают решения, голосуют, ведут подсчет голосов, заполняют ведомости,
Обнаружили нарушение, сделали замечание, обсудили ситуацию слайд №13
Запись в дневник
-подводят итог своей работы